ВЖУХЛОСТЬ МАСЛЯНЫХ КРАСОК И СРЕДСТВА ПРОТИВ НЕЕ
Масляные краски, нанесенные на какой-либо пористый материал или грунт, становят-ся матовыми, тусклыми и лишенными блеска, присущего маслу. Чем более пористы были материал и грунт, на который наносились краски, тем скорее они становились матовыми и тем сильнее была их тусклость. То же явление наблюдается и при нанесении масляных красок на масляные же краски мало просохшие.Это явление на- зывается в живописи вжухлостью, или пожухлостью.
В первом случае оно объясняется тем, что масло, содержащееся в красках, всасывает-ся порами нижележащего материала, и они, таким образом, в большей или меньшей степе-ни обезмасливаются, становясь матовыми и изменяя свой тон, что наиболее заметно у тем-ных красок.
Вжухлость же, получаемая при нанесении масляных красок на масляные,по позд-нейшим исследованиям объясняется тем, что масло краски, нанесенной поверх другого слоя масляной краски, растворяет масло нижележащего слоя, если последний недостаточ-но еще просох, в результате чего происходит поглощение масла верхнего слоя краски нижним слоем ее. При достаточном просыхании нижнего слоя масло верхнего слоя уже не способно растворить его, и потому вжухлости в этом случае не происходит.
Степень вжухлости красок бывает, различна и зависит не только от степени пористо-сти покрываемого красками материала, но и от многих других условий.Так, вжухлость увеличивается и появляется скорее при следующих условиях:1) при малом количестве масла в красках; 2) при сильном разжижении красок эфирными маслами;3) если масло красок медленно сохнет; 4) если химическая связь между маслом и краской отсутствует, почему масло легко отделяется от краски; 5) если в красках находится воск и 6) при слабом просыхании нижележащих масляных красок.
Вжухлость красок проявляется в меньших размерах: 1) если пользуются в живописи свинцовыми белилами, которые химически связываются с маслом и выделяют его с тру-дом; 2) если употребляется скоро сохнущее масло или сикативы, при которых масло быст-ро высыхает и потому не успевает просачиваться в грунт и вообще в поры покрываемого материала; 3) если связующее вещество красок содержит смолы, придающие ему вязкость и густоту, и 4) если нижележащие масляные краски хорошо просохли.
Масляные краски жухнут на всяком пористом материале, а также и на масляном грун-те и поверх масляных красок, находящихся в первом периоде своего высыхания. При про-должительной просушке масляного слоя (около 6—8 месяцев) он делается настолько твер-дым, что масло верхнего слоя уже не растворяет нижнего, и краски, нанесенные поверх, не жухнут.
Вжухлость является одним из наиболее крупных недостатков масляной живописи,и страдает от нее главным образом живопись, связующим веществом которой является одно лишь масло или же масло в соединении с воском. Она затрудняет живопись: образующие-ся в картине матовые и тусклые пятна при возвращении им блеска утрачивают свой перво-начальный тон, становятся более темными и тем нарушают бывшую гармонию красок. Просачивание масла из верхнего слоя живописи в нижний в известной степени имеет, впрочем, свою полезную сторону, так как способствует прикреплению одного слоя масля-ной живописи к другому.
Дело в том, что прикрепление верхних слоев масляной живописи к нижним,сильно просохшим, основывается не на прилипании, подобном тому, которое наблюдается между слоями лака или клеевых красок, а на других основаниях. При нанесении одного слоя лака на другой эфирное масло, содержащееся в лаке, растворяет смолу нижнего слоя, и таким образом оба лаковых слоя сливаются в одно целое; то же явление наблюдается в клеевой живописи, где вода верхнего слоя растворяет нижележащий слой, и потому оба они крепко прилипают друг к другу. В масляной живописи, где связующим веществом является масло, никакого прилипания между слоями ее, подобного вышеописанному, не происходит, так как сильно засохшее масло не растворяется маслом, и потому два слоя масляной живописи не соединяются в одно целое.
