Студопедия — Авторский курс
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Авторский курс

 

АБСТРАКЦИОНИЗМ -направление в искусстве XX века, последователи которого изображают реальный мир как сочетание отвлеченных форм, цветовых импровизаций.

АВАНГАРДИЗМ -общее название разных течений в искусстве XX века, порывающих с традиционными художественными принципами, ищущих новые средства художественного выражения. Крайнее выражение модернизма.

АГИОГРАФИЯ - литература о жизни и деяниях святых.

АГОН - соревнование, состязание.

АГОРА - торговая площадь и место проведения народных собраний в древнегреческих городах.

АККУЛЬТУРАЦИЯ -процесс взаимовлияния культур, в результате которого культура одного народа полностью или частично воспринимает культуру другого народа, обычно более развитого.

АКСИОЛОГИЯ - наука о ценностях.

АЛЛЕГОРИЯ - иносказание, выражение какой-либо идеи в виде конкретного образа или скрытого намека.

АЛЛЕГОРИЗМ - иносказательность, принцип художественного осмысления действительности и организации материала в искусстве, при котором отвлеченные понятия, идеи выражаются в конкретных наглядных образах.

АЛТАРЬ -1) жертвенник; 2) часть христианского храма, где находится престол, от других частей храма отделен иконостасом.

АМВОН -в христианском храме — возвышение, на котором совершается часть богослужения и произносятся проповеди.

АМПИР - художественный стиль в архитектуре и прикладном искусстве позднего классицизма, основанный на подражании античным образцам.

АМФИТЕАТР -в древнегреческом театре — места для зрителей, расположен­ные на склонах холмов; в древнеримской архитектуре — открытое круглое или эллиптическое сооружение для зрелищ, в котором места для зрителей располага­лись уступами вокруг арены.

АМФОРА -сосуд для вина или масла, суживающийся книзу, с узким горлом и двумя ручками.

АНТИНОМИЯ - противоречие между двумя положениями, логически одинаково доказуемыми.

АНАХРОНИЗМ -пережиток старины, не вяжущийся с современным укладом жизни; устаревший взгляд или обычай; ошибка против хронологии, отнесение явления не к тому времени.

АНИМИЗМ -одна из ранних форм религии, связанная с верой в существо­вание духов, в одушевленность всех предметов и явлений, в наличие души у лю­дей, животных и растений.

АНТАБЛЕМЕНТ -балочное перекрытие пролета или завершение стены, состоящее из архитрава, фриза и карниза.

АНТИЧНОСТЬ -период развития культуры и искусства Древней Греции и Древнего Рима.

Антропологическая культурология - раздел культурологии, смежный с антропологией и изучающий связи между культурными феноменами и природой человека, психологией и менталитетом отдельных народов.

Ареал культурный - географический район, внутри которого у подчас разных народов обнаруживаются одни и те же культурные особенности.

АНТРОПОМОРФИЗМ -перенесение присущих человеку психических свойств на явления природы, очеловечивание, наделение человеческими свойст­вами неодушевленных предметов, представление богов в человеческом образе.

АНТРОПОЦЕНТРИЗМ -тип мировоззрения, согласно которому человек есть центр вселенной и конечная цель всего мироздания.

АПОКАЛИПСИС -последняя книга Нового Завета Библии, которая содер­жит пророчества о конце света.

АПОКРИФЫ - произведения раннехристианской литературы, не вошедшие в канон Св. Писания. Некоторые апокрифы, наряду с каноническими книгами, широко использовались в средневековой литературе и изобразительном искусстве.

АПОФЕОЗ -прославление, возвеличение какого-либо лица, явления или со­бытия; заключительная торжественная массовая сцена спектакля, праздничной концертной программы.

АПСИДА -ниша в восточной части храма, где находится алтарь; полукруглая, иногда многоугольная, выступающая часть здания, имеющая собственное пере­крытие.

АРКАТУРА (аркатурный пояс) - декоративный мотив в виде ряда глухих арочек.

АРКБУТАН -наружная подпорная арка (большей частью в готической архитектуре), передающая распор свода на устои (контрфорсы), помещенные снаружи здания.

АРТЕФАКТ -(искусственно сделанный) - процесс или образование не свойственное объекту в нормальном для него состоянии и возникающее обычно в ходе его исследования.

АРХАИКА -ранний этап в развитии искусства, главным образом ранние пе­риоды древнегреческого и египетского искусства; древность, старина.

