Н Е П Р О Ч Н Ы Е С М Е Ш Е Н И Я К Р А С О К
По Лаппарану 17 Ф. Рерберг. Художник о красках.
По Хиллигу
1) Свинцовые белила с киноварью, ультрамарином, кадмием, парижской лазу-рью и с крапп-лаком.
Представленные здесь скалы непрочных смешений красок мало отличаются друг от друга. Все они свидетельствуют об изменении прочных кадмиевых красок в живописи при смешении с прочными земляными и другими красками железного и иного происхождения.
Если мы обратимся к трудам известных технологов, то в них мы не найдем указаний и подтверждений опасности смешения вышеназванных красок. В них много говорится о том, что кадмиевые краски, чтобы быть прочными, должны быть правильно сфабрикованы и очищены и что на практике оба эти условия часто отсутствуют. Между тем краска, содер-жащие в своем составе свободную серу, соединения цинка, щавелевокислый и углекислый кадмий, непрочны и в чистом виде и в смесях. Указывается также на недопустимость сме-шения кадмиевых прочных красок:светлого, среднего, темного, оранжевого с поль-веронезом (зеленой, медного происхождения).
Испытания, проделанные мною в разное время с применением различных методов: форсированным способом и длительным испытанием смесей красок на солнечном свете, не дали тех результатов, которые получились при испытаниях кадмиевых красок у Лаппа-рана, Хиллига и Рерберга. Таким образом, их выводы и заключения о кадмиевых красках и их смешениях моими опытами не подтвердились.
К сказанному считаю необходимым добавить, что при проведении мною опытов кад-миевые краски подвергались химическому анализу;были также исследованы и прочие краски.
Краски (заграничных фабрик) испытывались на масле и в виде гуаши, причем и в том и в другом виде они были изготовлены мною18. Подвергались испытанию нижеследующие смеси красок.
18 Таблицы испытаний находятся в лаборатории технологии и техники живописи Научно-исследовательского института Академии художеств.
Изменение цвета смеси наблюдается только в смешениях кадмиевых красок с поль-веронезом, которого и нужно было ожидать.
Заканчивая обзор смешений минеральных красок, следует остановиться еще на сле-дующем.
1) Имеются случаи, когда краски в смесях теряют свой цвет, не изменяя в дей-
ствительности ни цвета, ни своего химического состава. Таково смешение ла-зурей (парижской, берлинской и др.) — красок малого удельного веса—с красками большого удельного веса,например, с киноварью и капут-мортуумом. В данном случае легкие частицы лазури всплывают на поверх-ность красочного слоя, а киноварь остается внизу.
2) Цинковые белила в водяных красках (акварели, гуаши и пр.) изменяют в сме-сях цвет многих красок, если живопись находится не только под стеклом, но и прижата им. 3) Замечено также, что при смешении красок двух цветов, из которых один яв-ляется дополнительным к другому, например зеленых с красными, синих и фиолетовых с желтыми и желто-зелеными, получается потемнение в смесях красок.
4) Киноварь в смеси со свинцовыми и цинковыми белилами светоустойчивее, чем в чистом виде.
Относительно смешений минеральных красок с органическими имеются нижесле-дующие данные:
1) Металлические краски (окислы), будучи способны уступать часть своего ки-слорода органическим краскам, изменяют в смесях последние. Так, марсы из-
меняют растительные краски, действуя, в том числе и на крапп-лак. Изумрудная зелень и другие зеленые краски (по Ф. Рербергу) действуют изменяющим образом на крапп-лак. Цинковые (и свинцовые) белила изменяют в смесях искусственные органические(ка-менноугольные) краски.
2) Свинцовые, хромовые и медные краски в смешении с малопрочными органи-ческими красками изменяют их. Так, неаполитанская желтая непрочна в смеси с кармином, индиго и желтыми лаками.Свинцовые белила, содержащие
большой процент свинцового сахара, действуют неблагоприятно на чистоту тона и крапп-лака. Имеется небольшой ряд красочных смесей, в которых краски как бы усиливают проч-ность друг друга:
1) свинцовые белила в смеси с химически чистым кадмием чернеют не так быст-ро от сероводорода, как в чистом виде;
2) гумми-гут в смесях с баритовой желтой и желтым кадмием делается более прочным;
3) крапп-лаки сохраняются лучше с белилами, нежели в чистом виде.
К сказанному о смесях красок необходимо добавить нижеследующее.
Для прочности красок как самих по себе, так и их смесей с другими красками имеет большое значение то, в каком виде они подвергаются испытанию.Так, краски, испытуе-мые в порошках, дают один результат, те же краски, например, с гуммиарабиком — дугой, на масле — третий. Масло защищает краски от внешних воздействий(света, водяных па-ров и газов) лучше, нежели клей; смолы выполняют это дело лучше масла.Для со-хранности красок высшей устойчивости род связующего вещества почти безразличен,то-гда как для других красок он имеет большое значение. Так, кадмиевые краски прочнее на масле, чем в темпере и акварели. Акварель, содержащая в связующем веществе глицерин или мед, ускоряет изменения цвета красок под действием света.
АКВАРЕЛЬ, ТЕМПЕРА, ПАСТЕЛЬ И РИСУНОК
|