Студопедия — ТРЕЩИНЫ В СЛОЯХ МАСЛЯНОЙ ЖИВОПИСИ
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

ТРЕЩИНЫ В СЛОЯХ МАСЛЯНОЙ ЖИВОПИСИ






 

Трещины в масляной живописи, т. е. разрыв слоев ее, происходят от различных при-чин. В зависимости от последних вид и размеры их различны. Начиная от тончайших, так называемых «волосяных» трещин, они доходят до трещин весьма внушительных размеров.


 


Трещины бывают сквозными, проходящими через всю толщу живописного слоя, или мо-гут появляться лишь в одном из слоев, покрывая или всю плоскость картины, или же нахо-дясь в каких-либо отдельных местах ее.

 

Появление трещин в масляной живописи не является обязательным и неизбежным. Имеется много проживших века старинных живописных произведений, в которых трещи-ны совершенно отсутствуют. Это является красноречивым свидетельством того, что тре-щин в масляной живописи может и не быть, если вся ее материально-техническая сторона находится в полном порядке. Если же трещины появляются в ней, то это доказывает лишь несовершенство ее материалов, нерациональное использование их, наконец, плохое хране-ние и уход за живописным произведением.

 

Трещины, появляющиеся в слоях масляной живописи, по своему происхождению, ви-ду, характеру и пр. могут быть разделены на две категории.

 

К первой относятся трещины, появляющиеся в масляной живописи в той стадии, ко-гда она уже почти утратила гибкость и эластичность своих слоев,другими словами, когда она уже до известной степени состарилась. Нормально исполненная живопись, однако, и в таком состоянии может продолжать оставатьcя без трещин,если базой для нее служит прочный материал, не поддавшийся разрушению, например крепкое дерево или металл и хорошо составленный грунт. Холст же в большинстве случаев является слабым защитни-ком и хранителем лежащей на нем живописи вследствие своей подвижности, чувствитель-ности и колеблющейся влажности воздуха и его температуры, наконец, из-за своей легкой проницаемости с тыльной стороны картины вплоть до живописи.

 

Трещины, образующиеся при этих условиях, имеют своеобразный характер: они от-носятся к так называемым «волосяным» трещинам и распространяются или по всей плос-кости картины, или лишь в части ее в виде сети различного рисунка, зависящего от толщи-ны слоев живописи, количества трещин, свойств грунта и пр.

 

Трещины эти глубоки и вместе с тем часто настолько тонки,что едва заметны для глаза. Они в большей или меньшей мере встречаются в старинной живописи, исполненной главным образом на холсте59.

 

Ко второй категории трещин относятся неглубокие, но более или менее широкие тре-щины, которыми покрывается или часть живописи, или вся ее поверхность. Эти трещины характерны для живописи, выполненной неправильным методом, и покрывают живопись очень скоро, иногда, даже тотчас по высыхании ее. Наиболее частой причиной появления трещин второй категории является недостаточное просушивание нижних слоев живописи. Так как затвердевание масла начинается с его поверхности, непосредственно соприкасаю-щейся с воздухом, то на ней образуется пленка, задерживающая высыхание нижних слоев, совершающееся, поэтому медленно. Таким образом, при наличии нескольких слоев краски высыхание совершается беспрепятственно лишь в верхнем слое, высыхание же нижних и притом малопросушенных слоев сильно замедляется. Вот почему при наступлении момен-та высыхания этих последних и обычного изменения объема масляной краски под влияни-ем окисления происходит натяжение верхнего слоя, которое сопровождается разрывом его, если он не только затвердел, но и утратил эластичность.

 

Образование этого рода трещин избегается при полном, т. е. сквозном, просушивании нижних слоев красок, чему способствует введение в краски малого количества сикатива и быстро сохнувших эфирных масел: скипидара, нефти и пр., а также смол, не изменяющих своего объема при высыхании, подобно маслу.

 

Быстрое растрескивание масляных красок наблюдается также при нанесении(особен-но толстым слоем) очень бедных маслом красок (берущих малое его количество при рас-

59 У французов они носят название кракелюр (craquelure).


 


тирании) на сильно всасывающий грунт. Это обстоятельство указывает на то, что раннее появление трещин в масляной живописи зависит также и от количественного отношения между связующим веществом и красками. На самом деле, скорее растрескиваются в этом случае те из них, которые содержат в себе меньшее количество масла, нежели те, которые содержат его много. Так, цинковые и свинцовые белила покрываются скорее трещинами, нежели, например, умбра и сиенна. Опыт показывает, что сурик, свинцовые и цинковые белила и зеленый кобальт, краски, мало содержащие масла, являются особенно опасными красками в нижних слоях в том случае, если мало просушены, так как нанесенные поверх них краски при этом покрываются неизбежно трещинами.