АРХЕТИП -исходный первообраз (в сознании, искусстве); базовая структура мышления (часто проявляющаяся на бессознательном уровне), находящая отражение в культуре.

АРХИТЕКТОНИКА -композиционное строение любого произведения искус­ства, обусловливающее соотношение его главных и второстепенных элементов.

АСКЕТИЗМ -ограничение или подавление чувственных, телесных желаний для достижения сосредоточенности духа, свободы от материальных потребно­стей, обретения сверхъестественных способностей.

БАЗИЛИКА - здание вытянутой прямоугольной формы, разделенной на несколько частей (нефов) рядами столбов или колонн. Получило широкое распространение в раннехристианскую эпоху как основной тип культовых сооружений. На востоке трансформировался в крестово-купольный храм.

БАРАБАН - венчающая часть здания, несущая купол, имеет цилиндрическую или многогранную форму, прорезана окнами и служит для освещения церкви.

БАРЕЛЬЕФ -рельефное украшение, чуть выступающее над плоскостью фона (не более, чем на половину объема).

БАРОККО - (странный, причудливый) стилевое направление конца XVI - середины XVIII вв. Европы и Америки, связано с дворянско-церковной культурой зрелого абсолютизма, тяготевшее к торжественному и <большому стилю>. БАРОККО свойственны контрастность, напряженность, динамизм, аффектация, стремление к величию и пышности, к слиянию искусств.

БЕСТИАРИЙ -средневековый нравоучительный трактат, содержащий пере­чень иносказательных употреблений названий животных (в том числе геральди­ческих и мифологических).

БИБЛИЯ -собрание христианских книг, составляющих Священное Писание, состоит из Ветхого Завета и Нового Завета.

БРОНЗОВЫЙ ВЕК -условное название исторического периода в развитии человечества, характеризующееся изобретением и широким распространением бронзовых орудий и изделий, пришедшим на смену каменным.

БУДДИЗМ -одна из трех основных мировых религий, возникшая в VI в. до н. э. в Индии и названная по имени своего легендарного основателя Гаутамы, получившего впоследствии имя Будда (просветленный).

БЮСТ -скульптурное изображение головы и верхней части тела человека (по грудь или по пояс).

ВАНДАЛИЗМ -бессмысленное, варварское разрушение культурных ценно­стей.

ВАРВАРСТВО 1) средняя из трех эпох исторического развития человечества (дикость — варварство — цивилизация); 2) крайняя, часто бессмысленная жесто­кость, бескультурье.

ВЕДИЗМ -древнейшая религия, сформировавшаяся в период с конца II тыс. до н. э. по середину I тыс. до н. э. в Индии; основы религии изложены в Ведах.

ВЕДЫ -древнейшие памятники индийской литературы и религии, состоят из четырех сборников, содержащих религиозные гимны, песнопения, формулы заклинаний, обрядовые предписания, мифы.

ВИДЕО-APT -одна из современных форм искусства.

ВИТРАЖ -произведение декоративного искусства, выполненное из материа­ла, пропускающего свет; картина или орнаментальная композиция из стекла.

ВОЗРОЖДЕНИЕ -(Ренессанс) — этап в культурном и идейном развитии ря­да стран Европы, развивший идеалы гуманизма и пришедший на смену средне­вековой культуре.

Восточные типы культуры - типы культур, возникшие на Ближнем и Дальнем Востоке и характеризующиеся преимущественным развитием таких отраслей духовной культуры, как мистика, мифология, религия, искусство.

ВОСЬМЕРИК -в древнерусской архитектуре — ярус храма, имеющий в пла­не восьмиугольную форму.

ГАЗЕЛЬ -стихотворная форма в поэзии народов Ближнего и Среднего Вос­тока, предполагающая повтор первой смежной рифмы в конце четырех строк.

ГАЛЕРЕЯ -длинное и узкое крытое помещение, соединяющее отдельные части здания; длинный крытый балкон вдоль стены здания.

ГАММА - в живописи — последовательный ряд цветов, используемых при создании художественного произведения.

ГАРМОНИЯ -эстетическая категория, обозначающая цельность, слитность взаимодействие всех частей и элементов формы. Одушевленную гармонию, на­полненную человеческим смыслом и чувством, называют красотой.

ГЕДОНИЗМ -этическое учение в древнегреческой философии, согласно ко­торому целью жизни и высшим благом признается чувственное наслаждение.

ГЕНЕЗИС -происхождение, возникновение; процесс образования и станов­ления развивающегося явления.

