Студопедия — ОЧИСТКА, ОТБЕЛКА И СГУЩЕНИЕ ЖИРНЫХ МАСЕЛ
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

ОЧИСТКА, ОТБЕЛКА И СГУЩЕНИЕ ЖИРНЫХ МАСЕЛ






 

Масла в неочищенном виде, кроме присущей им окраски, влияющей на цвет смеши-ваемых с ними красок, всегда имеют посторонние примеси, которые в значительной мере уменьшают быстроту высыхания и влияют, так или иначе, на прочность масляного слоя.

 

К числу посторонних веществ, обычно находящихся в масле, относятся вода и расти-тельная слизь, принадлежащая к белковым веществам. Вода и слизь могут присутствовать в совершенно чистом на вид прозрачном масле и при продолжительном стоянии масла оседают на дно сосуда. Прозрачность масла и его внешняя чистота, таким образом, далеко еще не свидетельствуют о его действительной чистоте,чего художнику не следует упус-кать из виду.

Простейшими и безвредными способами очистки масел являются следующие.

 

1) Отстаивание масел на солнечном свету в закрытых пробкою сосудах;в этом случае вещества, чуждые маслам, осаждаются на дно сосуда, и масла одно-временно выбеливаются. Чем дольше выдерживается масло, тем лучшим оно становится по своим качествам. Во всяком случае, отстаивание должно про-должаться не менее двух лет.

 

Масло, налитое очень тонким слоем в плоские сосуды и предоставлен-ное действию света и воздуха, в 2—3 летних дня становится бесцветным, как вода; масло в этом случае не только выбеливается, но и сгущается. В толстом слое его полезно продувать теплым воздухом.

 

2) Масло промывается горячей и холодной водой, которая более или менее часто меняется. Операция эта производится в бутылях,где масло взбалтывается с водой и выставляется на солнце, причем вода извлекает из масла слизь и дру-гие посторонние вещества. Для лучшего отделения масла от воды к последней примешивается поваренная соль.

 

Тех же результатов достигают вымораживанием масла на сильном хо-лоду; в этом случае все водные примеси в масле замерзают и удаляются фильтрованием масла при температуре не выше точки замерзания.Иногда масло обрабатывается снегом вместо воды.

 

3) Поваренная соль, будучи примешанной к маслу,извлекает из него воду, вследствие чего все слизистые и другие вещества, содержащиеся в масле, при посредстве воды выделяются и осаждаются на дно.Хорошо действует сухая соль, взятая в количестве 2—3% масла, предварительно растертая в ступке с небольшим количеством его и введенная затем в масло.

Вместо одной поваренной соли рекомендуется брать смесь, состоящую из 1 части соли и 10 частей жженого гипса, которые растираются в кашицу с маслом и присоединяются к остальному маслу. В последнем случае масло от-стаивается в теплом месте несколько суток и не нуждается в фильтровании, так как становится совершенно чистым и без него.

 

4) Масла выбеливаются процеживанием через костяной уголь.


 


5) Недавно предложено выбеливать и очищать масла с помощью так называемо-

 

го отбельного порошка, носящего название также флоридской, или фуллеро-

 

вой, земли и представляющей природный алюминевомагниевый гидросили-кат55.

 

Отбельным порошком пользуются различно. Масло или фильтруется через толстый слой грубо измельченной флоридской земли, или же смешивается с тонко измельченным отбельным порошком и пропускается через фильтропресс. В последнем случае на 100 час-тей масла берется 5—8 частей отбельного порошка, который смешивается с нагретым до 80° маслом; температуру последнего затем поднимают до 100°. Масло постоянно помеши-вается и затем пропускается через фильтр. С помощью флоридской земли масло не только отбеливается, но из него, кроме того, извлекаются слизь и вода.

