Студопедия — МАТЕРИАЛЫ РИСУНКА
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

МАТЕРИАЛЫ РИСУНКА






 

В старину для рисования пользовались материалами почти исключительно натураль-ного происхождения. Таковыми служили: черные земли, сангин, мел, свинцовый каран-даш, состоявший действительно из свинца, серебряный карандаш, оставлявший при тре-нии на бумаге следы, и, наконец, такой доступный для всех продукт, каким является уголь.

 

К услугам рисовальщика нашего времени имеется безграничное число карандашей различного состава и цветов, приготовленных как из натурального, так и искусственного материала, притом для различного назначения. Здесь могут быть разобраны лишь те мате-риалы, которые применяются обыкновенно в рисовании.

 

Уголь

 

Уголь для рисования вырабатывается из различных пород дерева и в различных,ви-дах. Для его производства обжигаются ветви растения, сохраняющие после обжига свою форму, а также пиленое дерево, дающее карандаши четырехгранной формы. Мягкость этих сортов угля различна и зависит от обжига и породы дерева; она обозначается номера-ми. Кроме названных видов угля, фабрикуется так называемый «прессованный» уголь, вы-рабатываемый из порошка наиболее черных сортов угля,в массу которого вводится не-большое количество растительного клея. Этот сорт угля с помощью прессования получает форму карандашей (без деревянной оправы).

 

Древесному углю присущ своеобразный сероватый оттенок,но он лишен интенсив-ной черноты, и только прессованный уголь имеет более черный цвет, хотя по тону своему все же остается углем.

 

Уголь представляет материал, ничем не заменимый в рисовании. Он хорошо ложится на всякую шероховатую поверхность, а также легко снимается с нее, а потому особенно пригоден в первоначальных набросках и т. п. Но, кроме того, уголь может служить и для самостоятельных рисунков, выполняемых на бумаге, холсте и пр. Им рисуют даже по ше-роховатому масляному грунту; таковы, например, многочисленные портреты И. Е. Репина. Рисунок в этом случае ведется обыкновенным углем, и лишь в наиболее темных местах его прибегают к помощи прессованного. Рисуют углем и на тоновой бумаге,присоединяя к нему в светах мел. Но уголь слабо держится на поверхности всякого материала, и потому углевой рисунок нуждается в искусственном закреплении,которое требует известной опытности и умения. Закрепляющими средствами являются спиртовые и водяные фикса-тивы. Первыми из них уголь фиксируется легко,но они заставляют темнеть бумагу;от действия же водяных фиксативов не остается почти следов на бумаге,но они требуют от


 


фиксирующего терпеливой работы. Сильно закрепленный уголь теряет отчасти свой бар-хатистый тон.

 

Графит

 

Графит относится к продуктам натурального происхождения и по существу своему представляет одну из форм кристаллического углерода в смеси с различными иными -ве ществами.

 

Графитные карандаши в наше время очень популярны и имеют самое широкое при-менение. Их выделывают в большом количестве сортов, причем почти всегда в деревянной оправе, но выпускается в продажу графит и без всякой оправы.

 

Карандаши различаются по номерам, которыми определяется степень их мягкости, причем первым номером обозначается более мягкий сорт. В лучших сортах графитных ка-рандашей номера заменены буквами: H (hard — твердый) и B (black — черный). Наиболее мягкие и черные карандаши имеют обозначение: пять В, самые твердые — одно В.

 

Самый черный (и самый дорогой) графит все же лишен интенсивности черноты; кро-ме того, ему присущ блеск. Рисунок, исполненный графитом (тем более твердым) блестит, вот почему графит пригоден исключительно для мелких рисунков— альбомных по пре-имуществу, которые хорошо сохраняются без фиксирования, если для рисунка не был взят слишком мягкий графит.

 

Графит готовится также в виде акварельной краски,причем обладает в этом виде очень приятным тоном.

 

Сангин

 

Имеется два вида сангина: натуральный и искусственный. Последний выделывается из каолина и окиси железа, а также и другими способами. Ему обыкновенно придается вид четырехгранных карандашей, не имеющих деревянной оправы.

 

Сангин принадлежит к излюбленным рисовальным материалам у художников. Рисун-ки выполняются или одним сангином, или в соединении с черным карандашом. В первом случае рисунок ведется штрихом без растушевки, согласно манере старых мастеров и бо-лее поздних, например Грёза; рисунок при этом получает коричневый оттенок. Вторая ма-нера работы ведется с растушевкой его, и в этом случае рисунок приобретает более крас-ный оттенок.

 

Сангин в соединении с черным карандашом дает на белой бумаге тона, близкие к тону тела, так как все необходимые в данном случае краски здесь имеются налицо:белая за-ключается в бумаге, желтая и красная — в самом сангине, и много составных и переход-ных тонов тела дают смеси черной и сангина. Этим простым материалом можно выполнять очень интересные рисунки.

 

Рисунки, исполненные как чистым сангином, так и в соединении с черным итальян-ским) карандашом, не принято вовсе фиксировать, а их ставят лишь под стекло.

 

Французский карандаш

 

Карандаши этого рода называются французскими, а также итальянскими карандаша-

 

ми.