ГИМН -в Древней Греции — торжественная хвалебная песня в честь богов и героев; в странах Западной Европы до XIX в. — духовная песня.

ГИПЕРБОЛА -стилистическая фигура, состоящая в образном преувеличе­нии.

ГИПЕРТРОФИРОВАТЬ -преувеличивать, чрезмерно преувеличивать.

Глобальные проблемы - проблемы, важные для всего земного шара, такие как экологическая, демографическая, ресурсная, предотвращение мировой термоядерной войны. Появились в середине XX в.

ГОБЕЛЕН -декоративная ткань высокой художественной ценности, вырабо­танная ручным способом (тканая картина, драпировка, мебельная обивка и т.д.); ковер, декоративная ткань с вытканными узорами, изображениями, изготовлен­ная машинным способом.

ГОРЕЛЬЕФ -скульптурное изображение, выступающее над плоскостью фона более чем на половину своего объема.

ГОТИКА, ГОТИЧЕСКИЙ (от итал. gotico — от названия германского племени готов) - художественный стиль в западно­европейской художественной культуре, зародившийся в XII в. во Франции на основе традиций германских племен, достижений романской культуры и христи­анского мировоззрения. Готическое зодчество характеризуется стрельчатыми сво­дами на ребрах (нервюрах), обилием каменной резьбы и скульптурных украше­ний, применением витражей, а также подчиненностью архитектурных форм вер­тикальному ритму.

ГРАВЮРА -произведение графического искусства, выполненное посредст­вом печатания с доски.

ГРАФИКА -вид изобразительного искусства, основанный на рисунке, вы­полненном без красок штрихом и линиями.

ГУМАНИЗМ -совокупность идей и взглядов, утверждающих ценность чело­века независимо от его общественного положения и право личности на свобод­ное развитие своих творческих сил.

ДАДАИЗМ -модернистское направление в искусстве, сторонники которого использовали технику коллажа, спонтанность творческого процесса, эпатаж-ность, примитивизм, подражая художественному миру архаического человека, детскому рисунку.

ДАОСИЗМ -одно из основных направлений древнекитайской философии, а также религия, выросшая из философии даосизма.

ДВУНАДЕСЯТЫЕ ПРАЗДНИКИ -двенадцать главных христианских празд­ников в году: Рождество Богородицы, Воздвижение Креста Господня, Введение во Храм Пресвятой Богородицы, Рождество Христово, Крещение Господне (Богоявление), Сретение Господне, Благовещение, Преображение Господне, Ус­пение Пресвятой Богородицы, Вход Господень в Иерусалим, Вознесение, Пяти­десятница (Троица).

ДЕИЗМ -религиозно-философское учение, распространенное в XVII—XVIII вв., признающее Бога творцом мира, но отвергающее его участие в жизни при­роды и общества после акта творения.

ДЕИСУС, ДЕИСУСНЫЙ ЧИН (моление, прошение) - икона или группа икон, имеющая в центре изображение Христа Вседержителя (Пантократора), а справа и слева от него соответственно Богоматери и Иоанна Крестителя, представленных в традиционном жесте молитвенного заступничества. Может включать в себя аналогичные изображения архангелов, апостолов, св. Отцов церкви.

ДЕКАДАНС, ДЕКАДЕНТСТВО -собирательное название нескольких течений в европейском искусстве второй половины XIX — начала XX века, характерными чертами которого были мотивы безнадежности, смерти, небытия, независимости от общепринятой морали.

ДЕПЕРСОНАЛИЗАЦИЯ -обезличивание.

ДЖАЙНИЗМ -одна из религий Индии, возникшая в VI в. до н. э. и отри­цающая авторитет Вед, а также божественную предопределенность каст. Для нее характерен аскетизм и отказ от причинения вреда всему живому.

ДИКОСТЬ -название первого этапа человеческой истории и культуры, сме­нившийся варварством.

Динамика культуры - совокупность изменений, происходящих в культуре. Различают различные типы и виды культурной динамики — линейную, циклическую и т. д.

ДИПТИХ -двустворчатый складень с живописным или рельефным изобра­жением на каждой створке; две картины, связанные единым замыслом.

ДИССОНАНС -негармоничное сочетание звуков; то, что вносит разлад, не­согласованность.

ДИФИРАМБ -в древнегреческой поэзии — восторженное драматизирован­ное песнопение в честь бога Диониса; преувеличенная, восторженная похвала.

Доминанта - преобладающая в данной культуре основная черта, определяющая другие.

ДХАРМА -одно из центральных понятий индуизма, означающее царящий над миром вечный моральный закон.

