К А Д М И Е В Ы Е К Р А С К И
Металл кадмий, как известно, близок по своим свойствам цинку и находится совмест-но с ним в цинковой руде. В чистом виде он получен в 1817 г. Сернистые соединения кад-мия находятся в природе в виде минерала гренокита. По химическому составу он тождест-вен с кадмиевыми красками, которыми пользуются живописцы. Гренокит имеет различные оттенки — от желтого до оранжевого, но так редок, что никакого практического примене-ния иметь не может. Сернистые соединения кадмия получены искусственным путем Ме-ландри в 1829 г., после чего и началось применение желтых и оранжевых кадмиевых кра-сок в живописи.
Все кадмиевые краски содержат в своем составе сернистый кадмий,отличаются кра-сотой и интенсивностью цвета, прочны, за исключением лимонно-желтых оттенков, и при-годны во всех почти способах живописи. Лучшее применение их, однакоже, — масляная живопись, для которой они и предназначались изобретателем; обладают способностью хо-рошо крыть и не ядовиты.
Желтый и оранжевый кадмии
Jaune de cadmium, citron, clair, moyen, foncé, orange. Kadmiumgelb. Schwefelcadmium, Kadmium orange. Kadmium yellow, pale, deep, Aurora yellow.
При первом знакомстве с сернистыми соединениями кадмия полагали,что молекула желтой кадмиевой краски состоит из одной части кадмия и такого же количества частей серы; молекула же оранжевой краски состоит из одной части кадмия и пяти частей серы. Дальнейшее изучение сернистых соединений кадмия установило, что имеется лишь одно соединение кадмия с серой, в состав которого оба элемента входят в равном числе паев. Полагали, что различные оттенки сернистого кадмия обязаны своим происхождением раз-личным структурам их молекул. Утверждение это впоследствии, однако, было опроверг-нуто, и в настоящее время различие в оттенках кадмиевых желтых и оранжевых красок объясняется не химическим, а лишь их физическим составом. В данном случае, как и во многих других, оттенки красок изменяются попутно с изменением величины их зерен, так как с изменением плотности их вещества преломляющая и поглощающая способности их в отношении к лучам света также изменяются.
Производство желтых и оранжевых кадмиевых красок ведется мокрым и сухим спо-собами. В первом из них растворы солей кадмия осаждаются сероводородом.При дейст-вии сероводорода на соли кадмия вначале получается краска с лимонно-желтым оттенком, который при дальнейшем действии сероводорода становится все темнее, инаконец, при-нимает оранжевый оттенок. Сухим способом, состоящим в прокаливании соединений кад-мия (например, углекислого кадмия) в тиглях с серой, получается только один «средний» оттенок желтой краски, который далеко уступает по цвету лимонно-желтому оттенку, по-лучаемому мокрым способом.
Свойства красочного материала, добываемого описанными выше способами, таковы: все оттенки кадмиевых красок, получаемых мокрым способом, при накаливании прини-мают оттенок краски, получаемой сухим способом. Эта же последняя при продолжитель-ном трении, прессовании и ударах принимает оранжевый оттенок.
Соли кадмия осаждаются сернистым натрием. Полученная таким образом краска но-сит название «лессировочной», так как она лишена кроющей способности. Анализ устано-вил в составе ее большое процентное содержание свободной серы,присутствие которой, конечно, не безразлично для смешиваемых с нею красок. Нормальный сернистый кадмий содержит в своем составе77,8% кадмия и 22,19% связанной с ним серы; при нерацио-нальном производстве кадмиевых красок в них нередко содержится значительный процент свободной серы.
Так как сернистый кадмий в его чистом(технически) виде не дает прочной лимонно-желтой краски, то химический состав ее с течением времени был значительно видоизме-нен. Отдельные анализы установили, что лимонно-желтые сорта кадмиевых красок нико-гда не являются чистым сернистым кадмием,но содержат в себе, кроме того, щавелево-кислый и углекислый кадмии — вещества белого цвета. Присутствие последних в составе лимонно-желтых сортов кадмиевых красок значи-тельно облегчает фабрикацию желаемых оттенков их;кроме того, краски в этом случае, как полагали, приобретают большую прочность.
