Студопедия — Р Т У Т Н Ы Е К Р А С К И
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Р Т У Т Н Ы Е К Р А С К И






 

Краски этой небольшой группы содержат в своем составе различные соединения рту-

 

ти.

 

Всем представителям ее свойственна ядовитость;лучшие из них имеют условную прочность, худшие — безусловную непрочность.

 

Киноварь

 

Vermillon de Chine, frangais, anglais, permanent, cinabre. Zinnober, chinesischer Karmin, Patent-Scharlach. Cinnabaris, Vermilion, french, chinese, exua.

 

Залежи натуральной киновари (руды) встречаются во многих частях света; вот почему вполне естественно, что киноварь как краска была известна уже в глубокой древности; присутствие киновари установлено в живописи древнего Египта, Греции и Рима; греки на-зывали киноварь «миллос», римляне — «минимум». Натуральная киноварь встречается в

 

СССР, Испании (Альмадена), Австрии (Идрия), в Калифорнии, Китае, Японии. Лучший сорт киновари привозится из Китая, где краска эта особенно популярна.

 

Натуральная киноварь, носящая название горной киновари, имеет различные оттен-ки,— от ярко-красного до темно-красного; перед употреблением в дело подвергается толь-ко очистке и измельчению: чем тоньше размол киновари, тем ярче и красивее ее цвет.

Химический состав киновари — сернистая ртуть.

 

Сернистая ртуть имеется в двух видах(модификациях): один из них— вещество аморфное, черного цвета, другой — вещество кристаллическое, красного цвета. Киноварь есть кристаллическая сернистая ртуть. В производстве она получается сперва в виде сер-нистой аморфной ртути, а затем уже превращается в кристаллическую красную сернистую ртуть. Под продолжительным действием дневного света кристаллическое строение кино-вари в большей или меньшей степени изменяется в аморфное, в зависимости от чего крас-ка более или менее чернеет. Такое видоизменение киновари является характерным свойст-вом этой краски, и с ним знакомы были уже в старину.


 


Действие света на киноварь аналогично действию тепловой энергии на краску,под влиянием которой происходит почернение ее. Киноварь, нагретая до 100° Ц, чернеет, но по охлаждении красный цвет ее снова возвращается. При нагревании же киновари до более высокой температуры, не менее 400° Ц, она, сделавшись черной, остается таковой и по ох-лаждении. Таким же образом действует свет на краску. Легко потемневшая киноварь при непродолжительном действии света на краску восстанавливает свой прежний цвет при от-сутствии света. Так, мало чувствительные к свету сорта киновари, потемнев днем, возвра-щают значительную часть цвета ночью, краска же, долгое время находившаяся под дейст-вием света, приобретает уже стойкое почернение, которое более не восстановимо. Позд-нейшие изучения свойств киновари указывают на то, что краска чернеет тем сильнее, чем бОльшую она имеет теплоемкость, и что превращение сернистой ртути из черной в крас-ную сопровождается уменьшением ее в объеме;при почернении же красной сернистой ртути замечается обратное явление.

 

Кроме натуральной киновари, существует и искусственный продукт, который в наше время все более и более вытесняет натуральный. Начало изготовлению искусственной ки-новари было положено уже в XIII в. алхимиками, сделавшими первый почин в этом деле. В средние века были знакомы с производством искусственной киновари и в Китае.

 

Приготовление искусственной киновари в различных местах ее фабрикации различно; оно ведется двумя способами: так наз. сухим и мокрым, которые имеют много различных вариантов. При фабрикации сухим способом в Идрии поступают таким образом:200 ч. ртути перемешивают с35 ч. серы в продолжение2—3 часов; полученную черно-коричневую порошкообразную массу помещают в специальные металлические котлы и слабо нагревают до химического соединения ртути с серой, затем огонь усиливают, кино-варь возгоняется и осаждается в холодном приемнике. Мокрый способ (по проф. Брунне-ру) состоит в следующем: 200 ч. ртути тщательно перемешиваются с 76 ч. серы; в образо-вавшуюся массу приливается раствор едкого кали (состоящий из 265 г воды и 50 ч. кали), и смесь нагревают до 45° Ц, помешивая вначале постоянно, а потом изредка. Спустя 8—12 часов процесс образования киновари закончен.

 

Приведенные выше описания способов приготовления киновари нужно считать в на-стоящее время устаревшими, так как позднейшие научные изучения краски дали возмож-ность получать искусственным путем киноварь, не только не уступающую по прочности киновари натурального происхождения, но и превосходящую ее. Чтобы приготовить наи-более устойчивую по отношению к свету киноварь,оказалось необходимым придать ей наименьшую теплоемкость. В новом способе фабрикации киновари последняя получается не прямо из серы, ртути, как это практиковалось раньше, а из ртутных соединений (хлори-стой ртути, сулемы) и соединений серы (серной печени).

