Студопедия — В В Е Д Е Н И Е
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

В В Е Д Е Н И Е






 

Под техникой живописи в буквальном значении этого слова должно подразумевать особую отрасль знания, предметом изучения которого является рациональное построение живописного произведения с точки зрения его материальной сущности.

Знание техники живописи дает художнику возможность не только создавать долго-вечные произведения, но и наилучшим образом использовать его живописные материалы и с художественной точки зрения.

 

Техника живописи, подобно прочим наукам, опирается на ряд других наук.Совре-менная техника живописи базируется на физике, химии, технологии красок и связующих веществ и на других современных науках. Старинная техника живописи также использо-вала современные ей знания, но науки как таковой в ее время или не существовало вовсе, или же она находилась только в зачаточном состоянии; вот почему она должна была бази-роваться главным образом на длительном, вековом опытном изучении свойств материалов, имевшихся в распоряжении живописи. Знания эти медленно накоплялись в кругах специа-листов и, передаваясь из поколения в поколение, создали ту прочную базу, которая дала возможность стать технике живописи прошедших времен на изумительную высоту.До-шедшие до нашего времени памятники живописных произведений прошедших веков с достаточной убедительностью подтверждают сказанное.

 

Как высоко в свое время стояла техника монументальной живописи, мы видим по со-хранившимся до нашего времени образцам древней египетской и помпейской живописи и по произведениям живописи средних веков и эпохи Ренессанса.О высоте старинной тех-ники станковой живописи можно составить себе представление по образцам, находящимся в галереях Европы.

 

Сохранившиеся средневековые и более поздние по времени трактаты о технике живо-писи также свидетельствуют о глубине практического знакомства с материалами живопи-си, имевшимися у современных им живописцев. Во многих случаях их опыт и наблюдения были так верны и глубоки, что они не расходятся с заключениями современной науки.В известном трактате о живописи итальянского живописца XV столетия Ченнино Ченнини в главе, посвященной описанию красок, мы находим, например, весьма интересное замеча-ние о черной краске: «если ты будешь тереть ее целый год,то она будет только лучше и чернее». Значение этого замечания получает должное разъяснение только в наше и притом самое последнее время. Ученые приходят к тому заключению, что все мощные краски, к каковым относится, между прочим, и черная краска, должны подвергаться возможно тон-кому размельчению, т. е. обращаться в коллоидальное состояние, так как в этом лишь слу-чае они проявляют все присущие им качества.Как на один из примеров подобного вида красок они указывают на китайскую тушь, достоинства которой объясняются тончайшим размельчением краски.

 

Из сказанного нельзя не видеть, что китайцы (так же как и современники Ченнини) уже задолго до нашей эры исключительно опытным путем пришли к разрешению одного из важных технических вопросов, правильность решения которого подтверждается совре-менной наукой.

 

Достойно внимания 1акже, что масляная живопись, начиная со времени Я. Ван-Эйка, пользовалась сложным связующим веществом, которое состояло из жирных эфирных ма-сел и смол. Этому связующему веществу, умело использованному, старинная масляная живопись и обязана своей свежестью и сохранностью.Современная наука, подвергнув разностороннему исследованию, связующее вещество подобного состава, не могла не при-знать, что и с теоретической точки зрения оно является наиболее целесообразным. Вот по-


 


чему все позднейшие усовершенствования наших дней в области приготовления масляных красок основываются на том же принципе. То же можно сказать о средневековой темпере, являющейся прототипом современной.

 

Итак, опираясь на собственный опыт и наблюдение, живописцы прошедших времен сумели создать образцовую технику живописи, многие из принципов которой вошли и в современную технику. Но техника живописи старых мастеров отошла в историю;о вос-крешении ее в целом, конечно, не может быть и речи. Для этого понадобилось бы не толь-ко возвращение к старым материалам и методам их использования, но и возвращение к тем условиям жизни, при которых создавалась старинная живопись: к корпоративным органи-зациям живописцев, т. е. цехам, гильдиям с их уставами и пр., короче — возвращение всей далеко ушедшей от нас жизни. Нашему времени предстоит найти и разработать свою тех-нику живописи, так как изменились значительно и взгляды на искусство, и живопись рас-полагает новыми материалами, и, наконец, произошли глубокие изменения в самой жизни.