Желтые кадмиевые краски (удельный вес 3,9 — 4,5) обладают средней кроющей спо-собностью на масле, требуют его от 30 до 40% и сохнут с ним медленно. Оранжевые крас-ки (удельный вес 4,5—4,8) кроют на масле лучше и сохнут скорее желтых.
Прочность сортов желтых и оранжевых кадмиевых красок,имеющихся в продаже, весьма различна. Все исследователи их сходятся на том, что лимонно-желтые оттенки кра-сок, безусловно, непрочны; что же касается средних и оранжевых сортов, то лучшие из них обладают большой прочностью. Последняя во многом зависит от способов производства красок, их состава, чистоты и т. п.
Желтые и оранжевые кадмиевые краски(при безукоризненном составе) относятся к краскам, которые могут давать прочные смеси со всеми другими красками.Исключение представляют лишь смеси с медными зелеными красками,особенно с швейнфуртской и поль-веронезом, которые быстро изменяют свой первоначальный блестящий тон на- со вершенно черный вследствие образования при этом сернистой меди— вещества черно-бурого цвета. В литературе имеются указания на непрочные смешения кадмиевых красок с охрами и слоновой костью, с ультрамарином виноградной черной и фиолетовым кобаль-том (Ф. Рерберг). Прочность различных сортов желтых и оранжевых кадмиевых красок, как то было изложено выше, весьма различна, а потому и смешения их с другими крас-ками могут давать различные результаты (см. прочные и непрочные смешения красок).
Р а с п о з н а в а н и е. Кадмиевые желтые и оранжевые краски растворяются в разве-денных соляной, азотной и серной кислотах, выделяя сероводород и образуя прозрачный бесцветный раствор, который в присутствии подмеси хромов приобретает зеленый цвет. В щелочах нерастворимы.
Красный кадмий
Rouge de cadmium. Kadmiumrot. Cadmium red.
Красные кадмиевые краски относятся к новейшим искусственным краскам.Впервые они появились у нас около 1912 г.
Важнейшей составной частью красок, характеризующей их цвет, являются сернистый и селенистый кадмии. Оба эти соединения входят в состав красок не в виде физической смеси, а химического соединения. Кроме того, краски содержат шпат, который является в данном случае не примесью или фальсификацией, а представляет необходимый для произ-водства составной элемент красок(белое основание). Светлые сорта красного кадмия со-держат 76 % шпата, темные — 58 %.
Красные кадмиевые краски имеют различные оттенки.Образцы красок некоторых фирм не уступают по цвету различным сортам киновари — светлой, темной и карминовой; другие имеют буроватый оттенок, который при смешении с белилами совершенно исчеза-ет. В порошке красный кадмий часто не имеет той яркости цвета,которую приобретает с маслом — единственным связующим веществом, придающим ему особую красоту тона и интенсивность.
Химический состав красок таков, что они превосходят по прочности желтые и оран-жевые кадмии. Благодаря своей светопостоянности они должны заменить киноварь на па-литре живописца. Красные кадмиевые краски могут применяться во всех способах живо-писи, в том числе и во фреске, где также с успехом могут заменять киноварь; они приятны в том отношении, что сохраняют свой тон и по высыхании фрески не темнеют,подобно красным охрам. Краски обладают хорошей кроющей силой.
X г р у п п а
Ц И Н К О В Ы Е К Р А С К И
Представители этой небольшой группы красок, состоящие из соединений цинка, во всех отношениях, за исключением общего происхождения от цинка, имеют различные ин-дивидуальные свойства.
Цинковые белила
Blanc de zinc. Zinkweiss, Chinesischweiss, chneeweiss. Zinc white, flowers of zinc.
Вследствие ядовитости свинцовых белил попытки делать белые краски из других ма-териалов предпринимались давно. Так, уже в 1780 г. Куртуа приготовил белила из цинка. Краска Куртуа была очень дорога, не имела успеха и скоро была забыта.Лишь в 1840 г. удалось получить из цинка дешевую неядовитую краску, которая могла конкурировать со свинцовыми белилами во всех отношениях;после этого производство цинковых белил сразу встало на твердую почву. Русские художники времен Боровиковского, Левицкого, Брюллова и Ал. Иванова, таким образом, были совершенно не знакомы с этой краской. Цинковые белила есть окись цинка; удельный вес их — 5,6. 100 ч. цинковой окиси со-держат 80,34% цинка и 19,66% кислорода.
