У Л Ь Т Р А М А Р И Н О В Ы Е К Р А С К И
Эту группу красок составляют все разновидности натурального и искусственного ультрамарина — краски, родственные в химическом отношении друг другу. Красящее начало ультрамарина до сих пор окончательно не определено.Полагают, что оно является серой, которая находится в ультрамарине в коллоидальном состоянии. Этим и объясняется насыщенность цвета ультрамарина, который в этом отношении похож на парижскую лазурь, представляющую коллоидальное вещество.
Анализы натурального ультрамарина, лучшего представителя этой группы, дали сле-дующий результат. На 100 ч. краски ультрамарин содержит: кремнезема — 45,5 ч., извести
— 3,52 ч., глинозема — 31,76 ч., натра — 9,09 ч., серного ангидрида — 5,89 ч., серы — 0,95 ч., железа — 0,86 ч., воды — 0,42 ч., углекислоты— 0,12 ч. Искусственный ультрама-рин близок по составу натуральному.
Преобладающим цветом красок этой группы является синий различных оттенков, на-чиная от светлого, близкого кобальту, до фиолетового; но имеются и зеленый и фиолето-вый цвета. Ультрамариновые краски имеют следующие свойства: 1) светоустойчивость, 2) неядовитость,
3) стойкость по отношению к щелочам и неустойчивость даже к слабым кисло-там,
4) способность подвергаться с течением времени так наз. «ультрамариновой бо-
лезни».
Сущность этой «болезни» заключается в следующем: ультрамариновые краски, со-держащие в своем составе значительное количество глинозема, имеют способность (кото-
9 Ф. Рерберг. Краски и другие современные материалы живописи.
рую нужно рассматривать как недостаток) поглощать влагу из воздуха и конденсировать ее в себе. Влага эта нарушает мало-помалу строение(омогенность) масляного слоя и, разъеди-няя частицы, лишает его однородности, а, следовательно, прозрачности. В результате про-исходит изменение внешнего вида красок, которые теряют красоту цвета, становятся мут-ными, серыми, бесцветными и тем, разумеется, нарушают общую гармонию живописи. В данном случае нет химического изменения красок, а лишь оптическое, зависящее от изме-нения строения слоя красок, преломляющего и отражающего световые лучи иначе, чем то происходило раньше, — ничего, следовательно, неисправимого и стойкого, а лишь «бо-лезнь», как остроумно определил один химик сущность этого явления,и притом вполне излечимая. Действительно, помутневшие таким образом краски восстанавливают свой прежний вид при действии на них копайского бальзама и паров спирта— средство, пред-ложенное Петтенкофером.
Описанный недостаток присущ и зеленой земле, равно как и другим краскам, богатым содержанием глины. Помутнения и изменения в тоне у последних, однако, не так заметны, как на ярком цвете ультрамарина, и само образование их не так возможно, так как они со-держат большее, нежели ультрамарин, количество связующего вещества, противостоящего действию влаги.
Ультрамариновые краски применяются во всех способах живописи,но при росписи внешних стен зданий больших городов не должны иметь применения, так как в атмосфер-ных осадках местностей, где происходит сжигание больших количеств каменного угля, со-держится сернистая кислота, мало-помалу обесцвечивающая эти краски.
Натуральный ультрамарин
Ляпис-лазурь. Outremer lapis. Lasursteinblau. Ultramarine genuine.
Минерал лазуревый камень привозился в Европу из Китая,Тибета и Бухары морем. Залежи его находятся и теперь в Сибири, Бухаре, Китае, Тибете и Южной Америке.
Лазуревым камнем в чистом виде пользоваться,как краской не представляется воз-можным, и потому, прежде чем стать таковою, он подвергается довольно сложной обра-ботке, в результате которой из 100 ч. камня получается всего лишь 2—3 ч. чистой краски и большое количество менее чистой, носящей название в торговле «ультрамариновой золы».
Натуральный ультрамарин появился в живописи не ранееXV в., был редок и прода-вался по весьма высокой цене. Натуральный ультрамарин превосходит по своим качествам искусственный, но и в настоящее время остается очень дорогой краской,не всем доступ-ной, почему вырабатывается немногими фирмами.
Искусственный ультрамарин
Ультрамарин Гимэ. Outremer, bleu de Paris. Ultramarinblau. French blue, Guimets blue.
Высокая цена краски, получаемой из ляпис-лазури, давно уже побуждала технику к изысканию и открытию новых способов производства синих красок,оторые могли бы удовлетворить насущную потребность в них. В 1827 г. Гимэ открыл ультрамарин, а через
год обнародовал найденный им способ приготовления искусственного ультрамарина Гме-лин; с этого времени техническое добывание краски быстро сделалось широкой отраслью промышленности.
Со времени открытия искусственного ультрамарина было предложено много спосо-бов и рецептов для приготовления его. Материалами в обыкновенном заводском способе приготовления его служат: каолин, глауберова соль, сода, сера и уголь. Смесь, составлен-ную из них в различных пропорциях(например, 100 ч. каолина, 105 ч. глауберовой соли, 23 ч. угля, 16 ч. соды и 20 ч. серы), помещают в тигли и обжигают без притока воздуха в печах до светло-красного каления. Полученная таким образом красивого зеленого цвета масса после надлежащей очистки и просушки сама по себе служит зеленой краской,иду-щей в торговле под названием зеленого ультрамарина.При желании получить синюю краску зеленый ультрамарин снова подвергается прокалке с примесью нового количества серы (8%) при доступе воздуха. Что касается пропорций названных выше материалов, вхо-дящих в состав смеси, подвергающейся прокалке, изменения состава смеси могут быть до-пущены в самых широких пределах,что, конечно, отражается на качествах продукта и обуславливает выход различных оттенков краски.
Чтобы получить светлые тона ультрамарина, его смешивают иногда с гипсом, мелом и белой глиной. Для придачи глубины тона в подмешанный таким образом ультрамарин вводят в небольшом количестве глицерин или сахарный сироп.Все названные подмеси нужно отнести к фальсификации краски. Хороший ультрамарин не должен также содер-жать в себе свободного сернистого натра, остающегося иногда от фабрикации.
Искусственный ультрамарин принадлежит к недорогим краскам, очень близок по цве-ту, составу и качествам натуральному ультрамарину, который может заменять с успехом; во всех техниках живописи применим, не исключая силикатной живописи и фрески, хотя при долгом общении с гашеной известью изменяет свой тон.На масле сохнет хорошо и берет его до 50%.
Зеленый ультрамарин
Vert d'outremer. Grüner Ultramarin.
Зеленый ультрамарин, о производстве которого можно иметь представление из опи-сания приготовления синего ультрамарина, обладает всеми свойствами, общими для ульт-рамаринов. Главное применение его в малярном деле, но лучшие сорта применяются и в живописи.
Фиолетовый ультрамарин
Outremer violet. Ultramarinviolet.
Цвет его не обладает особой красотой. Приготовляется из синего ультрамарина дейст-вием на последний: 1) соляной кислоты и воздуха, 2) нашатыря и азотноаммиачной соли и
3) хлора и водяного пара. Уступает по цвету и прочности фиолетовому кобальту.
Р а с п о з н а в а н и е. К ультрамарину часто примешиваются:берлинская лазурь, горная синь, шмальта, индиго и крахмал.
Чистый ультрамарин в нашатырном спирте не растворяется и не окрашивает его,во всех разведенных кислотах разлагается, выделяя небольшое количество сероводорода и образуя бесцветное студенистое вещество.
I X г р у п п а
|