Б У М А Г А Д Л Я А К В А Р Е Л И
Акварель в старину выполнялась на пергаменте,который состоял из отбеленной ко-жи, на тонких пластинках слоновой кости, которая применяется в миниатюрной живописи и поныне, на льняных отбеленных тканях и уже значительно позднее — на бумаге. В наше время акварелью пишут почти исключительно на бумаге.
Бумага, вырабатывавшаяся в старину, имела хорошие качества, так как для выделки ее уже с XIV века шло исключительно льняное волокно, являющееся наилучшим материа-лом в бумажном деле. В XVII веке для производства бумаги впервые был применен хло-пок, волокно которого в значительной мере уступает волокну льна,и потому качество производимой с этого времени бумаги значительно понижается.
Наше время отличается обилием бумаги и богатством ее сортов.Техника ее произ-водства сильно продвинулась вперед. Для производства бумаги служат и материалы, при-менение которых было совершенно неизвестно в старину. Так, огромное количество бума-ги выделывается в настоящее время из древесины, т. е. древесной клетчатки, которую дос-тавляют хвойные породы дерева; идет в дело и солома31, но более ценным материалом все же остаются хлопок и лен.
Во многие сорта бумаги, кроме растительной клетчатки, входят: шпат, гипс, каолин, мел, свинцовые белила, водный глинозем, а также для маскировки желтого тона ее синие краски: ультрамарин и берлинская лазурь.
Бумажная масса проклеивается и формуется в листы не только ручным способом, как то практиковалось в старину, но и машинным, вследствие чего поверхность ее приобретает различный вид зернистости.
Для проклейки бумаги употребляются мучной клейстер,крахмал, животный клей и желатина (причем последние всегда в соединении с квасцами), канифоль, растворенная в одном натре, требующая, кроме того, обработки бумаги квасцами. В старину бумага про-клеивалась исключительно мучным клейстером, представляющим наилучший род клея для названной цели и который, к сожалению, все более и более в наше время вытесняется же-латиной. Бумага, проклеенная желатиной, под влиянием сырости легко зацветает и покры-вается грязными пятнами.
Кроме того, при производстве бумаги применяются многие химические вещества: ед-кий натр, обыкновенная известь, белильная известь, хлор, серная кислота, упомянутые, выше квасцы и т. п. Следы этих веществ часто остаются в готовой бумаге,и присутствие их не безразлично для покрывающих ее красок.
Акварель нуждается в безусловно хорошей бумаге, так как последняя служит для нее грунтом; вот почему необходима большая осторожность при выборе бумаги,от качеств которой в значительной степени зависит успешное выполнение живописи.Древесные и получаемые из соломы бумаги быстро коричневеют и чернеют на свету и потому совер-шенно непригодны для дела. Хлопковая бумага не обладает этим отрицательным свой-ством, но плохо моется и скоблится, и краски ложатся на ней очень неровно.
Единственно пригодной бумагой для акварели является чистая льняная бумага,в со-став которой входит лишь волокно льна без всяких посторонних примесей.Только на та-кой бумаге получается правильная и ровная раскладка красок, которые к тому же приобре-тают и наибольшую яркость. Здесь, при надобности, можно смывать их, бумагу — скоб- 31 Японская бумага вырабатывается из клетчатки лыка шелковичного дерева.
лить, другими словами, легко делать поправки и необходимые исправления. Бумага, пред-назначаемая для акварели, должна обладать безукоризненной белизной, при смачивании водою не должна быстро всасывать ее,а также содержать в себе следов химических -ве ществ, имевших применение при фабрикации ее. В сортах акварельной бумаги могут на-ходиться лишь следы квасцов или сернокислого алюминия; вещества эти впоследствии ча-стью преобразуются в серную кислоту и действуют,таким образом, неблагоприятно на краски. Особенно страдают в их присутствии желтые хромы, ультрамарин и кармин; ульт-рамарин в этом случае бледнеет, а кармин синеет, причем последний, будучи нанесен тон-ким слоем, изменяет свой тон уже приблизительно через неделю.
Бумага при обыкновенных условиях содержит в себе от6 до 11 % воды. Количество
ее зависит от состояния влажности воздуха, барометрического давления, проклейки бума-ги, ее волокна и т. п. условий. Водяные пары, проникая в бумагу, превращаются в воду. В большинстве случаев бумага имеет на своей поверхности следы масла и вообще жира. Присутствие их препятствует правильному равномерному разложению на ней акварельных красок; вот почему перед употреблением в дело бумаги последнюю следует промывать дистиллированной водой, прибавляя к ней несколько капель нашатырного спирта. Частич-ки железа, попавшие в бумажное тесто из машины во время ее производства, образуют на бумаге коричневые и черные точки, устранение которых достигается лишь соскабливани-ем. Пожелтевшая хорошая льняная бумага легко совершенно отбеливается при смачивании
ее перекисью водорода.
Запасы бумаги следует хранить в сухом месте, подальше от пыли, в противном случае она так или иначе страдает от сырости и пыли, которая глубоко внедряется в поры бумаги и сильно грязнит ее.
Бумага для акварели изготовляется различных сортов.Наиболее популярен сорт бу-маги под названием«ватман». Бумаге этой (белого цвета) придается различная зерни-стость. Но кроме белой бумаги можно пользоваться в акварели и тоновой бумагой, напри-мер желтоватого цвета, которая и применяется на практике.
Вырабатывается для акварельной живописи также специальный картон,который по-зволяет работать на нем без предварительной наклейки его на доску, так как он имеет дос-таточную толщину и не коробится. Картон этот носит название«бристольского» и имеет поверхность различной зернистости.
В последнее время вошло в моду писать акварели на непроклеенной бумаге,пользо-ваться щетинными кистями и т. п. Все это является извращением техники акварельной жи-вописи.
|