 

Итальянский карандаш натурального происхождения состоит из черного глинистого сланца. Он представляет род болюсов и имеет серый оттенок и слабую черноту. Этот при-


 


родный материал известен также под именем черного мела(Schwarze Kreide). Кроме нату-рального карандаша, имеется большой ассортимент искусственно приготовляемых каран-дашей, носящих название французских (или итальянских) карандашей. Они выделываются из жженой кости, мелко раздробленные частицы которой связаны растительным клеем. В зависимости от количества взятого клея и краски получаются карандаши различной твер-дости, степень которой обозначается номерами, причем наиболее мягкими являются пер-вые номера.

 

Карандаши этого вида обладают большой силой и матовым тоном.

 

Французским карандашом рисуют только на бумаге, причем последняя должна быть плотной, способной выносить продолжительное трение без ущерба для своей поверхности. Карандаш наносится штрихом, а также растирается по бумаге с помощью тряпок,перча-точной кожи, ваты и, наконец, просто пальцем руки. При необходимости снять карандаш с бумаги пользуются хлебом, резинкой и «клячкой» — черной резиной, размоченной в бен-зине, керосине или скипидаре, которая имеет большую липкость и мягкость.

 

Работая на тоновой бумаге, в светах вводят мел и белую краску.

 

Рисунки, исполненные французским карандашом, чернеют в полутонах при фиксиро-вании, причем нарушается, конечно, гармония в тенях рисунка, и потому их сохраняют без фиксирования, лишь под стеклом.

 

Соус

 

Velourssauce.

 

Соус есть один из видов пастели. Производство его ведется из тех же материалов, ко-торые входят в состав французских и черных пастельных карандашей.Он обладает боль-шой силой и рыхлостью мягких сортов пастели. Продается он в виде черных цилиндриче-ских столбиков, завернутых в оловянную бумагу.

 

Рисование соусом ведется двояким путем — сухим и мокрым.

 

При рисовании сухим соусом его наносят на бумагу растушкой,с помощью которой моделируются основные формы; Детали же заканчиваются итальянским карандашом. Мокрым соусом работу ведут с помощью кисти, подобно акварели49. По высыхании мок-рый соус несколько закрепляется сам собою, но все же остается настолько подвижным, что поддается растушке, тряпке, вате и т. п., легко также стирается резиной и потому позволя-ет делать переходы из тона в тон по-сухому. В широких плоскостях работа ведется щетин-ными кистями; для заканчивания же деталей хороши акварельные кисти, с помощью кото-рых выполняются очень тонкие рисунки.

Рисунки, исполненные мокрым соусом, отличаются чистым черным цветом, без вся-кого рыжеватого оттенка итальянских карандашей; они матовы и не нуждаются в фикси-ровании.

 

Мел

 

Для рисования служат меловые карандаши фабричного производства, но пользуются также и мелом в кусках. Кусковый мел, будучи естественным продуктом, содержит в себе нередко посторонние примеси, которые царапают бумагу. Во избежание этого его толкут, обращают с водою в тесто и формуют в карандаши, без всякого связующего вещества.

 

Мел хорошо фиксируется клеевыми фиксативами.

49 И. Крамской многие из своих черных портретов выполнял мокрым соусом.


 


Бумага

 

Бумаге, ее качествам, составу и пр. отводится значительное место в описаниях аква-рели, а поэтому во избежание излишних повторений здесь можно ограничиться лишь -не сколькими замечаниями.

 

Лучшей бумагой для рисунков итальянским карандашом и соусом нужно считать лишь тряпичную бумагу, так как всякая другая, в том числе и александрийская бумага, предназначенная специально для рисования, при долгом трении растушкой, резинкой и т.

 

п. легко теряет свою поверхность и делается ворсистой, чем, разумеется, портит рисунок. Для рисунков углем выделываются специально разнообразные сорта бумаги с очень

 

шероховатой и зернистой поверхностью. К таковым относятся: «papier Canson», «papier bulle», «Bristol» и др. Изготовляется также бумага, подклеенная холстом.

 

Все сорта цветной бумаги, за исключением некоторых желтых тонов, быстро теряют на свету свою окраску, принимая, обыкновенно, желтоватые оттенки; в некоторых случа-ях, впрочем, первоначальный тон переходит в новый.

 







Дата добавления: 2015-12-04; просмотров: 151. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Менадиона натрия бисульфит (Викасол) Групповая принадлежность •Синтетический аналог витамина K, жирорастворимый, коагулянт...

Разновидности сальников для насосов и правильный уход за ними   Сальники, используемые в насосном оборудовании, служат для герметизации пространства образованного кожухом и рабочим валом, выходящим через корпус наружу...

Дренирование желчных протоков Показаниями к дренированию желчных протоков являются декомпрессия на фоне внутрипротоковой гипертензии, интраоперационная холангиография, контроль за динамикой восстановления пассажа желчи в 12-перстную кишку...

Классификация ИС по признаку структурированности задач Так как основное назначение ИС – автоматизировать информационные процессы для решения определенных задач, то одна из основных классификаций – это классификация ИС по степени структурированности задач...

Внешняя политика России 1894- 1917 гг. Внешнюю политику Николая II и первый период его царствования определяли, по меньшей мере три важных фактора...

Оценка качества Анализ документации. Имеющийся рецепт, паспорт письменного контроля и номер лекарственной формы соответствуют друг другу. Ингредиенты совместимы, расчеты сделаны верно, паспорт письменного контроля выписан верно. Правильность упаковки и оформления....

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.031 сек.) русская версия | украинская версия