 

6) Так как масла, применяющиеся в живописи, не должны содержать в себе не только слизи, но и воды, т. е. должны быть «сухими», то можно рекомендовать простейший способ очистки их от названных примесей,который состоит в быстром нагревании их до 150—300°. В этом случае вода испаряется из масла, слизь же и белковые вещества(при 300°) свертываются, обращаясь в хлопье-видную массу, осаждающуюся на дно сосуда и увлекающую с собой другие посторонние вещества. Масла после этой операции приобретают способность высыхать более скоро, а также Б значительной степени выбеливаются, так как при этом разрушаются и красящие вещества масла. Этот простой способ очи-стки масел не требует особых приспособлений и материалов и вместе с тем является в высшей степени действительным; не следует, однако, подвергать масло слишком высокой температуре и притом продолжительное время. Мас-ло снимается с огня тотчас же,как только перестанут выделяться на его по-верхности пузырьки и оно начнет сильно дымить.

 

7) К новейшим способам отбелки масел принадлежит обработка их с помощью ультрафиолетовых лучей, получаемых от ртутной лампы. Свет этот носит на-

звание «увиолевого света»56.

 

При длительном хранении растительных жиров(равно как и животных) с доступом воздуха, например в бутыле без пробки, во время операции выбеливания масла и т. п. на-блюдается, как известно, частичное химическое изменение их состава, именующееся в об-щежитии прогорканием масла, причем прогоркшее масло приобретает характерный запах

 

и вкус. Объяснение этого явления находится в частичном разложении масла,осво-бождением некоторых жирных кислот глицеридов,главным образом масляной кислоты, сообщающей маслам запах, и вкус и придающей им кислую реакцию.

Прогоркшие масла нейтрализуются высушенной нагреванием двууглекислой содой, которой берется для этого в количестве 5% по весу масла.

 

Производя очистку и отбелку масел,необходимо иметь в виду, что ценность этих операций для получаемого продукта далеко не равнозначна. Очистка масел имеет гораздо более важное значение для качества масел, нежели их отбелка. Дело в том, что плохо очи-щенное масло, имеющее посторонние примеси: воду, слизь и пр., лишается способности быстро высыхать, не дает прочного нормального слоя и, следовательно, становится мало-пригодным. Наоборот, очищенное, но имеющее окраску масло изменяет лишь цвет красок

 

и притом главным образом белых и синих, что не представляет серьезного недостатка, так

 

55 В последнее время у нас стали пользоваться добывающимся на Кавказе а с к а н и т о м, который не уступает по своим свойствам фул-леровой земле.

56 Ртутно-кварцевая лампа представляет электрическую лампу с ртутными электродами, впаянными в кварцевую трубку. При замыкании тока получается вольтова дуга, причем кварц пропускает ультрафиолетовые лучи (обыкновенное же стекло их задерживает). Под влиянием ультра-фиолетовых лучей образуется озон, который также действует обесцвечивающим образом на масло.


 


как красильное начало растительного происхождения,окрашивающее масло, в момент полного высыхания масла разрушается кислородом воздуха,причем все краски приобре-тают свойственный им оттенок, не исключая белил, которые становятся совершенно бе-лыми.

 

Таким образом, отбелку масел можно и не доводить до полного совершенства,не на-нося тем никакого ущерба для живописи.

 







Дата добавления: 2015-12-04; просмотров: 142. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Разработка товарной и ценовой стратегии фирмы на российском рынке хлебопродуктов В начале 1994 г. английская фирма МОНО совместно с бельгийской ПЮРАТОС приняла решение о начале совместного проекта на российском рынке. Эти фирмы ведут деятельность в сопредельных сферах производства хлебопродуктов. МОНО – крупнейший в Великобритании...

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЦЕНТРА ТЯЖЕСТИ ПЛОСКОЙ ФИГУРЫ Сила, с которой тело притягивается к Земле, называется силой тяжести...

СПИД: морально-этические проблемы Среди тысяч заболеваний совершенно особое, даже исключительное, место занимает ВИЧ-инфекция...

Искусство подбора персонала. Как оценить человека за час Искусство подбора персонала. Как оценить человека за час...

Этапы творческого процесса в изобразительной деятельности По мнению многих авторов, возникновение творческого начала в детской художественной практике носит такой же поэтапный характер, как и процесс творчества у мастеров искусства...

Тема 5. Анализ количественного и качественного состава персонала Персонал является одним из важнейших факторов в организации. Его состояние и эффективное использование прямо влияет на конечные результаты хозяйственной деятельности организации.

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.009 сек.) русская версия | украинская версия