РАЗЖИЖИТЕЛИ МАСЛА И МАСЛЯНЫХ КРАСОК
Для разжижения масляных красок могут служить маковое, льняное и ореховое сырое или вареное масла, при употреблении которых необходимо держаться разумной меры, так как избыток жирных масел в живописи ведет впоследствии к сморщиванию слоев ее,что способствует образованию трещин. После каждого повторного прописывания необходимо просушивать живопись дольше, чем при употреблении других разжижителей.
Средства, служащие ускорителями и замедлителями высыхания масел, о которых ока-зано выше, являются также, до известной степени, разжижителями масляных красок, но пользоваться всеми ими в большом количестве не представляется возможным.
Хорошими разжижителями масляных красок надо считать такие средства, которые по выполнении возложенной на них задачи улетучиваются скоро, без всякого остатка, или об-разуют небольшой остаток и таким образом не препятствуют правильности процесса вы-сыхания жирного масла. Таковыми являются: терпентинное масло — французский скипи-дар и летучие минеральные масла.
Ф р а н ц у з с к и й с к и п и д а р получается перегонкой бальзама терпентина, выде-ляющегося приморскими соснами (Рinus maritima). Он состоит из смеси эфирных масел ряда терпенов, причем главная составная часть его— пинен — соединение, обладающее большой химической энергией.
На воздухе этот скипидар не только улетучивается,но отчасти и окисляется, погло-щая кислород, почему приобретает некоторую обесцвечивающую способность.Так, лак разбавленный скипидаром, по высыхании дает более бесцветный слой, нежели тот же лак, разжиженный бензином, более индифферентным к кислороду. Сохраняющийся в откры-том или плохо закрытом сосуде, скипидар сгущается и при новой очистке дает20 — 25% смолистого продукта коричневого цвета, почему старый окисленный скипидар не должен иметь применения в живописи, так как чернит ее.
Свежеперегнанный скипидар является прекрасным растворителем многих смол, окис-лившийся же в значительной мере теряет эту способность.Хороший французский скипи-дар растворяется в 5—6 частях винного спирта в90° и дает светлый раствор. Скипидар, применяющийся для разжижения масел и растворения смол, должен быть «сухим», т. е. не содержать в себе воды, для устранения которой его следует обрабатывать веществами, от-нимающими воду: жженой известью или же жженым цинковым купоросом, а также жже-ными квасцами.
Р у с с к и й с к и п и д а р имеется в двух видах. Один из них, наиболее распростра-ненный, получается сухой перегонкой «осмолья» (мелких кусков дерева хвойной породы) при высокой температуре. Он носит название «пневого скипидара». Скипидар этот сильно отличается своим химическим составом и свойствами от французского скипидара:он со-держит мало пинена, но много других углеводородов, кроме того, в значительном коли-
честве продукты сухой перегонки дерева(креозота, фурфурола и пр.), сообщающие ему характерный резкий и неприятный запах и желтый цвет.В неочищенном виде он совер-шенно непригоден для живописи.
Другой вид русского скипидара получается перегонкой терпентина.Он носит назва-ние «серного скипидара», от слова «сера», под которым подразумевается у нас терпентин, добываемый из смолистых пород наших деревьев.
М и н е р а л ь н ы е л е т у ч и е м а с л а (бензин, легкий керосин и пр.), введенные в
употребление в современной живописи Вибером, Фернбахом и Людвигом, представляют собой хорошие разжижители масел и масляных красок,если не содержат в себе неулету-чивающихся элементов. При пробе на белом листе бумаги они не должны давать неисче-зающего жирного пятна. Легкие минеральные масла, получаемые из нефти перегонкой ее, носят названия: риголен, нефтяной эфир, кероселен, газолин, бензин, лигроин, керосин и т. д. Масла эти имеют малый удельный вес и состоят главным образом из углеводородов, хи-мически мало активных (носящих название предельных). Вот почему они относятся без-различно к смешиваемому с ними маслу, не ускоряют и не замедляют его высыхание,а, будучи чистыми, играют в масляной живописи ту же роль, что и вода в акварельной живо-писи.
При пользовании минеральными маслами необходимо иметь их очищенными,без-водными («очищенная нефть»), но не следует вводить в живопись обыкновенного кероси-на, так как последний вполне не улетучивается и, кроме того, имеет в своем составе при-месь веществ, служивших для его очистки.
Из каменноугольного дегтя получается ряд летучих масел:бензол, толуол, ксилол, тетралин, декалин. Масла эти улетучиваются с различной быстротой. Они служат для раз-личных целей: разжижения масляных красок, мытья кистей, загрязненных масляными красками, чистки загрязнившейся масляной живописи и снимания старых лаков.
|