Студопедия — С В И Н Ц О В Ы Е К Р А С К И
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

С В И Н Ц О В Ы Е К Р А С К И






 

Свинец дает целый ряд красок белого,желтого и красного-цвета, состоящих из раз-личных свинцовых окислов и различных свинцовых солей:углекислых, хромовых, сурь-мяных и хлористых.

 

Входя в том или ином виде в состав каждой из красок группы,он придает им всем своеобразные характерные свойства.

 

Краскам этой группы присущи: 1) большой удельный вес (одни из наиболее тяжелых красок), 2) корпусность и плотность — способность крыть, 3) большая или меньшая ядови-тость, 4) способность чернеть от сернистых соединений(сероводорода, паров сернистого аммония я пр.), т. е. превращаться в сернистый свинец — вещество черного цвета, 5) спо-собность быстро высыхать на масле и сушить другие, смешанные с ними краски.

 

Способность свинцовых красок чернеть от сернистых соединений представляет круп-ный недостаток красок этого рода, который не является, однакоже, препятствием к приме-нению их в живописи по следующим основаниям: 1) присутствие сернистых соединений в обыкновенном воздухе жилых помещений весьма ограниченно, 2) лак, покрывающий жи-вопись, является прекрасным защитником ее от действия вредных для нее газов и пр.,3) даже сильно зачерненные сероводородом (искусственным путем) свинцовые краски в мас-ляной (свежей) живописи сами собой под влиянием света и воздуха и дальнейшего оки-сления масла легко восстанавливаются в цвете,причем сернистый свинец в этом случае переходит в сернокислый6 — вещество белого цвета. Тот же результат достигается обра-боткой почерневших красок перекисью водорода. В старой масляной и клеевой живописи, где восстановление почерневших свинцовых красок,предоставленных только действию света и воздуха, сильно замедляется, регенерация красок перекисью водорода наиболее уместна.

 

Свинцовые белила

 

Кремницкие, кремсские белила. Blanc de lomb, blanc d'argent. Kremserweiss, Kremnitzerweiss.

Flake white, white lead, ceruse.

 

Свинцовые белила были известны уже в глубокой древности;о них упоминают Дио-скорид, Теофраст, Витрувий и Плиний. Греки называли краску «псимитион», римляне — «церуссой». В средние века производством краски занимались главным образом,венеци-анцы, от которых оно перешло затем к голландцам;позднее производством белил стал славиться город Кремниц в Венгрии, по имени которого одно время назывался высший сорт свинцовых белил, уступивших свое первенство кремсским белилам из города Кремса в Австрии, куда еще позднее перешло и где сосредоточилось производство названной краски.

 

Под именем свинцовых белил (и их синонимов) подразумеваются краски, химический состав которых представляет различные водные основные углесвинцовые соли, т. е. варьи-рует в известных пределах, представляя соединение углекислого свинца с водной его оки-сью, причем количественное взаимоотношение этих составных элементов не является по-стоянным, а в различных сортах краски — различно.

6 Сернокислый свинец служил одно время белилами под названием «мюльгаузских белил», но он не имеет достоинств углекислого свинца.

 


Покрывающая способность краски принадлежит водной окиси свинца,количествен-ное содержание которой в краске, однако, не должно превышать известной нормы. Хоро-шие белила содержат: 86% окиси свинца, 11,3% углекислоты и 2,4% воды (или приблизи-тельно 70% углекислого свинца и 30% водной его окиси). Они носят в продаже название кремсских белил. Свинцовые белила—одна из наиболее тяжелых красок:удельный вес ееравняется 6,47.

 

Лучшим сортом свинцовых белил являются так называемые кремсские белила. Это наиболее дорогой и наиболее чистый продукт, единственно пригодный для живописи. Да-лее следует целый ряд различных сортов белил,которые уступают по своим качествам кремсским; таковы шифервейс и белила: кремницкие, венецианские (с 50% примеси шпата или баритовых белил), гамбургские (с 66% примеси), голландские (с 80% примеси) и др.

 

Производство свинцовых белил ведется главным образом четырьмя способами:гол-ландским (он же венецианский), немецким, французским и английским.

 

При голландском способе листы свинца, изогнутые спирально, помещаются в глиня-ные горшки такой формы, что налитая в них предварительно уксусная кислота не соприка-сается со свинцом. Горшки ставятся в конский навоз или корье, где образуется тепло, под влиянием которого уксусная кислота испаряется и реагирует на свинец, образуя при содей-ствии кислорода воздуха основную ускусносвинцовую соль. Эта соль при действии на нее углекислого газа, получающегося при гниении навоза и корья, переводится в основной уг-лекислый свинец.