 

Начало этой важной для живописи работы положено было уже в концеXVIII столе-тия, когда впервые после долгого промежутка времени снова было обращено внимание на технику живописи, пришедшую к этому времени в полный упадок.В создании техники живописи в наше время деятельное участие принимает наука,которая сильно выросла и развилась в последнее столетие, особенно химия, обогатившая живопись новыми кра-сочными материалами. Развитие техники вообще и различных производств в частности со-вершенно изменило ту обстановку и те условия, в которых работал средневековый живо-писец. Современный художник располагает неисчерпаемым количеством готового мате-риала: красок, связующих веществ, лаков и т. п., производство которых значительно упро-стилось, так как большое число фабрик изготовляет необходимые для живописи материа-лы. Ряд ученых занялся разрешением вопросов техники живописи, причем не только тео-ретически, но и практически; тем же заняты и художники. Таким образом, создалась об-ширная литература по технике живописи на различных языках,состоящая из отдельных сочинений, периодических изданий и т. п. В сотрудничестве представителей науки и ис-кусства были разработаны новые способы монументальной живописи: таковы силикатная живопись Кейма, казеиново-известковая живопись и новая темпера. Во всех художествен-ных школах ведется преподавание техники живописи, а в специальных технических шко-лах — технологии живописных материалов. Таковы, в общем, достижения нашего времени в деле техники живописи.

 

Подводя итог тому, что сделано положительного в области техники и технологии жи-вописи за последнее столетие, прежде всего, необходимо отметить те крупные достижения

 

в красочном деле, которые имели место в названный промежуток времени. Живопись обо-гатилась целым рядом чрезвычайно ценных красок, каковы: цинковые и баритовые белила, желтые, оранжевые и красные кадмии, искусственные охры, ализариновые крапп-лаки, ис-кусственный ультрамарин, кобальтовые краски и хромовые зеленые краски.Как видим, красочное дело достигло большой высоты, и оно продолжает развиваться, так как за это время открыт новый многообещающий источник красочных материалов, заключающийся

 

в каменноугольной смоле, давшей уже огромное количество красок, правда, пока еще не вполне совершенных. Этим ценным приобретением живопись обязана всецело химии— этой новой отрасли знания, которая из средневековой алхимии преобразовалась в точную и мощную науку. Разработанный при ее сотрудничестве новейший способ силикатной жи-вописи не уступает способам античной техники монументальной живописи, и им по праву может гордиться наше время. Полезное участие химии чувствуется и при проверке под-линности красок и других материалов живописи и при распознавании той или иной -тех ники живописи и т. п.


 


Кроме силикатной живописи, ценным приобретением для нашего времени является казеиново-извесгковая живопись, которая хотя и заимствована из древности, но получила новую разработку. В лице современной темперы, представляющей собой модернизацию средневековой, живопись также приобрела технику, которая с успехом может соперничать по прочности со старинной масляной живописью, причем она как нельзя лучше отвечает запросам современной живописи.

 

За этот же период времени наблюдается впервые организация широкой обществен-ной, т. е. совместной, работы на поприще усовершенствования техники живописи, прояв-ление которой мы видим в основании специальных обществ, создании всем доступных ла-бораторий, созывании конгрессов и т. п. В наше время не существует больше секретов в технике живописи подобно средневековью, а существуют лишь патенты на сделанные от-крытия и усовершенствования в области технологии живописи; само же достижение явля-ется общественным достоянием, которым может пользоваться всякий, тогда как в средние века и даже в более позднее время техника каждого мастера живописи представляла собой секрет. По словам историка Вазари, целые толпы живописцев устремлялись к произведе-ниям Я. Ван-Эйка, применившего новый способ живописи, чтобы узнать его секрет; ни-кто, однако, не мог проникнуть в тайну ее, и до сего дня она является загадкой.

 

Указав на положительные стороны достижений нашего време,нельзяи, однако, умолчать об отрицательных их сторонах.