 

Но помимо этого некоторые из красок предрасположены к растрескиванию скорее других, берущих одинаковое и даже меньшее количество масла. Так, цинковые белила, со-держащие большее количество масла, нежели свинцовые, растрескиваются скорее свинцо-вых, что объясняется более легким выделением масла из цинковых белил,чем из свинцо-вых, с которыми масло входит в тесную химическую связь.

 

Быстрое высыхание масла в красках в значительной мере уменьшает появление преж-девременных трещин в масляной живописи. Так, из 400 проб масляных красок, выстояв-ших год при маковом масле, образование трещин наблюдалось в 83 случаях; при ореховом

 

— в 65 и при льняном масле — только в 5 случаях. Таким образом, при фабрикации красок следовало бы пользоваться исключительно льняным маслом, дающим, по-видимому, луч-ший результат.

 

На основании изложенного выше о трещинах в масляной живописи можно вывести следующие общие правила для живописи масляными красками:

 

1) Грунт, предназначаемый для масляной живописи, не должен слишком сильно втягивать масло из красок.

 

2) Подмалевок должно вести, разжижая краски, при надобности эфирными, ле-тучими, но не жирными маслами, так как полное просыхание подмалевка есть непременное условие прочности последующей живописи.

3) Каждый слой красок необходимо достаточно просушивать перед нанесением последующего. Особенно важно соблюдение этого условия при живописи с красками, тертыми на одном масле, тем более медленно сохнущем, как оре-ховое, маковое и подсолнечное масла.

 

4) Не следует злоупотреблять сикативами, в особенности в верхних слоях живо-писи, так как они придают им хрупкость. Наклонность к трещинам верхних слоев живописи, исполненных с сикативами, тем сильнее, чем толще слой нижележащей медленно сохнущей краски.

 

5) Следует вообще избегать наложения слишком толстых слоев масляных кра-

 

сок.

 

Важнейшим следствием чрезмерно жирного письма, т. е. толсто нанесенных красок, будут не трещины, а отпадение красок от грунта, сползание, сморщивание слоев и образо-вание складок.

 

Происхождение названных морщин объясняется также слитком обильным содержа-нием связующего вещества в красках,нанесенных жирным слоем на маловтягивающий грунт или слой живописи.

 

6) Все прописки в одной и той же работе необходимо делать с однородным свя-зующим веществом, так как трещины являются скорее там, где имеет место

 

наслоение красок с различными связующими веществами.

 

Не следует смешивать описанные выше виды трещин с изломами, образующимися в слоях масляной живописи и грунта при неосторожном или неумелом обращении с живо-


 


писными произведениями. В таких случаях при нажиме на тслст и ударах по холсту полу-чаются более или менее многочисленные трещины-изломы, образующие сеть различного рисунка, напоминающего подчас рисунок трещин естественного происхождения. Излома-ми покрывается слой живописи и грунта при накатывании холста на вал,который по сво-ему диаметру не отвечает размерам картины, а также при загибании холста, снятого с под-рамка, равно как при снятии холста с подрамка и набивании его на подрамок и.тп. Изло-мы этого вида проходят через весь слой живописи и грунта,причем края их часто стано-вятся приподнятыми. Изломы, получающиеся от ударов по холсту или от давления на холст, дают трещины с особого вида рисунком, представляющим часто ряд концентриро-ванных кругов или спиралей и т. п.

 







Дата добавления: 2015-12-04; просмотров: 153. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Теория усилителей. Схема Основная масса современных аналоговых и аналого-цифровых электронных устройств выполняется на специализированных микросхемах...

КОНСТРУКЦИЯ КОЛЕСНОЙ ПАРЫ ВАГОНА Тип колёсной пары определяется типом оси и диаметром колес. Согласно ГОСТ 4835-2006* устанавливаются типы колесных пар для грузовых вагонов с осями РУ1Ш и РВ2Ш и колесами диаметром по кругу катания 957 мм. Номинальный диаметр колеса – 950 мм...

Философские школы эпохи эллинизма (неоплатонизм, эпикуреизм, стоицизм, скептицизм). Эпоха эллинизма со времени походов Александра Македонского, в результате которых была образована гигантская империя от Индии на востоке до Греции и Македонии на западе...

Демографияда "Демографиялық жарылыс" дегеніміз не? Демография (грекше демос — халық) — халықтың құрылымын...

Реформы П.А.Столыпина Сегодня уже никто не сомневается в том, что экономическая политика П...

Виды нарушений опорно-двигательного аппарата у детей В общеупотребительном значении нарушение опорно-двигательного аппарата (ОДА) идентифицируется с нарушениями двигательных функций и определенными органическими поражениями (дефектами)...

Особенности массовой коммуникации Развитие средств связи и информации привело к возникновению явления массовой коммуникации...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.009 сек.) русская версия | украинская версия