Цинковые белила получаются сухим и мокрым способами, причем первый из них со-стоит в следующем: металлический цинк накаливается в особых приборах до обращения его в пары, которые в струе воздуха, направленного на них, воспламеняются и образуют порошок окиси цинка. Порошок этот оседает в приемных камерах.В ближайших из них получается окись цинка в смеси с порошком металлического цинка,т. е. серная краска (цинкграу), которая имеет применение в малярном деле; в дальнейших камерах уже имеет-ся чистый продукт. Затем окись цинка прокаливается и подвергается прессованию,что увеличивает кроющую силу краски.
При втором мокром способе в раствор цинкового купороса приливается раствор угле-кислой соды до тех пор, пока не окончится образование осадка; осадок есть углекислый цинк (идущий иногда в продажу под названием цинковых белил); он промывается, высу-шивается и подвергается прокалке для удаления углекислого газа,т. е. для обращения в окись цинка.
Чистым цинковым белилам свойственны синеватый оттенок и абсолютная белизна. Белила, имеющиеся в продаже, не всегда наделены этими качествами. Чистота продукта зависит от чистоты материалов, служивших для фабрикации, и самой фабрикации. Если цинк содержал даже малейшие следы железа или кадмия,то белила принимают желтый оттенок. При долгом хранении с доступом воздуха цинковые белила поглощают из не-го углекислоту и воду(хорошие белила содержат не более2—3% воды) и переходят ча-стью в углекислый цинк, становятся кристаллическими, теряют свою и без того слабую кроющую силу и требуют больше масла. Измененные таким образом белила исправляются новой прокалкой.
Чтобы предохранить цинковые белила (сухие) от порчи, их следует держать в каком-либо сосуде без доступа воздуха, например, в бутылке с пробкой, причем она должна быть наполнена белилами доверху.
К положительным свойствам цинковых белил относятся: 1) малая ядовитость, 2) не-изменяемость от сероводорода и других сернистых соединений, 3) полная устойчивость по отношению к свету, 4) пригодность во всех почти способах живописи и 5) способность со всеми прочными красками давать прочные смеси.
Отрицательные свойства составляют: 1) слабая способность крыть, 2) склонность к растрескиванию, 3) плохое высыхание на масле, задерживающее высыхание других кра-сок, 4) способность придавать живописи и грунту на масле большую хрупкость,наклон-ность давать трещины и быть причиной осыпания их и 5) способность поглощать большое количество масла (на 100 ч. краски — 20—30% масла).
Хрупкость и способность давать трещины у цинковых белил так велика, что картины, писанные с цинковыми белилами, не должны быть свертываемы. Даже натяжение и ослаб-ление холста под влиянием перемены влажности воздуха также отражается на прочности слоя живописи, исполненной с цинковыми белилами.
Цинковые белила в виде масляной краски на открытом воздухе очень мало устойчи-вы, так как дождь, сырость и углекислый газ, действуя на красочный слой химически и ме-ханически, быстро его разрушают.
Плохое высыхание цинковых белил на масле заставляет вводить в него марганцовые и другие сиккативы или же пользоваться смесью различных масел,например, макового с льняным.
Величина зерна цинковых белил приближается к0,001 мм; вот почему цинковые бе-лила, взятые в одинаковом количестве со свинцовыми, кроют в три раза лучше свинцовых, но последние превосходят цинковые белила своим коэффициентом преломления. Подмесь мела к цинковым белилам в известном количестве не ослабляет их кроющей силы,хотя мел с маслом не кроет вовсе. Объяснение этого явления заключается в различии коэффи-циентов светопреломления у мела и цинковой окиси.
Теряют ли цинковые белила с течением времени часть своей покрывающей силы на масле подобно свинцовым? Во всяком случае, цинковые белила с окислившимися маслами образуют «цинковое мыло», вследствие чего становятся более прозрачными.
Для увеличения слабой кровельной силы цинковых белил предлагается прибавлять к ним в различных пропорциях свинцовые белила(2 ч. цинковых и 1 ч. свинцовых). Такого состава белила в наше время очень популярны.