 

Свойства киновари были хорошо изучены уже в старину;известна была и способ-ность ее чернеть от действия света, равно как и те условия, при которых этот недостаток проявляется в большей или меньшей мере.Позднее, однако, знания эти были утеряны и забыты как для живописного,так и для малярного дела;даже в кругах ученых-специалистов сведения о свойствах киновари были весьма ограничены.

 

Изучение киновари и ее производства в началеXX в. позволяет сделать следующие заключения:

 

1) Всякая киноварь (кристаллическая сернистая ртуть), какого бы она происхож-дения ни была(натурального или искусственного), под влиянием дневного света более или менее чернеет, переходя из кристаллической сернистой ртути в аморфную того же химического состава, причем наиболее устойчивыми яв-ляются сорта настоящей китайской и голландской киновари.


 


2) С различными связующими веществами киноварь имеет различную -проч ность. Вреднее всего действует на нее копайский бальзам; затем следуют смо-лы и, наконец, растительные жирные масла, с которыми киноварь следует рас-тирать только перед самым употреблением в дело.Чем дольше лежит без употребления киноварь, тертая на масле, тем скорее и сильнее она чернеет.

3) Очень вредно действуют на киноварь и лаки,под которыми она чернеет осо-бенно скоро; чтобы предохранить краску от действия лака,необходимо по-следний отделить от киновари слоем клея.

4) В масляной живописи лучше сохраняются тонкие слои киновари, нежели тол-стые.

 

5) На масляном грунте киноварь сохраняется хуже, чем на клеевом. Этим отчас-ти объясняется хороший цвет киновари у Рубенса, писавшего, как известно, на клеевом грунте.

6) Всего лучше сохраняется киноварь в темпере и акварели, но без покрытия ла-ком. При раскрывании темперы лаком необходимо места, написанные с кино-варью, покрыть слоем клея (желатины), дабы киноварь не приходила в непо-средственное соприкосновение с лаком, так как в лаках могут содержаться не-которые смоляные кислоты, которые действуют на краску.

 

7) Тяжелые сорта киновари прочнее легких.

 

8) Уксус, употреблявшийся в старину для очистки киновари,действует на мно-гие сорта ее благоприятно, придавая ей более огненный тон и делая ее более прочной. Однако не все сорта киновари улучшаются от действия уксуса.

 

Мои проверочные опыты с киноварью дали нижеследующие результаты.

 

Киноварь, растертая с гуммиарабиком и яйцом, после трехмесячного действия на нее солнечных лучей темнеет очень незначительно. Та же краска, тертая с копайским бальза-мом и скипидарно-даммаровым лаком, при тех же условиях сильно почернела; с маслом почернела несколько меньше. Масляная киноварь (с той же краской), крытая непосредст-венно скипидарнодаммаровым лаком иvernis á tableau Вибера, сильно почернела; крытая же ретушью Shonée frères потемнела очень мало. Масляная краска, крытая теми же лаками с промежуточным слоем гуммиарабика, яйца и белка, сохранилась очень хорошо.

 

Масляная киноварь названной фирмы и многих других, долго лежавшая без употреб-ления, сильно почернела на свету — в некоторых случаях до полной потери красного цвета

— без покрывания лаком. Свежеприготовленная масляная краска за тот же период времени лишь слегка потемнела.

 

Итак, киноварь чернеет со смолами всего сильнее,затем следует масло и, наконец, клеевые связующие вещества.

 

Но чем же объясняется это явление? Факт тот, что в данном случае мы не имеем дела с химическими явлениями, так как получившаяся от действия света черная краска состоит, как было уже указано выше, из той же сернистой ртути, изменившей лишь свое кристал-лическое строение на аморфное. Разрешение этого любопытного вопроса, таким образом, упрощается. Раз свет изменяет своим действием физическое строение сернистой ртути, то ясно, что действие его будет тем сильнее, чем более краска проницаема для света. Кино-варь в порошке мало проницаема для лучей света и потому в этом состоянии чернеет сла-

 

бее; со связующими веществами она приобретает большую проницаемость и потому и бОльшую способность чернеть. Связующие вещества, особенно хорошо пропускающие лучи света, позволяют им глубже проникать в вещество краски и тем сильнее производить свое действие. Масло имеет больший коэффициент преломления, нежели клей и ему по-добные вещества, и потому масляная киноварь чернеет значительно сильнее, нежели клее-


 


вая, темпера и т. п. Так как показатель преломления у смол выше, чем у масла (1,54 против 1,48), то киноварь со смолами чернеет еще сильнее.

