ПРИГОТОВЛЕНИЕ КРАСОК
Краски, предназначаемые для приготовления темперы,лучше приобретать в виде тонких порошков; грубые же порошки перед смешением с эмульсией следует растирать с водою и в таком виде сохранять их. Если пользуются методом живописи Кеммерера, т. е.
смешивают краски с эмульсией прямо на палитре, то в таком виде они могут быть приме-нимы в дело — их необходимо лишь отжать. При приготовлении красок обычным путем сухие краски прямо смешиваются с эмульсией; сохранявшиеся же под водою или высуши-ваются, или выжимаются крепко, чтобы иметь возможность насытить их достаточным ко-личеством связующего вещества.
При ручном растирании красок пользуются твердой каменной плитой или матовым стеклом и такими же курантами, т. е. теми же приспособлениями, что служат и для масля-ных красок. При желании иметь значительное количество краски пользуются краскотер-кой, но металлическая краскотерка пригодна не для всех красок.Шпатели также следует употреблять лучше роговые, а не металлические.
Степень тонкости растертых красок находится в прямой зависимости от назначения их. Краски для декоративных целей не требуют, разумеется, слишком долгого растирания, и потому, имея краски в мелком порошке, можно ручным способом в короткий промежу-ток времени приготовить значительное количество их. Степень тонкости растертой краски легко распознается при исследовании ее на стеклянной пластинке против света.
Скала пропорциональных отношений между связующим веществом темперы и крас-ками для каждой эмульсии своя, так как одна и та же краска требует различного количест-ва различно составленных эмульсий. Так, например, то же количество белил требует одну часть гумми-арабиковой эмульсии и две части казеиновой. Кроме того, краски, предназна-чаемые для покрывания лаком, должны иметь бОльшую плотность, нежели те, которые го-товятся для матовой живописи. Правильно приготовленная краска по своей пасте подобна
масляной краске, при пробе ее в сухом виде ногтем должна давать слабый блеск и при пробе водой не должна слишком заметно темнеть. Во всяком случае, лучше не доложить в краски связующего вещества, чем положить его слишком много, так как недостаток свя-зующего вещества в красках легко устраняется пропитыванием их по высыхании той же эмульсией, разжиженной водою и наносимой с помощью кисти.
Готовя краски для матовой темперы, можно поступать и таким образом: темные крас-ки тереть на эмульсии с бОльшим содержанием масла; светлые же — на эмульсии с мень-шим содержанием масла.
Красочная палитра темперы весьма обширна, так как связующее вещество темперы, особенно крытой лаком, хорошо защищает их от различных воздействий, и потому в нее входят не только все краски, применяющиеся в масляной живописи, но и некоторые из числа тех, которые с маслом применения не имеют.
Нормальной красочной палитрой для темперы будет почти та же,что и для светоус-тойчивости акварели, за некоторыми исключениями. Так, вместо ауреолина, которого не следует мешать с цинковыми белилами, может быть применен светлый кадмий; белой же краской лучше всего могут служить здесь цинковые белила. Так как в темпере краски на-носятся довольно пастозно, то здесь уместны и светлые крапп-лаки и такие корпусные краски, как неаполитанские желтые. Применимы здесь также и красные хромы, так как по-чернение темперы, не крытой лаком, от сернистых газов не опасно ввиду нерастворимости связующего вещества темперы, позволяющего регенерировать потемневшие свинцовые краски с помощью перекиси водорода.
По поводу некоторых из красок, однако, следует сделать особые замечания.
Б е л и л а. Цинковые белила (как и свинцовые) чувствительны к крепкому уксусу; в темпере они кроют значительно лучше, чем в масляной живописи, а потому применение их здесь вполне уместно. Свинцовые белила в яичной темпере, как свидетельствуют о том многочисленные опыты, сильно желтеют и при загнивании эмульсии приобретают грязный оттенок вследствие образующегося при этом сероводорода.
У л ь т р а м а р и н, будучи чувствителен к слабым кислотам, страдает от крепкого уксуса, разлагаясь и выделяя сероводород, что производит впечатление загнивания свя-зующего вещества. У м б р а требует большого количества эмульсии и долго по высыхании размывается водой. Она также часто выделяется из связующего вещества и разлагает казеиновые эмульсии; во избежание этого в последнем случае следует прибавлять к краске небольшое количество нашатырного спирта.
П а р и ж с к а я л а з у р ь чувствительна к растворителям казеина, от которых изме-няется в цвете, особенно при долгом хранении приготовленной краски без употребления.
С у р и к, мало пригодный в масляной живописи, более прочен в темпере. Здесь он, между прочим, хорош в подмалевке для лессировок крапп-лаком.При загнивании яйца приобретает темный оттенок.
К р а с н ы й х р о м может быть с успехом применяем в темпере,но и здесь он не выдерживает слишком тонкого измельчения, от которого приобретает желтый оттенок.
К р а п п - л а к, к а д м и и и н е а п о л и т а н с к и е ж е л т ы е не следует трогать и растирать металлическими шпателями, а употреблять для этого роговые.
Тертые краски темперы следует заключать в оловянные тюбики или сохранять в стек-лянных или фарфоровых банках, вмещающих от 20 до 100 г готовых красок. Банки эти снабжаются корковыми пробками.
Краски при долгом хранении выделяются из эмульсий,и потому каждый раз перед употреблением их следует снова размешивать.
Наиболее рационально, а вместе с тем и наиболее экономно,приготовлять за один прием малое количество красок и притом непосредственно перед самой работой,так как свежеприготовленными красками достигаются лучшие результаты. Оставшиеся на палитре краски не следует заливать водой,так как при сливании воды перед употреблением их уносится и часть связующего вещества красок, а достаточно лишь покрыть палитру мок-рым войлоком или тряпкой. Краски, долго стоящие без употребления в банках, заливают керосином, который сливается с красок при употреблении их в дело.Оставшееся неболь-шое количество керосина не отражается дурно на живописи и красках. При долгом хране-нии красок они теряют иногда способность разводиться водою— прибавка к ним в этом случае небольшого количества мыла исправляет дело.
ГРУНТ
Базой для живописи темперой может служить лишь материал, не втягивающий в себя значительного количества связующего вещества из красок; в противном случае он подле-жит той или иной обработке, так как темпера при нанесении на пористый материал дает рыхлый слой, сильно изменяясь при высыхании в тоне, и краски ее в этом случае не полу-чают достаточного закрепления.
Если цвет материала и его поверхность отвечают данной живописной задаче, то мож-но и не прибегать к покрыванию ее грунтом,особенно если материал обладает достаточ-ной плотностью. Так, плотная ткань, бумага, картон и пр. не нуждаются в грунте и для них достаточно одной проклейки. Если же материал не имеет достаточной плотности, поверх-ность его слишком шероховата и цвет его не отвечает живописной задаче, то его покрыва-ют грунтом.
Для проклеивания материала служат снятое молоко,жидкий раствор казеина, полу-чаемый с помощью нашатырного спирта, разведенные водой яичная и казеиновые эмуль-сии, служащие связующим веществом красок,наконец, разжиженные скипидарные и спиртовые лаки.
Грунтуя тот или иной материал, необходимо следить за тем, чтобы грунт был прочно связан с ним, так как при отсутствии этого условия засохнувшие краски могут осыпаться совместно с грунтом. Грунт, покрывающий ткань, должен быть эластичным и не способ-ным растворяться в воде. Обыкновенный клеевой грунт, применяемый в масляной живо-писи, пригоден и для темперы,при том, однако, условии, если он приведен в нераст-воримое состояние. Кроме того, грунт должен быть достаточно плотным и потому при от-сутствии плотности подлежит той же обработке,которая предназначается для пористых материалов вообще. Эмульсионные грунты, применяемые в масляной живописи, пригодны и для темперы. Масляными грунтами допустимо пользоваться лишь в исключительных случаях, например при спешной работе; при нормальных же условиях работы их нельзя рекомендовать.
Правда, яичная и казеиновая темперы(особенно последняя) хорошо ложатся и на масляный грунт, но все же прочного их прикрепления нельзя здесь ожидать, так как в дан-ном случае имеется дело с двумя разнородными слоями красок.Обработка масляной по-верхности соками чеснока и лука, а также препаратами желчи (бычьей и т. п.) предотвра-щает скатывание красок темперы с грунта, но не увеличивает прикрепления их к грунту.
Наиболее отвечающим делу является казеиновый грунт с маслом,один из рецептов которого здесь приводится:
Цвет грунта в темпере имеет такое же значение, как и во всех других видах живописи. Белый грунт здесь наиболее выгоден и практичен,так как он содействует эффектам про-
зрачных красок; кроме того, при надобности, ему легко придать желаемый цвет теми же красками темперы, которыми ведется сама живопись.
|