Студопедия — К Р А С К И Р А С Т И Т Е Л Ь Н О Г О И Ж И В О Т Н О Г О П Р О И С Х О Ж - Д Е Н И Я
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

К Р А С К И Р А С Т И Т Е Л Ь Н О Г О И Ж И В О Т Н О Г О П Р О И С Х О Ж - Д Е Н И Я






(соки, вытяжки растений и пр.)

 

Краски растительного и животного происхождения играли большое значение в кра-сильном деле и живописи в прошедшие времена. Многие из растений, дающих красильный материал (марена, индиго, вайда), культивировались специально для выработки красок, которых было значительно меньше когда-то, чем в настоящее время. Многие из этих мате-риалов теперь оставлены и забыты, так как найдены способы получения искусственных органических красок из совершенно других источников.

 

Материалами для приготовления красок этой группы служат корни,листья, кора и плоды различных растений и пр. Важнейшими из них являются:

 

Ж е л т ы е к р а с я щ и е в е щ е с т в а: желтое бразильское дерево, фустиковое де-рево, орлеан, авиньонские ягоды, куркума, вау и церва, кверцитрон, красильная серпуха, красильный дрок, индейская желтая, гумми-гут, шафран, барбарис.

 

К р а с н ы е к р а с я щ и е в е щ е с т в а: марена и крапп, красное дерево, сандало-

вое дерево, сафлор, кошениль, лак-дей, гумми-лак, пурпур-слизень, орсель, драконовая
кровь, алканна.  
С и н и е к р а с я щ и е в е щ е с т в а: индиго, кампешевое дерево.
К о р и ч н е в ы е и з е л е н ы е к р а с я щ и е в е щ е с т в а: сепия, жестер, акация

катеху, соковая зелень (Rhamnus catharticus).

 

Все названные вещества содержат красильные начала, которые так или иначе извле-каются из сырого материала и обращаются в так называемые пигменты, служащие для приготовления красок и в красильном деле.

 

Употребление в дело соков растений и других органических природных красильных веществ в естественном их виде или с прибавкой некоторого количества клея имело место в истории водяной живописи (первобытной акварели), и это, разумеется, есть самый при-митивный способ использования подобных материалов.


 


Для превращения сырых красильных материалов в краску,т. е. в сухое окрашенное вещество, однородное в физическом отношении, нерастворимое при обыкновенных усло-виях в воде и маслах, последние подвергаются той или иной обработке, сообразно свойст-вам их.

 

Один из видов такого рода обработки,и притом наиболее популярный в настоящее время, был знаком в своем принципе уже в глубокой древности. Он заключается в том, что органический красильный пигмент осаждается на какое-либо минеральное основание, само по себе бесцветное, с которым он входит в химическое соединение.

 

Большинство названных выше красильных органических материалов, каковы: желтое дерево, кошениль, корень марены и др., содержат так называемые кислые пигменты, обла-дающие свойствами органических кислот и потому способные растворяться в щелочных растворах соды, поташа, едкого кали и натра.

 

Эти красильные растворы образуют с водными окислами земельных и тяжелых -ме таллов, каковы: магний, кальций, алюминий, хром, олово, железо и др., нерастворимые в воде и маслах, окрашенное соединения, называемые в технике лаками, или красками-лаками. В русской москательной терминологии они носят название баканов. Таким обра-зом получаются желтые лаки, крапп-лаки, кармин-лаки и т. д.

Второй вид обработки природных красильных органических веществ заключается в извлечении сырого материала и превращении его в возможно чистый препарат(экстракт) красильного начала, который в таком виде получает способность служить как краска.

 

Прочность красок-лаков и других видов органических красок зависит главным обра-зом от прочности самого пигмента, составляющего сущность их. В большинстве случаев они непрочны; исключением являются: крапп-лаки, индейская желтая и некоторые др.; ос-тальные теряют свой цвет более или менее быстро под влиянием света, а также от действия смешиваемых с ним металлических красок (свинцовых, медных и др.), отдающих им часть своего кислорода, который разрушает их. Состав связующих веществ для прочности орга-нических красок имеет также значение. Некоторые из органических красок в смеси с яич-ным белком и другими веществами получают большую и даже безграничную прочность. Краскам этой группы присущи:

 

1) безвредность для здоровья,

 

2) высшая степень прозрачности; они являются настоящими лессировочными красками,

 

3) большая или меньшая неустойчивость по отношению к свету,

 

4) неспособность быстро высыхать с маслами.