Р а с п о з н а в а н и е. Цинковые белила реже фальсифицируются,нежели свинцо-вые. Подлинность их узнается по следующим признакам: 1) чистые цинковые белила при накаливании(на фарфоре) принимают лимон-ный оттенок, который исчезает по охлаждении;
2) разведенные кислоты (соляная, азотная, серная и уксусная) растворяют бели-ла при обыкновенной температуре без шипения(старые белила шипят, выде-ляя углекислоту), образуя светлый раствор без всякого осадка; 3) некрепкие растворы едкого натра, кали и аммиака растворяют цинковые бе-
лила при нагревании без остатка, образуя бесцветную жидкость.
Лучшей пробой является проба белил, разведенных серной кислотой, так как цинко-вые белила — единственная белая краска, которая растворяется в ней без шипения и без остатка.
Желтая цинковая
Jaune bouton d'or, jaune citron, jaune de zinc.
Zinkgelb, Citronengelb. Lemon yellow.
По составу — хромовоцинковая соль.
Находящаяся в продаже цинковая желтая имеет более сложный состав: она представ-ляет двойную хромовоцинковую и хромовокалиевую соль. Фабрикация ее различна; обыч-но она содержит в своем составе колеблющееся количество цинковой окиси.
Краска с желтым, зеленоватым оттенком, среднего удельного веса, прочнее желтого хрома, но зеленеет на свету. Подобно желтой баритовой, не может быть смешиваема со свинцовыми и цинковыми белилами,неаполитанской, ультрамарином и кобальтовыми красками. Отчасти растворима в холодной воде, что не безразлично для водяной живопи-си. Берет среднее количество масла и сохнет на нем хорошо. Большое применение имеет в составлении так называемой цинковой зеленой краски, состоящей из смеси парижской ла-зури и цинковой желтой.
Р а с п о з н а в а н и е. Чистая цинковая желтая растворяется легко в соляной и азот-ной кислотах, образуя красновато-желтый раствор. Раствор этот не осаждается серной ки-слотой.
Литопон
Белая искусственного происхождения краска, предназначавшаяся взамен свинцовых белил, известна более 30 лет. Состоит из смеси сернокислого бария и сернокислого цинка (белого цвета), количественное отношение которых в различных экземплярах краски раз-лично (от 16 до 34% сернистого цинка).
Литопон предназначался для замены свинцовых белил. Он не ядовит, хорошо кроет на масле (хотя и слабее свинцовых белил), почему имеет большое применение в малярном деле. Крупнейшим недостатком его является способность чернеть на свету, что зависит от несовершенства фабрикации. Кроме того, его нельзя смешивать ни с медными, ни со свин-цовыми красками, так как смеси эти чернеют с образованием сернистой меди и свинца. Но производство литопона совершенствуется, и в настоящее время уже найдены способы по-лучения светостойкого литопона. Естественно поэтому, что возникает вопрос, могут ли лучшие сорта литопона, так или иначе, быть полезными художнику? Что касается до жи-
вописи, то здесь приходится дать отрицательный ответ, так как литопон непрочен в сме-шениях со многими красками. Относительно же применения литопона в грунтах должно сказать следующее.
Обыкновенный малярный литопон содержит в своем составе большое количество растворимых солей, т. е. технически не чист. Чернеет он вследствие остающегося в нем от фабрикации хлора. Таковой литопон темнеет на свету в присутствии воды и влаги, так как находящийся в литопоне хлористый цинк превращается в металлический цинк. При отсут-ствии воды и влажного воздуха почернения литопона не происходит и на свету. Под влия-нием воды не только происходит почернение на свету литопона, но и возвращение белого цвета в темноте почерневшему на свету литопону. При отсутствии воды и влажного возду-ха литопон, содержащий в своем составе хлор, остается без изменения цвета на свету.
Для установления светостойкости литопона следует выдержать его на свету под водой в продолжение нескольких дней.
Кварцевая лампа чернит литопон при тех же условиях в 5—10 минут.
Для грунта, таким образом, может быть применим лишь литопон, не чернеющий на свету в присутствии воды.
X I г р у п п а
|