Студопедия — О Б Щ И Е С В Е Д Е Н И Я О К Р А С К А Х
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

О Б Щ И Е С В Е Д Е Н И Я О К Р А С К А Х






 

 

Красками называются вещества натурального или искусственного происхождения, которые способны окрашивать тот или иной материал или с помощью какого-либо -свя зующего вещества, или без него, или же соединяясь с ним химически. К первым относятся краски, применяющиеся в живописном деле, ко вторым — краски, применяющиеся в тек-стильной промышленности. Эти последние носят также название пигментов 1.

 

Одни из красок принадлежат к веществам, состоящим из несложных химических со-единений, к каковым относятся, например, цинковые белила — химическое соединение цинка и кислорода, киноварь — соединение серы и ртути; другие же более или менее сложны или состоят из сложных химических соединений, каков, например, ультрамарин, в состав которого входят кремнезем, глинозем, натр, сера и пр., или же состоят из смеси раз-личных химических соединений: таковы свинцовые белила, охры и многие другие краски.

 

Очень немногие из красок, применяющиеся в живописи, имеют ту определенность в своем составе, какая присуща химическим соединениям, таковы: кадмий, цинковые бели-ла, баритовые белила, киноварь и некоторые другие краски; большинство же их лишено этой определенности и постоянства. Вот почему на практике одна и та же краска(на раз-личных фабриках и даже на одной и той же)нередко выходит с различным составом,и следовательно, с различными свойствами и оттенками. Такие изменения и колебания в со-ставе красок зависят всецело от чистоты сырых материалов,взятых для фабрикации, от способов последней и даже от малейших деталей производства.

 

Краски, имеющиеся в продаже, не являются химически чистым продуктом даже в лучших своих сортах, а всегда содержат, хотя и минимальные примеси веществ, взятых для их фабрикации, или других посторонних веществ, которые в таком количестве не вре-дят им. Таким образом, говоря о чистых красках, следует, прежде всего, подразумевать лишь техническую чистоту их.

 

Немногие из красок состоят в целом из одного красящего начала.Таковы: киноварь, цинковые белила, хромовая окись и т. д.; большинство же состоит из красящего начала и белого или бесцветного вещества иного химического состава,служащего для первого ос-нованием. Из минеральных красок искусственного происхождения сюда следует причис-лить, например, ультрамарин, синий кобальт, светлые сорта кадмиевых красок, красный кадмий. Все названные краски содержат в своем составе белое вещество, на которое осаж-дено красящее начало.

 

К этому же виду красок относятся почти все краски земляного происхождения:жел-тые охры, тердесиенны, умбры, красные охры, зеленая земля и др., а также подавляющее количество органических красок искусственного и натурального происхождения, носящих в этом случае специальное название лаков 2. Таковы крапп-лаки, желтые лаки и т. д., ка-менноугольные пигменты-лаки. