СОВРЕМЕННАЯ ТЕМПЕРА
Связующее вещество современной темперы состоит из искусственной эмульсии. Время открытия этого нового вещества для красок, получившего такую популярность
в современной живописи, трудно в настоящее время восстановить с точностью. Во всяком 43 Образцами темперы, крытой лаком, могут служить многие эрмитажные произведения.
случае, искусственная эмульсия, состоявшая из масла и яйца, была известна уже в средние века, но она имела применение лишь для медицинских и косметических целей.Имеются также сведения, что в средние века в Испании пользовались в живописи эмульсией, состо-явшей из раствора казеина и масла.Вазари, говоря о темпере, сообщает, что художник Бальдовинетти писал темперой, состоявшей из яичного желтка с масляным лаком,но тут же прибавляет, что темпера этого состава не имела всеобщего употребления. Все эти исто-рические данные ясно указывают на то,что современная темпера получила свое начало еще в отдаленные времена, но вместе с тем не получила в свое время должной оценки и развития. Развитие темперы с искусственной эмульсией наблюдается лишь в самое позд-нейшее время.
Успех современной темперы нельзя объяснить одним лишь недовольством и устало-стью по отношению к маслу, наблюдающимися у позднейших живописцев; напротив, он является следствием ее несомненных достоинств, перед которыми пасует обычная в наше время масляная живопись.
Проводя параллель между средневековой и современной темперой,нельзя не заме-тить, что все преимущества будут на стороне последней.Связующее вещество современ-ной темперы (в лучших ее видах) обладает большей прочностью, нежели таковое же ста-ринной, так как содержит в своем составе кроме яйца или казеина масла и смолы.Живо-пись, исполненная желтковой темперой, для закрепления ее красок нуждается в лаке,так как долгое время способна растворяться водою, между тем как современная темпера, в со-став которой входят скоро высыхающие масла, становится нерастворимой в самый корот-кий срок и поэтому не нуждается в лаке, если последний не представляет интереса для ху-дожника. Техника средневековой желтковой темперы, предназначавшейся главным обра-зом для станковой живописи с ее водянистыми красками и особыми приемами,слишком устарела для нашего времени и вряд ли может удовлетворить кого-либо из современных живописцев, тогда как новая темпера благодаря своему составу не нуждается в особых приемах и, предоставляя живописцу полную в этом отношении свободу,вполне отвечает современной манере живописи.
В приготовлении темперы принимает участие искусственная эмульсия, и потому для правильного составления ее необходимо иметь ясное представление об эмульсии вообще.
Э м у л ь с и я. При взбалтывании растительного масла с водой получается непро-зрачная мутная жидкость, которая очень быстро распадается на свои составные части. Ес-ли же присоединить к воде какие-либо вещества, растворяющиеся в ней и придающие ей большую плотность, например гумми-арабик, клей и т. п., то при том же условии получа-ется более тесное смешение названных жидкостей,и распадение такой смеси сильно за-медляется.
Это механическое смешение воды и масла, при котором масло удерживается во взве-шенном состоянии, будучи в мельчайшем раздроблении, в водном клеевом растворе назы-вается, как известно, эмульсией44.
Эмульсии разделяются на естественные и искусственные. К первым из них принадле-жат эмульсии натурального происхождения: молоко, яичный желток, сок различных рас-тений и др. Многие из них отличаются большой прочностью. Вторые получаются искусст-венным путем и служат для медицинских и технических целей.
Прочность искусственных эмульсий также может быть велика и зависит всецело от составных ее элементов, способов их приготовления, а также способов хранения.
44 В том случае, если клеевого раствора взято больше по объему, чем масла, получившаяся эмульсия будет состоять из мельчайших масля-ных шариков, обволакиваемых раствором клея, который займет место и на поверхности эмульсии; если же масла взято больше, чем клеевого рас-твора, то последний разобьется на мелкие шарики, которые будут плавать в масле.
Каждая из эмульсий состоит из трех элементов: воды — ее основы, эмульгирующего вещества, состоящего из различных видов(гумми-арабика, казеина и т. п.), и, наконец, эмульгируемого вещества: масла, бальзамов и других подобных им веществ.
По своему составу эмульсии разделяются на два вида.К первому из них относятся эмульсии чисто механического порядка, т. е. такие, в которых масло находится в состоя-нии мельчайших шариков, взвешенных в клеевых растворах. К такого рода эмульсиям от-носятся клеевые и гумми-арабиковые искусственные эмульсии.Непременным условием для удачного приготовления подобных эмульсий является составление соответствующих клеевых растворов, которые должны или иметь одинаковый с маслом удельный вес,или же приближаться по своей плотности к этой норме;в противном случае растворы гумми-арабика и особенно клея не будут способны эмульгировать масла.Гумми-арабик сравни-тельно с клеем обладает большей притягательной силой по отношению к маслу и, следова-тельно, представляет собой более сильно эмульгирующий агент,нежели клей, и потому легче образует эмульсию с маслом, чем клей.
Ко второму виду эмульсий принадлежат такого рода эмульсии,в которых эмульги-рующее вещество имеет способность изменять форму частичек масла, т. е. препятствовать ему принимать вид шариков, уменьшая поверхностное натяжение в масле, и потому в по-добных эмульсиях наблюдается еще более тонкое разделение частиц масла, нежели в пер-вых видах эмульсий. Таковой способностью обладают, между прочим, казеиновые раство-ры, вителлин (яйца), бычья желчь и растворы мыла. Прочность эмульсии при одинаковых условиях зависит от силы ее эмульгирующего вещества. Яичный желток является идеаль-ной эмульсией натурального происхождения.
К эмульгирующим веществам, применяющимся на практике, принадлежат: клей, ка-зеин, белок и желток яйца, гумми-арабик, декстрин, трагант, мучной клейстер и мыло. По-следнее представляет эмульгирующее вещество большой силы,и потому примесь его к веществам, имеющим слабую силу, например к клею или гумми-арабику, может в извест-ных случаях быть полезной. Нашатырный спирт и другие растворители казеина также со-действуют образованию эмульсий. Еще более энергично в этом отношении действуют ед-кие щелочи, введения которых в эмульсию следует, однако, безусловно, избегать, так как, находясь в свободном состоянии в ней, они могут разрушающим образом действовать на краски, чувствительные к щелочам.
Масла и лаки, вводимые в эмульсию, с различной степенью легкости преобразуются в эмульсию; масло легче и в большем количестве может быть введено в эмульсию,нежели лаки, особенно те из них, которые состоят из эфирных масел и смол. Сгущенные на возду-хе, т. е. окислившиеся, масла имеют большую способность образовывать эмульсию, при-том даже с совершенно чистой водой.
Составляя эмульсии, необходимо с большой постепенностью вводить масло и лаки в клеевые и прочие растворы, так как в противном случае может произойти быстрое распа-дение эмульсии. Правильно составленная эмульсия сохраняет свой вид очень долгое время и легко разводится любым количеством воды.
Разложению слабых (гумми-арабиковых) эмульсий содействуют тепло и примесь спирта; крепкие же эмульсии выносят тепло, но также страдают от спирта.
Масло, входящее в виде эмульсии в состав связующего вещества красок и грунта, де-лает последние эластичными и не способными к растрескиванию,так как частицы яйца, клея и т. п., легко растрескивающиеся при употреблении их в чистом виде и в большом ко-личестве, разъединяются в данном случае маслом. В засохшей эмульсии частицы масла ос-таются в раздробленном состоянии, и масло в этом виде не проявляет тех отрицательных
свойств, которые обнаруживаются так явственно в слоях масляной живописи(где оно представляет всю массу связующего вещества), а служит лишь укреплением темперы.
|