ЕВРАЗИЙСТВО -направление русской философской и культурологической мысли 20—30-х гг. XX века, возникшее в среде эмигрантской интеллигенции, выводящее специфику России из ее срединного положения между Европой и Азией.

ЕВРОПОЦЕНТРИЗМ -методологический подход к изучению культуры, ос­новывающийся на идее исключительности, превосходства европейской культуры над другими.

ЕВХАРИСТИЯ -причащение, одно из семи христианских таинств.

ЖАНР -исторически сложившаяся, устойчивая разновидность художествен­ного произведения (например, в живописи — портрет, пейзаж и др.)

Железный век - период в жизни общества, когда человек перешел к использованию орудий труда из железа (приблизительно с середины 1 тыс.

до н. э.)

ЖИВОПИСЬ -вид изобразительного искусства, заключающийся в создании картин, наиболее полно и непосредственно (живо) отражающих действитель­ность.

ЗАКОМАРА - полукруглое завершение членения фасада, отвечающее конструкции перекрытия, т.е. торцу цилиндрического свода.

ЗАПАДНИЧЕСТВО -направление русской общественной мысли середины XIX в., представители которого считали, что развитие культуры России должно идти по западно-европейскому пути.

Западные типы культуры - типы культур, возникшие в Древней Греции, Древнем Риме и Западной Европе и характеризующиеся преимущественным развитием философии и науки.

ЗОЛОТОЕ СЕЧЕНИЕ -принцип изображения человека, заключающийся в установлении наиболее гармоничных пропорций.

ЗОЛОТОЙ ВЕК -мифологическое представление о счастливом, беззаботном состоянии самой ранней поры человеческого существования, когда люди вечно оставались юными, не знали печалей, были подобны богам.

ЗООМОРФИЗМ -представление богов в образе животных, предшествовав­шее, а иногда и сопутствовавшее антропоморфизму.

ИДЕАЛ -совершенный образец какого-либо объекта, явления, события, про­цесса с точки зрения конкретного человека или группы людей.

ИЕРОГЛИФЫ -фигурные знаки, обозначающие целые понятия и слова или отдельные точки и звуки речи.

ИЗЯЩНОЕ -разновидность прекрасного, характеризующая совершенство очертаний предметов, линий, элегантность внешнего вида, грациозность движе­ний.

ИКОНА -живописное или рельефное произведение христианского изобрази­тельного искусства, в основе которого лежит духовная образно-смысловая систе­ма.

ИКОНА (образ, изображение) - в христианстве в широком смысле изображение Иисуса Христа, богоматери, святых сцен из Священного Писания, которому церковь приписывает священный характер; в узком значении - произведение специфического вида средневекового искусства, иконописи, имеющее культовое назначение.

ИКОНОГРАФИЯ - в средневековом искусстве устойчивая традиция изображения различных лиц и событий, складывающаяся на основе разнообразных источников (Св. Писание, апокрифы, придания и т.п.).

ИКОНОСТАС - установленная рядами (чинами) преграда, отделяющая алтарь от остального пространства православного храма, складывается в церковном искусстве Древней Руси на рубеже XIV - XV вв.

ИМПЕРСОНАЛЬНОСТЬ -безымянность, анонимность.

ИМПРЕССИОНИЗМ -направление в искусстве последней трети XIX — на­чале XX в.; стремилось непредвзято запечатлеть реальный мир в его подвижно­сти и изменчивости, передать впечатления художника.

ИНКРУСТАЦИЯ -вид украшения изделий узорами и изображениями из ку­сочков мрамора, керамики, металла, дерева, перламутра, которые врезаются в поверхность вещи, предмета.

Инкультурация - процесс введения человека в систему нормативно-ценностных регуляторов социальной практики, в иерархию этих ценностей.

ИНКУНАБУЛЫ -первые печатные книги, относящиеся к начальной поре книгопечатания в Европе (до 1501 г.), внешне похожие на рукописные книги.

ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ - общественный слой людей, профессионально зани­мающихся умственным, творческим трудом.

ИНТЕРЬЕР -внутреннее пространство здания, а также его убранство.

ИПОСТАСЬ - в христианском вероучении — название каждою лица Троицы.

ИРОНИЯ - тонкая, скрытая насмешка; стилистический прием контраста ви­димого и скрытого смысла высказывания, создающий эффект насмешки.

ИРРАЦИОНАЛЬНЫЙ - находящийся за пределами разума, алогический.