 

Немецкий способ производства свинцовых белил, называемый камерным, состоит в том, что тонкие свинцовые листы помещаются в деревянную камеру, через пол которой в нее поступают пары уксусной кислоты, воды и углекислого газа, добываемого сжиганием дерева, каменного угля и пр. В данном случае происходит тот же процесс образования бе-лил, что и при голландском способе.

 

Белила, полученные вышеописанным способом, промываются водой, чтобы освобо-дить их от свободного свинцового сахара, трутся с водой, высушиваются и обращаются в порошок. Полученные немецким способом белила называются камерными.

 

По английскому способу свинцовый глет смешивается со свинцовым сахаром в густое тесто, которое затем подвергается действию углекислого газа.

 

Во Франции при производстве свинцовых белил раствор свинцового сахара осаждает-ся углекислым газом (или содой). Получаемый продукт очень чист, но по своим качествам значительно отличается от описанных выше, так как белила в этом случае плохо кроют. Кроме того, известно получение свинцовых белил посредством электролиза.

 

Главнейшими примесями при недостаточной очистке белил являются: свинцовый са-хар, металлический свинец, мел и медные соединения. В различных сортах свинцовых бе-лил находится до 10% свинцового сахара. Белила, содержащие медь, имеют красноватый оттенок. Нормальный продукт не должен содержать более 5 % свинцового сахара, 1 % ме-ла и более 0,5 % воды.

 

Свинцовые белила жадно соединяются с маслом.Будучи растерты с водой и затем смешаны с маслом, они выделяют из себя воду и поглощают масло.Они применяются в гуаши, акварели, темпере, масляной и восковой живописи, во фресковой же и силикатной неприменимы, так как от щелочных связующих веществ разлагаются. Идут на приготовле-ние грунтов для масляной живописи в чистом виде и в смеси с цинковыми белилами.Ко-личество масла, потребное для приготовления масляной краски, колеблется (в зависимости от качества масла) от 8 до 14%. Для масляной живописи белила готовятся с маковым мас-лом.


 


К положительным свойствам белил относятся:1) прекрасный белый цвет, не изме-няющийся от действия света; 2) изумительная пластичность и способность крыть; 3) спо-собность давать плотный компактный слой, не образующий трещин и не отпадающий от поверхности, на которой лежит (даже при свертывании холста, покрытого ими); 4) способ-ность быстро высыхать с маслом и служить сиккативом для других смешанных с ними красок; 5) устойчивость к атмосферным воздействиям на открытом воздухе, превышающая таковую же всех других белых красок; 6) пригодность почти для всех техник живописи, кроме фрески и силикатной живописи7.

 

К отрицательным свойствам белил относятся: 1) сильная ядовитость; 2) потеря с тече-нием времени части своей покрывающей силы, результатом чего происходит просвечива-ние цвета поверхности, на которой лежит краска; 3) способность чернеть под действием сернистых газов и испарений и обращаться в сернистый свинец — вещество черного цвета;

 

4) наклонность к желтению в масляной живописи в случае присутствия в белилах избытка водной окиси свинца.

 

Потеря кроющей силы у свинцовых белил, по мнению одних исследователей, объяс-няется образованием в краске полупрозрачного свинцового мыла,происходящим при из-лишнем содержании в последней водной окиси свинца под влиянием кислот, находящихся в связующих краску маслах и лаках. Другие объясняют это влияние потерей свинцовыми белилами химической воды и превращением водной окиси свинца в углекислый свинец, который лишен кроющих способностей. Так или иначе, но этот недостаток свинцовых бе-лил отразился в большей или меньшей степени на всех произведениях старых мастеров, особенно на тех из них, которые пользовались темным грунтом, не придерживаясь рацио-нальных методов живописи. Таковы произведения Караваджо, Рибейры, Пуссена и многих других.

 

Правильно учитывая все сказанное выше о свинцовых белилах, нельзя не придти к за-ключению, что белила эти, безусловно, необходимы в масляной живописи, хотя и не в чис-том виде, а в смешении, например, с цинковыми или баритовыми белилами, подмесь кото-рых ослабляет недостатки свинцовых белил.