 

Индейская желтая

 

Jaune indien. Indischgelb. Indian yellow.

 

Краска прекрасного золотисто-желтого цвета,особенно пригодная в лессировках. Химический состав ее — магниевая соль эвксантиновой кислоты в смеси с магнезией. До 1820 г. она была мало знакома в Европе.

 

Индейская желтая в сыром виде получается из восточной Индии, имеет вид крупных шарообразных кусков (весом в 25—35 золотников), имеющих на поверхности зеленовато-бурый цвет, в изломе — оранжево-желтый. Сорта ее различны.

 

В разведенной соляной кислоте при нагревании индейская желтая совершенно -рас творяется и после охлаждения раствора выделяет в виде белого хлопчатого осадка эвксан-тиновую кислоту. В кристаллическом виде последняя представляет блестящие желтые иг-


 


лы, способные растворяться в спирту, эфире и горячей воде. Прибавляя к водному раство-ру эвксантиновой кислоты магнезию, можно получить краску в очень чистом виде.

 

Индейская желтая — одна из немногих до известной степени светопостоянных кра-сок-лаков органического происхождения. Образцы хорошо очищенной и приготовленной краски в акварели после трехмесячного действия на них солнечных лучей дали лишь -не значительное ослабление тона. Краска одной из английских фирм, испытанная Рербергом, мало изменилась под действием света, длившимся более одного года. В масляной живопи-си индейская желтая прочнее, нежели в акварели. Потемнение некоторых сортов краски с маслом указывает на недостаток очистки ее или же на потемнение самого масла.Послед-нее избегается, по опытам Чорча, растиранием краски с маслом, обработанным предвари-тельно борнокислым марганцем.

 

Индейской желтой присущи исключительно лессировочные свойства,причем полу-чающийся оттенок незаменим другими красками. Даже в очищенном виде она отчасти рас-творима водой, что ощущается в акварельной живописи: она окрашивает волокно бумаги и потому с трудом смывается с нее дочиста. На масле она имеет отчасти коричневатый отте-нок и поэтому не дает красивых смешений с синими красками. Масла берет до 100% и со-хнет с ним медленно. Применима лишь в масляной живописи, акварели и темпере.

 

Кроме желтого оттенка в продаже имеется зеленоватый, носящий название индейской желто-зеленой, стоимость которой наполовину меньше желтой краски.Индейская желтаяпринадлежит к разряду очень дорогих красок, и потому существует ряд суррогатов ее, к которым относятся желтые краски-лаки, получаемые из органических красильных начал и искусственных (каменноугольных). Одна из последних — желтая нафтоловая — очень близка по тону подлинной индейской. Она, впрочем, легко отличается от индейской быст-рым (в несколько дней) изменением своего цвета на свету в коричневый.Минеральная краска ауреолин также иногда носит название индейской желтой и располагает лессиро-вочными свойствами. В последнее время хорошая замена индейской желтой найдена в идантреновой желтой каменноугольного происхождения краске с добавкой к ней желтогокадмия.

 

Р а с п о з н а в а н и е. Подлинный продукт в горячей соляной кислоте переходит в раствор, который по охлаждении выделяет белый хлопковидный осадок — эвксантиновую кислоту.

 

Крапп-лаки

 

Laque de garance, rose, doré, pourpre, intense. Krapp-lack hell, rosa, dunkel. Pink madder, pourpre madder, rose madder.

 

Интенсивные прозрачные краски различных цветов, из которых малиновый наиболее красив.

Краппы принадлежат к очень древним краскам. По свидетельству Плиния и Витрувия, в современном им Риме были уже знакомы с приготовлением крапповых красок,которые получали, окрашивая вытяжкой мареновых растений глинистый мел.В эпоху Возрожде-ния краппы имели широкое применение в живописи, и до сего дня они украшают многие произведения старых мастеров.

 

Крапп, или марена, получается из корня растения красильной марены, лучшим сортом которой является Rubia tinctorum (Южная, Средняя и Западная Европа). Высушенный и из-мельченный корень обращается в порошок желто-красного цвета с характерным запахом.