ИСИХАЗМ (покой, безмолвие, отрешенность) - мистическое течение, в широком смысле - этико-аскетическое учение о пути единения с Богом через очищение человека и сосредоточение всех его душевных сил, возникшее в Византии в IV - VIII вв.

ИСКУССТВО -процесс и совокупный результат человеческой деятельности, выражающийся в практически-духовном освоении мира.

Искусство — отрасль духовной культуры, возникшая вслед за мистикой и представляющая собой совокупность специфически человеческих продуктов, основанных преимущественно на воображении и творении образов. Создает на основе образного мышления эстетически значимые ценности.

История культуры — раздел культурологии, изучающий историю развития культуры различных народов преимущественно в ее хронологической последовательности

КААБА - мечеть в Мекке, имеющая форму куба, в стену которой вделан чер­ный камень — метеорит; считается святилищем и служит местом паломничества мусульман.

КАЛЛИГРАФИЯ -искусство писать четким и красивым почерком.

КАЛОКАГАТИЯ - гармония физического и нравственного, совершенство личности.

КАМЕННЫЙ ВЕК - древнейшая эпоха развития человеческой культуры — период пользования каменными орудиями труда.

Каменный век — самый ранний период в жизни общества, когда человек пользовался каменными орудиями труда (приблизительно до 6 тыс. лет назад).

КАНОН - 1) в изобразительном искусстве совокупность твердо установленных правил, определяющих в художественном произведении нормы композиции и колорита, систему пропорций, либо иконографию данного типа изображения; 2) особый жанр богослужебных песнопений.

КАПЕЛЛА -хор церковных певчих или хор вообще; часовня, домашняя цер­ковь, церковный придел.

КАПИТЕЛЬ -верхняя часть колонны или пилястры, расположенная между стволом опоры и горизонтальным перекрытием, антаблементом.

КАРМА -закон, определяющий место нового воплощения души в зависимо­сти от поведения в прежних жизнях.

Картина мира культурная - общее представление о мире с точки зрения отдельной или мировой культуры, включающее представление об устройстве и функционировании мира, о месте в нем человека, о соотношении естественного и сверхъестественного и т. п

КАСЫДА -риторический жанр восточной поэзии со сквозной рифмовкой.

КАТАРСИС -термин античной эстетики, обозначающий возвышенное удов­летворение и просветление, которое испытывает зритель, пережив страдание и освободившись от него.

КАТОЛИЦИЗМ - одно из трех наиболее распространенных направлений в христианстве (наряду с православием и протестантизмом), оформившееся в ре­зультате раскола христианских церквей в 1054 г.

КЕНОТАФ -погребальный памятник у народов Древней Греции, Древнего Рима, Древнего Египта в виде гробницы, в действительности не содержащей тела умершего (сооружался в том случае, когда прах покойного оказывался недоступ­ным для погребения).

КЕРАМИКА -общее название всех видов изделий из обожженной глины (майолика, терракота, фаянс, фарфор и др.).

КИФАРА -древнегреческий струнный щипковый музыкальный инструмент, родственный лире.

КИЧ -синоним псевдоискусства, лишенного художественно-эстетической ценности.

КЛАССИЦИЗМ - направление в культуре и художественный стиль в евро­пейском искусстве XVIII в., обращавшийся в античности и к античному искусст­ву как к норме и идеальному образцу.

КЛИРОС -место для хора в христианском храме, располагающееся на воз­вышенной части сбоку алтаря.

Коды культуры - (по аналогии с генетикой) совокупность достижений культуры в виде условных знаков, символов, смыслов, передающихся из поколения в поколение путем социального наследования.

КОЛЛАЖ - технический прием в изобразительном искусстве, который за­ключается в наклеивании на какую-либо основу материалов, отличающихся от нее по цвету и фактуре.

КОЛЛИЗИЯ - столкновение противоположных интересов, сил, стремлений.

КОЛОННА -архитектурный элемент здания, опора, обычно круглого сече­ния, поддерживающая балку, антаблемент или пяту арки и состоящая, как пра­вило, из базы, ствола и капители; иногда встречаются отдельно стоящие колонны.

КОЛОННАДА - ряд колонн, поддерживающих балочное или арочное пере­крытие.

КОЛОРИТ - общий характер сочетания цветов в многокрасочном произведе­нии искусства.

КОМЕДИЯ - в Древней Греции — представление, развившееся из песен, ис­полнявшихся во время карнавальных процессий в честь бога Диониса; драмати­ческое произведение, характеры, положения и диалоги в котором вызывают смех, направленный против недостатков общественной жизни, быта и людей.