 

Р а с п о з н а в а н и е. Свинцовые белила в сухом виде в продаже имеют вид тяжело-го порошка, плиток и ступочек. При испытании их следует руководиться следующим:

 

1) при накаливании (на фарфоре) белила принимают оранжевый оттенок, кото-рый по охлаждении переходит в светло-желтый;

2) при нагревании в пробирном стаканчике белила,содержащие большое коли-чество свинцового сахара, чернеют;

 

3) разведенная азотная (и уксусная) кислота растворяет краску при обыкновен-ной температуре с шипением, образуя бесцветный прозрачный раствор без всякого осадка. Если получится осадок, то он может быть тяжелым шпатом, сернокислым свинцом или гипсом, или кремнеземом, или глиноземом; в слу-чае подмеси к краске мела, углекислого бария или цинковых белил послед-ние также перейдут в раствор;

 

4) белила, выдержавшие испытание азотной кислотой, должны растворяться в аммиаке и в крепком растворе едкого кали при нагревании и давать бесцвет-ный прозрачный раствор; при получении осадка последний состоит из мела и углекислого бария. Примесь цинковых белил и в этом случае не будет обна-ружена, так как они останутся в растворе. Если в растворе содержатся цинко-

 

7 По моим опытам свинцовые белила в яичной темпере сильно желтеют.


 


вые белила, то при действии на него сероводорода или сернистого натра полу-чится белый осадок;

5) раствор сернистого натрия чернит белила.

 

Массикот

 

Желтый сурик. Massicot. Bleiglätte, Silberglätte. Kings'yellow.

 

Химический состав его — окись свинца — тот же, что и свинцового глета.

 

Получается слабым прокаливанием свинцовых белил и плавлением металлического свинца при доступе воздуха. Различие между массикотом и глетом только физическое: глет по строению кристалличен, массикот — аморфен.

 

Краска эта имеет скромный желто-оранжевый цвет.Она имела значение в истории живописи и была известна уже древнему Египту.Главное назначение ее, как и глета, за-ключается в том, чтобы служить материалом для варки быстросохнущего масла (олифы) и сиккативов.

 

Сурик

 

Rouge de Saturne, minium, mine orange. Mennige

 

Orangemennige, Pariserrot. Saturn red, red lead.

 

Яркая красно-оранжевого цвета краска, известная в древности (Плиний описывает ее открытие).

По своему химическому составу представляет соединение кислорода со свинцом, котором количественное содержание кислорода превышает содержание его в обыкновен-ной окиси свинца. Удельный вес его колеблется от 8,62 до 9,19.

 

Лучший сурик получается из чистых свинцовых белил,которые под влиянием нака-ливания переходят в массикот и затем в сурик.

 

В кусках и порошке на свету сурик чернеет с поверхности,обращаясь в перекись свинца и получая темно-коричневый оттенок. С маслом, которого берет всего 10—15%, он соединяется химически, превосходно кроет и сохнет быстрее всех других красок. В смесях с растительными красками обесцвечивается сам и обесцвечивает их.Теряет свой цвет в смеси со свинцовыми белилами и при продолжительном выстаивании на свету в масляной живописи. Проба сурика на масле, подвергнутая мною продолжительному действию света, потеряла свой цвет настолько, что от него не осталось почти следов. Щелочи его не из-меняют, и поэтому он может применяться во фресковой и силикатной живописи, где ус-ловно прочен.

 

Р а с п о з н а в а н и е. Слабо разведенная азотная кислота разлагает краску, образуя темно-коричневую свинцовую перекись. Крепкая уксусная кислота совершенно растворяет сурик, образуя уксусносвинцовые соли.

 







Дата добавления: 2015-12-04; просмотров: 130. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Картограммы и картодиаграммы Картограммы и картодиаграммы применяются для изображения географической характеристики изучаемых явлений...

Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Метод Фольгарда (роданометрия или тиоцианатометрия) Метод Фольгарда основан на применении в качестве осадителя титрованного раствора, содержащего роданид-ионы SCN...

Потенциометрия. Потенциометрическое определение рН растворов Потенциометрия - это электрохимический метод иссле­дования и анализа веществ, основанный на зависимости равновесного электродного потенциала Е от активности (концентрации) определяемого вещества в исследуемом рас­творе...

Гальванического элемента При контакте двух любых фаз на границе их раздела возникает двойной электрический слой (ДЭС), состоящий из равных по величине, но противоположных по знаку электрических зарядов...

Внешняя политика России 1894- 1917 гг. Внешнюю политику Николая II и первый период его царствования определяли, по меньшей мере три важных фактора...

Оценка качества Анализ документации. Имеющийся рецепт, паспорт письменного контроля и номер лекарственной формы соответствуют друг другу. Ингредиенты совместимы, расчеты сделаны верно, паспорт письменного контроля выписан верно. Правильность упаковки и оформления....

БИОХИМИЯ ТКАНЕЙ ЗУБА В составе зуба выделяют минерализованные и неминерализованные ткани...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.011 сек.) русская версия | украинская версия