 


Получаемый из Смирны и с Кипра в продаже носит — в неизмельченном виде — название

 

лизари и ализари.

 

Корень краппа содержит в себе целый ряд красильных начал, важнейшим из которых является «руберитриновая» кислота, распадающаяся на ализарин и сахаристое вещество. Ализарин кристаллизуется из растворов спирта в темно-золотисто-желтые иглы.На свой-ствах ализарина давать с окислами металлов нерастворимые окрашенные соединения и ос-новано применение краппа при производстве крапп-лаков.Крапповый корень содержит, кроме того, пурпурин.

 

Ализарином и пурпурином не исчерпываются, однако, все красильные начала маре-нового корня, дающие красные краски; корень содержит и другие: желтые (рубиацин), зе-леные (хлороген) и бурые (эритрозин), которыми пользуются для производства самостоя-тельных красок, а также для придания различных оттенков красным крапп-лакам.Таким образом получаются желтые и коричневые крапп-лаки.

Наиболее ценным из названных красильных начал краппа является ализарин, который и дает только прочные краски. В чистом виде его удалось получить, однако, сравнительно недавно (в 1826 г.), остальные красильные начала были получены еще позднее. В прежние времена в производстве красных крапп-лаков участвовали, таким образом, все красильные начала краппов одновременно, что не могло отражаться благоприятно на фабрикатах. Но и в наше время в состав красных крапп-лаков входит не только ализарин,но и пурпурин и небольшое количество прочих красильных начал. Между тем пурпурин уступает в прочно-сти ализарину. Подвергнутые испытанию светом, ализарин и пурпурин дали следующие результаты: розовый крапп-лак, состоявший из пурпурина, в продолжение 4 — 6 недель заметно побледнел, темный же крапп-лак, в составе которого был главным образом ализа-рин, в течение 9—19 месяцев совершенно не изменился. Пурпурин дает нежные розовые цвета, которые мало доступны для ализарина, и потому розовые крапп-лаки часто всецело состоят из пурпурина. Выигрывая в тоне, они теряют, таким образом, в прочности.

 

При производстве крапп-лаков из марены поступают таким образом.Красочное на-чало извлекается из корня посредством слабой серной кислоты, после чего промывается и нагревается с раствором квасцов. Из полученного раствора крапп-лак осаждается углеки-слой содой. Далее следуют его промывка и просушка. Производство лучших сортов крас-ных крапп-лаков представляет сложное дело, так как от деталей производства зависят не только нюансы красок, но и сама прочность их. К необходимым материалам производства относятся также так называемое«ализариновое масло» (получающееся из касторового масла и употребляющееся при крашении ализарином), фосфорнокислый натр и уксусно-кислая известь. Нормальный крапп-лак красного цвета представляет по своему составу ос-новную ализариновую соль алюминия и кальция. В составе его, по-видимому, принимают участие и жирные кислоты ализаринового масла. Ализарин с глиноземом и окисью олова дает красные лаки, с окисью железа — фиолетовые и темно-синие, с хромовыми солями — коричневые.

 

Имеющиеся в продаже крапповые краски в настоящее время состоят исключительно из крапп-лаков. Кроме обычных названий их, которых имеется большое число, существу-

 

ют: Van-Dyck rot, Rubenskrapp, Rembrandtkrapp, laque Robert, кристаллический крапп-лак.

 

Последние вследствие неопределенного состава не заслуживают внимания. Встречаются в продаже и жженые крапп-лаки. Они не содержат в своем составе воды и потому имеют меньшую наклонность к растрескиванию, наблюдающуюся у краппов, содержащих воду; им присущ более фиолетовый оттенок.

 

Красные крапп-лаки принадлежат к весьма ценным краскам органического происхож-дения. Они являются единственными представителями этого отдела красок, применимыми


 


во всех способах живописи, не исключая фрески и силикатной. С маслом сохнут медленно и берут его до 70%.

Крапп-лакам, приготовленным на масле, свойственно при долгом хранении обращать-ся в резинообразное состояние, что объясняется химическим действием заключающихся в масле свободных кислот на глинозем краски— преобладающий составной элемент этого рода красок (светлых крапп-лаков). Употребление в живописи красок, пришедших в это состояние, считается очень вредным для нее.