КОМФОРТ совокупность бытовых удобств, материальных жизненных благ, обеспечивающих качество жизни.

КОНСТРУКТИВИЗМ -направление в искусстве XX в., выдвигавшее на пер­вый план функциональную оправданность форм, целесообразность конструкций, рациональную ясность.

КОНТРКУЛЬТУРА -одно из направлений развития современной культуры, противостоящее сложившейся духовной атмосфере современного индустриаль­ного общества.

КОНТРФОРС -вертикальная, выступающая часть стены, способствующая ее устойчивости тем, что своим весом противодействует распору сводов, перекры­вающих сооружение.

КОНФОРМИЗМ -социально-психологическая ориентация личности на пас­сивное приспособление и принятие существующего порядка вещей.

КОНФУЦИАНСТВО -философско-этическая система, разработанная в V в. до н. э. древнекитайским мыслителем Конфуцием, позже стало китайской ре­лигией.

КОНЦЕПТУАЛЬНОЕ ИСКУССТВО -одно из течений авангардизма, рас­сматривающее художественное произведение как способ демонстрации идей, по­нятий, концепций.

КОРАН -главная священная книга мусульман, сборник религиозно-мифологических, догматических и правовых текстов.

КОСМОЛОГИЯ -учение о вселенной как едином целом.

КОСМОПОЛИТИЗМ -отказ от национального суверенитета, национальных традиций и культуры во имя единства человеческого рода.

КОТУРНЫ -в античном театре — род обуви с очень толстой подошвой, ко­торую одевали трагические актеры, чтобы увеличить свой рост, придать облику величие, торжественность.

КРЕАЦИОНИЗМ -религиозное учение о сотворении мира Богом из ничего.

КРЕСТОВО-КУПОЛЬНАЯ СИСТЕМА - архитектурная система (композиция), при которой к подкупольному квадрату в центре храма обращены четыре цилиндрических свода, образующие в плане крестообразную структуру (таким образом купол оказывается над перекрытием двух взаимно перпендикулярных осей храма). Сформировалась полностью уже к V веку; получила широчайшее распространение в византийской и древнерусской архитектуре.

КРИПТА -подземное помещение со сводами; помещение в катакомбах, где первые христиане совершали богослужения и погребали своих умерших.

КУБИЗМ -течение в изобразительном искусстве начала XX в., которое осно­вано на комбинировании геометрических форм, деформированных фигурах.

КУЛЬТ -совокупность ритуалов, обрядов и действий, основанных на вере в сверхъестественное; обязательный элемент любой религии.

КУЛЬТУРА -специфический способ организации и развития человеческой жизнедеятельности, представленный в продуктах материального и духовного тру­да, в системе социальных норм и учреждений, в материальных и духовных цен­ностях, в совокупности отношений людей к природе, между собой и к самим себе.

Культура — совокупность всего специфически человеческого, что создано им как видом Homo Sapiens.

КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ -достижения различных областей культуры, по­лученные от предыдущих поколений людей, назначение которых исторически обусловлено запросами той или иной эпохи.

КУЛЬТУРОГЕНЕЗ -процесс зарождения материальной и духовной культуры человечества, происходивший в тесной связи со становлением орудийной дея­тельности и социальных отношений.

КУЛЬТУРОЛОГИЯ -наука, изучающая сущность, закономерности, динамику развития и функционирования культуры.

Культурология — наука о культуре, возникшая в середине XX в. и изучающая закономерности развития культуры

ЛИТУРГИЯ - основное христианское богослужение, центром которого является Евхаристия, освящение и причащение Святых Даров.

Локальная культура - культура, существующая в определенном месте и не связанная с находящимися вне ее; обладающая своим набором индивидуальных неповторимых черт

МАГИЯ -совокупность обрядов и действий, связанных с верой в возмож­ность повлиять с помощью воображаемых сверхъестественных сил на окружаю­щую действительность.

Массовая культура - возникшая в XX в. часть культуры, которая ориентируется на приобщившиеся к культуре в результате развития средств массовой информации и коммуникации, всеобщую грамотность и увеличение досуга массы населения

МАЙЯ -в ведизме и брахманизме — понятие иллюзорности мира.

МАНЬЕРИЗМ -течение в западноевропейском искусстве XVI в., отразив­шее кризис гуманистической культуры Возрождения и утверждавшее неустойчи­вость, трагичность бытия и власть непостижимых сил; характерные черты манье­ризма — субъективизм, усложненность, напряженность, вычурность образов, ма­нерная изощренность формы.