Воск имеет коэффициент преломления 1,52 и потому в этом отношении близок к смо-лам. Разумеется, и различные смолы обладают различной проводимостью световых лучей. Так как из опытов видно, что киноварь с копайским бальзамом чернеет сильнее, нежели с другими смолами, то очевидно, что этот последний имеет больший коэффициент прелом-ления, нежели даммар или шеллак.

 

Киноварь обладает большим удельным весом (8,21), который значительно колеблется в различных сортах краски. Она требует тончайшего измельчения, которое, однако, имеет известный предел. В. Оствальд относит ее к разряду мощных по цвету красок,но теряю-щих при излишне тонком измельчении часть своей яркости,причем краски становятся светлей и ничего не выигрывают в смысле чистоты тона.Киноварь применяется во всех способах живописи, а также и во фреске, где сохраняет свою способность чернеть на свету, хотя и не чернеет здесь так сильно, как в масляной живописи. Во всяком случае, здесь вы-годнее заменять ее красным хромом. Масла берет небольшое количество (около 15—20%), смотря по удельному весу краски, но сохнет медленно.

 

Киноварь мало ядовита. В последнее время в масляной живописи она часто заменяет-ся красным кадмием, но вследствие своей сравнительной дешевизны она долго еще не по-теряет своего значения.

 

Р а с п о з н а в а н и е. Киноварь очень часто содержит в себе примеси, состоящие из сурика, красного хрома, окиси железа, тертого кирпича, драконовой крови, красного аури-пигмента, талька и пр. Худшими примесями нужно считать свинцовые подмеси и аури-пигмент, грубейшей фальсификацией — подкраску киновари органическими красками.

 

При испытании киновари следует руководствоваться следующими ее свойствами:

 

1) в воде и спирту она не растворяется и не окрашивает их;

 

2) при накаливании испаряется без остатка;

 

3) разведенные щелочи и кислоты на нее не действуют;

 

4) в царской водке (смесь 2 вес. ч. соляной кислоты и 1 вес. ч. азотной кислоты) растворяется без остатка.

 

Киноварь - экарлат

 

Ecarlate. Jodquecksilber. Scarlet vermillon.

 

Яркого цвета краска, средняя по тону между суриком и киноварью.Открыта около 1849 г. Химический состав ее — йодная ртуть.

От действия света разлагается на составные части; сначала желтеет, а потом чернеет, вредя соседним краскам своим иодом. В акварели улетучивается, оставляя пустые места; не может быть смешиваема со свинцовыми белилами.

 

Минеральная желтая

 

Минеральный турбит. Jaune minéral. Mineralischer Turpeth.

 

Краска лимонно-желтого цвета. Состоит из соединения сернортутной соли с окисью ртути.

Чернеет на свету и разлагается в смеси с органическими красками.


 


V г р у п п а

 

Б А Р И Т О В Ы Е К Р А С К И

 

Соединения бария дают незначительное количество красок, из которых только шпат и баритовые белила обладают безусловной прочностью.

 

Тяжелый шпат

 

Минерал, находимый в природе, подобно гипсу и мелу, в большом количестве. Хими-ческий состав его — сернокислый барий (другая разновидность его — витерит — углекис-лый барий).

 

Куски тяжелого шпата подвергаются измельчению,размалыванию, просеиванию и отмучиванию, и он в виде тонкого порошка поступает в продажу. Порошок этот сохраняет, однако, кристаллическое строение минерала и потому, несмотря на его превосходные ка-чества в смысле прочности, светопостоянства, безвредности и пр., не может быть применя-ем в масляной живописи и находит широкое применение лишь в малярном деле и различ-ных отраслях производства. Кроме того, он служит подмесью к свинцовым белилам, к ко-торым приближается по своему удельному весу(4,48), для удешевления этого продукта, а также и для фальсификации цинковых белил и других красок.

 

Сернокислый барий натурального происхождения не обладает той чистотой состава, которая свойственна барию, получаемому искусственным путем.

 

Баритовые белила

 

Постоянные белила. Blanc fixe. Permanentweiss. Permanent white.

 

Баритовые белила по своему химическому составу также являются сернокислым ба-рием и притом совершенно чистым.

Его приготовление состоит в осаждении растворов солей бария,главным образом хлористого бария, разведенной серной кислотой или с помощью более дешевых сернокис-лых солей, например, глауберовой соли (сернокислого натра). Выпадающий при сливании названных растворов осадок и является сернокислым барием, т. е. баритовыми белилами, которые затем тщательно промываются для освобождения их от серной и соляной кислот. Получаемый таким образом сернокислый барий превосходит по качествам и тонкости сво-ей структуры натуральный продукт, но тонкость порошка его зависит во многом от боль-шей или меньшей концентрации растворов хлористого бария и крепости разведенной сер-ной кислоты, т. е. деталей производства, при несоблюдении которых и здесь получается грубый продукт, не пригодный к употреблению на масле.