 

Наиболее прочными из крапповых красок, выделываемых из марены, являются те, ко-торые имеют густые красные тона;розовые оттенки, содержащие меньшее количество красящих начал, скорее поддаются разрушающему действию света. Желтые, фиолетовые и темно-синие крапп-лаки сильно выцветают.Лучшими фабрикатами являются француз-ские, так как авиньонский крапп — лучшая культура этого рода растений.

 

Ализарин натурального происхождения в последнее время при фабрикации красок часто стал заменяться ализарином,получаемым искусственным путем— из каменно-угольного дегтя. Так как ализарин этот тождествен ализарину из марены,то крапп-лаки, состоящие из него, нисколько не уступают по своим качествам натуральным (см. ализа-риновые крапп-лаки).

 

Р а с п о з н а в а н и е. Крапповые краски дают желтый раствор с разведенными соля-ной и серной кислотами: красный — c крепкой соляной и серной кислотой,желтый — азотной, розово-красный — с уксусной. Лимонная кислота не изменяет их цвета.

 

Кармин

 

Кошенилевый лак. Кармин-лак. Laque cramoisie. Carmin. Crimson lake.

 

Кармин представляет общеизвестную и популярную краску, открытие которой отно-сится к 1518 г. и приписывается францисканскому монаху из Пизы. Фабрикация кармина началась с 1656 г.

 

Краска вырабатывается в виде кармина, содержащего около 7% глинозема или извес-ти, или же в виде кармин-лака подобно прочим растительным лакам.Сырым материалом для добывания красок служат насекомые, паразиты кактуса (coccus cacti), привозимые из Центральной Америки, Мексики, Алжира и Каплэнда. Из этих насекомых получается кра-сильное начало кармина — карминовая кислота.

По цвету своему карминовые краски спорят с крапп-лаками,, по-видимому, одно время они пользовались большей популярностью, нежели краппы. Краски эти принадле-жат к разряду чрезвычайно непрочных: они погубили многие из художественных произве-дений прошедших веков и более позднего времени. Непрочность кармина особенно скоро сказывается в акварели, где для выцветания его достаточно нескольких часов, в масляной живописи оно идет медленнее, но и здесь не остается от краски с течением времени даже следов ее.

 

Кармин встречается в продаже под многими названиями.Наиболее чистый сорт его

 

карминнакарат, флорентинский лак, парижский лак, мюнхенский лак. Названия эти — синонимы кошенилевых лаков. Краска, носящая название крапп-кармин, была впервые предложена в 1916 г. Она состояла из чистых ализарина и пурпурина; в настоящее время

ее готовят из смеси кармин-лака с крапп-лаком.

Р а с п о з н а в а н и е. Чистый кармин (без водного глинозема) в нашатырном спирту растворяется без остатка. При кипячении с содовым раствором (соды и краски берется по-


 


ровну, воды в 30 раз более, чем краски) кошенилевых кармин дает фиолетовую окраску, крапповые краски — красную окраску.

 







Дата добавления: 2015-12-04; просмотров: 157. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Особенности массовой коммуникации Развитие средств связи и информации привело к возникновению явления массовой коммуникации...

Тема: Изучение приспособленности организмов к среде обитания Цель:выяснить механизм образования приспособлений к среде обитания и их относительный характер, сделать вывод о том, что приспособленность – результат действия естественного отбора...

Тема: Изучение фенотипов местных сортов растений Цель: расширить знания о задачах современной селекции. Оборудование:пакетики семян различных сортов томатов...

Виды сухожильных швов После выделения культи сухожилия и эвакуации гематомы приступают к восстановлению целостности сухожилия...

КОНСТРУКЦИЯ КОЛЕСНОЙ ПАРЫ ВАГОНА Тип колёсной пары определяется типом оси и диаметром колес. Согласно ГОСТ 4835-2006* устанавливаются типы колесных пар для грузовых вагонов с осями РУ1Ш и РВ2Ш и колесами диаметром по кругу катания 957 мм. Номинальный диаметр колеса – 950 мм...

Философские школы эпохи эллинизма (неоплатонизм, эпикуреизм, стоицизм, скептицизм). Эпоха эллинизма со времени походов Александра Македонского, в результате которых была образована гигантская империя от Индии на востоке до Греции и Македонии на западе...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.012 сек.) русская версия | украинская версия