Материальная культура - совокупность специфически человеческих искусственных, неорганических материальных продуктов (орудий труда и т. д.), созданных им как видом Homo Sapiens.

МЕГАРОН -большой зал — тип здания, сложившийся в Древней Греции во II тыс. до н. э. — прямоугольная постройка, в центре которой находился большой зал с очагом.

МЕДРЕСЕ -средняя (реже высшая) религиозная мусульманская школа.

Межкультурные коммуникации - разнообразные виды взаимодействий между отдельными культурами.

МЕЙСТЕРЗИНГЕРЫ в Германии XIV—XVI вв. — члены профессиональ­ных гильдий поэтов и певцов из горожан, преемники миннезингеров.

МЕНТАЛИТЕТ - относительная целостность мыслей, верований, навыков духа, которая создает картину мира и скрепляет единство культурной традиции или какого-либо сообщества.

МЕССА -католическая обедня, центральный обряд католической церкви, в котором важная роль отводится музыке.

МЕТАМОРФОЗА -видоизменение, превращение, полная перемена.

МЕТАФОРА -употребление слова в переносном значении.

МЕТЕМПСИХОЗ -религиозно-мистическое учение о переселении души умершего во вновь родившееся тело.

МЕТОПА -промежуток между триглифами во фризе дорического ордера, за­полненный плитой, обычно украшенной рельефным изображением.

МЕЦЕНАТ -богатый покровитель наук и искусств, назван так по имени римского государственного деятеля, прославившегося широким покровительст­вом поэтам и художникам.

МЕЦЕНАТСТВО - покровительство, историческая форма социального заказа и социального контроля за искусством, материально обеспечивающая художников.

МЕЧЕТЬ -мусульманский храм.

МИМ -в Древней Греции и Древнем Риме — короткая сценка бытового и сатирического характера с комическими монологами и диалогами, изображавшая жизнь низших слоев города и деревни; актер или актриса в таком представлении.

МИМЕЗИС -способ художественного творчества (преимущественно в изо­бразительном искусстве), выражающийся в подражании природе, точном вос­произведении внешнего вида людей и предметов.

МИНАРЕТ -высокая башня при мечети, с которой муэдзин созывает му­сульман на молитву.

МИНИАТЮРА -живописные изображения, украшавшие и иллюстрировав­шие средневековые рукописи, в виде заставок или на всю страницу; живописное произведение малого размера и тонкой работы на слоновой кости, металле и т.д.

МИННЕЗИНГЕРЫ -поэты-певцы при германских дворах XII—XIII вв., пе­ренявшие традиции провансальских трубадуров, предметом их песнопений была рыцарская доблесть и беззаветное служение прекрасной даме.

МИРАКЛЬ -средневековое религиозно-назидательное представление в За­падной Европе на тему о чуде, совершаемом каким-либо святым или Девой Ма­рией.

Мировая культура - совокупность лучших достижений всех отраслей и типов культуры, отражающая общечеловеческие ценности и приоритеты.

МИРОПОНИМАНИЕ, МИРООЩУЩЕНИЕ -совокупность представлений об окружающем мире, основанных на интеллектуальном и эмоциональном его восприятии.

МИСТЕРИЯ -тайный религиозный обряд, в котором принимали участие только посвященные; вид средневекового западноевропейского религиозного представления: вольные, обычно стихотворные инсценировки библейских эпизо­дов, разыгрывавшиеся на площади во время религиозных праздников.

МИСТИЦИЗМ -мировоззрение, утверждающее, что подлинная реальность недоступна пониманию разумом и постигается лишь интуитивно.

МИФ -сказание, передающее представления древних народов о происхожде­нии мира, о явлениях природы, о богах и легендарных героях.

МИФОЛОГИЯ -совокупность мифов какого-либо народа; мифология — отрасль духовной культуры, возникшая вслед за искусством и представляющая собой систему взглядов, отвечающих на основные вопросы человеческого бытия в форме образов и верований.

МОДА -господство в определенное время в определенной среде тех или иных вкусов в отношении одежды, предметов быта и т.п.

МОДЕРН -стиль в европейском искусстве конца XIX — начала XX вв., про­тивопоставлявший себя в качестве нового стиля распространенному во второй половине XIX в. нетворческому воспроизведению стилей прошлого.

Модернизация культурная - изменения в культуре, отвечающие современным требованиям к ней в плане рационализации и соответствия основным потребностям современного человека.