 

Белила эти по праву называются постоянными, так как прочны во всех отношениях, т. е. не боятся ни сернистых газов, ни щелочей, ни кислот, и прочны в смешении со всеми красками. Подобно шпату, они служат подмесью в краски, кроме того, в виде белого осно-вания для приготовления красок-лаков. Не ядовиты, применимы во всех видах живописи, с растворимым стеклом вступают в очень прочное соединение,почему являются весьма ценным материалом в силикатной живописи. Масла берут мало и сохнут с ним хорошо.

 

Баритовые белила в продаже встречаются в порошке и в виде теста, т. е. замешанные с водой, так как в последнем случае сохраняют свою кроющую способность.

 


На масле встречаются редко.

 

Р а с п о з н а в а н и е. Баритовые белила, и тяжелый шпат отличаются большим удельным весом, нерастворимы в разведенных щелочах и кислотах,но растворяются в концентрированной серной кислоте при нагревании.

 

 

Баритовая желтая

 

Желтый ультрамарин, лимонно - желтая, посто-

 

янная желтая. Jaune d'outremer. Gelber Ultramarin,

Permanentgelb. Yellow ultramarin.

 

Баритовая желтая является одной из представительниц интенсивных- жел

 

лимонного цвета красок, которые по тону, химическому составу и свойствам имеют много общего между собой и составляют, таким образом, особую группу красок.

 

Кроме баритовой желтой, к этой группе принадлежат желтые хромы, цинковая желтая

 

и стронциевая желтая. Все они представляют собой соли хромовой кислоты, но различных металлов: бария, цинка, свинца и стронция. Свет изменяет их химический состав, превра-щая постепенно в зеленые соединения хрома;таким же образом действует на краски со-держащийся часто в воздухе сернистый ангидрид, который является восстанавливающим средством для хромовокислых соединений.

 

Желтый ультрамарин есть хромовокислый барий. Цвет его лимонный, но светлее, не-жели у цинковой желтой. Сравнительно с прочими красками группы он,по-видимому, наиболее прочен. В чистой воде с клеевым связующим веществом он выстаивает без изме-нения в продолжение 2 лет 8 месяцев. Баритовая желтая не может быть смешиваема с бе-лыми красками, неаполитанской желтой, ультрамарином и кобальтовыми красками. Крас-ка мало ядовита, имеет большой удельный вес, плохо кроет на масле, но требует его мало

 

и сохнет с ним хорошо.

Употребляется в акварели, темпере, масляной живописи и в живописи по фарфору.

 

Р а с п о з н а в а н и е. В соляной кислоте баритовая желтая растворяется без остатка; раствор этот с серной кислотой дает осадок, состоящий из сернокислого бария.

 

V I г р у п п а

 







Дата добавления: 2015-12-04; просмотров: 152. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Картограммы и картодиаграммы Картограммы и картодиаграммы применяются для изображения географической характеристики изучаемых явлений...

Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Примеры решения типовых задач. Пример 1.Степень диссоциации уксусной кислоты в 0,1 М растворе равна 1,32∙10-2   Пример 1.Степень диссоциации уксусной кислоты в 0,1 М растворе равна 1,32∙10-2. Найдите константу диссоциации кислоты и значение рК. Решение. Подставим данные задачи в уравнение закона разбавления К = a2См/(1 –a) =...

Экспертная оценка как метод психологического исследования Экспертная оценка – диагностический метод измерения, с помощью которого качественные особенности психических явлений получают свое числовое выражение в форме количественных оценок...

В теории государства и права выделяют два пути возникновения государства: восточный и западный Восточный путь возникновения государства представляет собой плавный переход, перерастание первобытного общества в государство...

Основные структурные физиотерапевтические подразделения Физиотерапевтическое подразделение является одним из структурных подразделений лечебно-профилактического учреждения, которое предназначено для оказания физиотерапевтической помощи...

Почему важны муниципальные выборы? Туристическая фирма оставляет за собой право, в случае причин непреодолимого характера, вносить некоторые изменения в программу тура без уменьшения общего объема и качества услуг, в том числе предоставлять замену отеля на равнозначный...

Тема 2: Анатомо-топографическое строение полостей зубов верхней и нижней челюстей. Полость зуба — это сложная система разветвлений, имеющая разнообразную конфигурацию...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.009 сек.) русская версия | украинская версия