 

Существенным недостатком нашего времени является то,что современный живопи-сец располагает готовым живописным материалом и потому мало или совсем не принима-ет участия в приготовлении красок, грунтов и пр. Правда, он изучает в школе технику жи-вописи, но обучение это уступает в значительной мере тому,которое практиковалось у живописцев прошедших веков. В результате современный живописец лишен знания своих материалов в той степени, как знали их старые мастера,сами готовившие их и потому сроднившиеся с ними.

 

Изобилие красочных материалов и связующих веществ, а также появление на рынке постоянно новых не дают возможности основательно разобраться в них и установить -оп ределенную систему их использования. Плохая же подготовка художников в техническом отношении не позволяет использовать в достаточной мере и того, что считается теперь уже общепризнанным.

 

Польза, приносимая участием науки в деле техники живописи,ощущается, конечно, всеми, но степень участия в этом деле той или иной из существующих ее отраслей пони-мается правильно не многими. Так как живопись, как это было указано выше, обязана хи-мии своим нынешним богатством красок, а также разрешением многих важных вопросов, то в глазах многих,работающих в области техники живописи,она получила прева-

 

лирующее значение; вот почему ко всем вопросам техники живописи стали подходить лишь с точки зрения химии; физическая же сторона ее или игнорировалась вовсе,или ей отводилось мало внимания, что, безусловно, ошибочно. Одним из наиболее ярких приме-ров такого ошибочного понимания дела может служить недоразумение,имевшее место в живописи в середине XIX столетия в связи с применением масляного грунта, которое на-несло значительный вред живописи, сократив век многих произведений того времени. Де-ло в том, что масляная краска прикрепляется очень слабо к масляному, особенно гладкому грунту и после достаточного просыхания легко отделяется от него. Явление это чисто фи-зического характера, невнимательное отношение к которому и привело к печальным -по следствиям. Большинство произведений, исполненных на масляных грунтах, в числе кото-рых находятся, к сожалению, и картины многих русских художников, очень слабо держат-ся на своем грунте, а некоторые уже и осыпаются.


 


Участие химии в оздоровлении техники живописи заключается в приготовлении прочных красок, избавлении их и связующих веществ от фальсификации и этим ограничи-вается. Чтобы вполне охватить задачу, необходимо трактовать вопросы техники живописи со всех сторон, а потому необходимо обращать внимание и на физические стороны дела, тем более, что в технике живописи имеется ряд моментов, в которых приходится иметь де-ло не с химическими, а с физическими явлениями. Это касается и красок, и связующих веществ, и самого построения живописного произведения.


 

 








Дата добавления: 2015-12-04; просмотров: 129. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

Характерные черты официально-делового стиля Наиболее характерными чертами официально-делового стиля являются: • лаконичность...

Этапы и алгоритм решения педагогической задачи Технология решения педагогической задачи, так же как и любая другая педагогическая технология должна соответствовать критериям концептуальности, системности, эффективности и воспроизводимости...

Понятие и структура педагогической техники Педагогическая техника представляет собой важнейший инструмент педагогической технологии, поскольку обеспечивает учителю и воспитателю возможность добиться гармонии между содержанием профессиональной деятельности и ее внешним проявлением...

Дизартрии у детей Выделение клинических форм дизартрии у детей является в большой степени условным, так как у них крайне редко бывают локальные поражения мозга, с которыми связаны четко определенные синдромы двигательных нарушений...

Педагогическая структура процесса социализации Характеризуя социализацию как педагогический процессе, следует рассмотреть ее основные компоненты: цель, содержание, средства, функции субъекта и объекта...

Типовые ситуационные задачи. Задача 1. Больной К., 38 лет, шахтер по профессии, во время планового медицинского осмотра предъявил жалобы на появление одышки при значительной физической   Задача 1. Больной К., 38 лет, шахтер по профессии, во время планового медицинского осмотра предъявил жалобы на появление одышки при значительной физической нагрузке. Из медицинской книжки установлено, что он страдает врожденным пороком сердца....

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.012 сек.) русская версия | украинская версия