МОДЕРНИЗМ -совокупность относительно самостоятельных художествен­ных течений XX века, общим признаком которых является решительный отход от традиций классического искусства.

МОЗАИКА - изображение, выполняемое из цветных камней, смальты (разноцветных кусочков непрозрачных стеклянных сплавов), керамических плиток, крепящихся на слое цемента или мастики.

МОНОТЕИЗМ - единобожие.

МОНУМЕНТ -архитектурное или скульптурное сооружение в память вы­дающегося события или лица; памятник.

МОНУМЕНТАЛЬНОЕ ИСКУССТВО -род пластического искусства, охваты­вающий памятники, монументы, элементы убранства зданий.

Морфология культуры - направление в культурологии, изучающее формы культуры как самостоятельные образования, имеющие собственную логику развития, и их смену в ходе культурного процесса.

МУЗЕЙ -научно-исследовательское или научно-просветительское учрежде­ние, собирающее, хранящее и экспонирующее произведения искусства, предме­ты быта и другие предметы и материалы, характеризующие творческую деятель­ность человека.

МУЗЫ -в греческой мифологии богини искусств и наук.

МУЭДЗИН -служитель мечети, призывающий с минарета мусульман на мо­литву.

НАМАЗ -ежедневное пятикратное богослужение, чтение молитв у мусуль­ман.

НАТУРАЛИЗМ -направление в искусстве второй половины XIX в., возник­шее на основе неприятия художественных идеалов романтизма и реализма, тре­бовавшее тщательного и бесстрастного воспроизведения потока жизни в сочета­нии со строгой социально-биологической детерминацией изображаемых явле­ний; в отличие от реализма утверждал всесилие грубой будничной реальности и подсознательных импульсов человека.

Наука - рациональная отрасль духовной культуры, основанная на познании реальности в теоретической форме, допускающей эмпирическую проверку, и выявляющая устойчивые повторяющиеся связи между явлениями действительности.

Научно-техническая революция - коренное преобразование производительных сил общества, произошедшее в середийе XX в. на базе превращения науки в ведущий фактор общественного производства. Служит отправной точкой становления постиндустриального информационного общества.

Национальная культура - синтез культур различных слоев исторически сложившейся общности людей, характеризующейся единством территории, социально-экономической деятельности и менталитета. Национальные культуры письменны, обладают широким ареалом действия, передаются через образование.

НЕКРОПОЛЬ (город мертвых) — название, применяемое для обозначения кладбища, могильника стран Древнего Востока и античного мира.

НЕОИМПРЕССИОНИЗМ -течение живописи, возникшее во Франции око­ло 1885 г., придав живописи «чистым цветом» упорядоченный характер, неоим­прессионисты писали цветовыми точками правильной формы, превратив карти­ну в подобие декоративной мозаики из отдельных мазков чистого цвета.

Неолитическая революция - скачкообразный переход от присваивающего хозяйства (охоты и собирательства) к производящему (земледелию и скотоводству), совершившийся в эпоху неолита 9—6 тыс. лет назад.

НЕРВЮРА -выступающее ребро готического свода.

НЕФ -часть храма-базилики, отделенная от других частей колоннами или столбами.

НИГИЛИЗМ полное отрицание вс




<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Словарь терминов. АБСТРАКЦИОНИЗМ -направление в искусстве XX века, последователи которого изображают реальный мир как сочетание отвлеченных форм | Розділ 1.1. Види подій

Дата добавления: 2015-12-04; просмотров: 146. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Различие эмпиризма и рационализма Родоначальником эмпиризма стал английский философ Ф. Бэкон. Основной тезис эмпиризма гласит: в разуме нет ничего такого...

Индекс гингивита (PMA) (Schour, Massler, 1948) Для оценки тяжести гингивита (а в последующем и ре­гистрации динамики процесса) используют папиллярно-маргинально-альвеолярный индекс (РМА)...

Методика исследования периферических лимфатических узлов. Исследование периферических лимфатических узлов производится с помощью осмотра и пальпации...

Типология суицида. Феномен суицида (самоубийство или попытка самоубийства) чаще всего связывается с представлением о психологическом кризисе личности...

ОСНОВНЫЕ ТИПЫ МОЗГА ПОЗВОНОЧНЫХ Ихтиопсидный тип мозга характерен для низших позвоночных - рыб и амфибий...

Принципы, критерии и методы оценки и аттестации персонала   Аттестация персонала является одной их важнейших функций управления персоналом...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.013 сек.) русская версия | украинская версия