Таким образом, новый слой красок, нанесенный на давно высохший масляный слой, удерживается на нижележащем лишь вследствие плотного прилегания к нему и благодаря шероховатостям нижнего слоя, за который верхний слой цепляется. На гладкой и притом совершенно непроницаемой поверхности (например, масляного грунта) масляная краска держится слабо и после полного просыхания легко от него отделяется.Наибольшее при-крепление слоев масляной краски друг к другу и к грунту получается в том случае,когда наносимый слой живописи до некоторой степени вжухает,так как масло в этом случае просачивается в нижний слой красок или грунта и пускает как бы корни в них. Вот почему вжухлость помимо отрицательного имеет и свое положительное значение.
На просохшем слое масляной краски, содержащей воск, также не происходит прочно-го прикрепления поверх нанесенного слоя красок,так как масло не растворяет воска, и следовательно, не просачивается в нижний слой красок. В этом случае примесь к краскам эфирных масел, скипидара, бензина и нефти, растворяющих на холоду воск, способствует прилипанию одного слоя к другому.Прилипанию слоев масляных красок содействует также примесь к ним смол, находящихся в том или ином растворе.
Утраченный блеск возвращается пожухлостям при помощи различных средств: масел, специальных лаков для ретуши и пр. Вот перечень средств и состав их.
1) Жухлое место напитывается понемногу сырым очищенным и отбеленным маслом, для чего пользуются маковым, льняным и другими маслами, кроме того, маслом копайского бальзама. Излишек масла каждый раз снимается про-пускной бумагой или тряпкой до тех пор,пока краска не перестанет впиты-вать в себя масло. Этот простой способ является единственным средством, по-зволяющим часто вызвать вновь бывший до вжухания тон краски,зменив-шей свой цвет с потерей некоторого количества масла, которое в этом случае ей возвращается. Все прочие средства менее действительны и возвращают пожухлостям лишь один блеск, особенно те из них, которые быстро высыха-ют. 2) Для устранения вжухлостей предложен целый ряд лаков, называемых «лаками для ретуши», и помад, из которых некоторые составлены из жирных высы-хающих масел и смол, другие состоят из смол, растворенных в эфирных лету-
чих маслах и в спирту. Первые нужно отнести к средствам, более отвечающим цели, так как они, содержа в себе масло, способны до известной степени воз-вращать утерянный тон живописи; другие же возвращают ей лишь утрачен-ный блеск. Жухлые места, покрытые ими, всегда приобретают тон более тем-ный, нежели он был до вжухания,вследствие чего очень часто в покрытой ими живописи получаются дисгармоничные пятна, если пожухла небольшая прописка или поправка. Вот перечень наиболее известных лаков и помад для ретуши. Л а к д л я р е т у ш и Л у к а н у с. Состоит из макового масла и смолы даммара.
V e r n i s à r e t o u c h e r В и б е р а. Состоит из быстро улетучивающейся нефти
(подобной бензину) и белого копала (мягкого сорта), растворенного в небольшом количе-стве жирного масла. Среди лаков этого рода очень популярен. Высыхает быстро, но можно приступить к живописи и до полного высыхания его.На сырую пожухлую живопись лак может быть нанесен пульверизатором. Достоинство лака заключается в том, что смола его растворяется до известной степени в холодном масле, почему лак этот не образует чуждо-го масляным краскам слоя, а тесно связывается с ними.
V e r n i s à r e t o u c h e r ф и р м ы S o n n é e F r è r e s. Главная составная часть лака — шеллак, растворенный в спирту. Живопись, исполненная поверх красок, покрытых этим лаком, совершенно не жухнет, так как слой лака непроницаем Для масла. Последнее обстоятельство не должно быть отнесено, однако, к достоинствам лака. Напротив, оно яв-ляется огромным недостатком лака, так как с употреблением его в слои масляной живопи-си вводится смола, не соединяющаяся с маслом, неэластичная, чуждая масляному слою.
Другие лаки этого рода состоят из сандарака, мастики, даммара, копайского бальзама и венецианского терпентина в различных между собою комбинациях, растворенных в вин-ном спирте, скипидаре или летучих минеральных маслах.
Помады для ретуши состоят из смол и воска,растворенных в одном из эфирных ма-
сел.
Кроме названных средств, можно пользоваться для протирания вжухлостей копай-ским бальзамом в чистом его виде или же в разбавленном скипидаром или бензином,рас-твором даммара в бензине, или даммарно- и мастично-скипидарными лаками, разжижен-ными скипидаром или бензином.
|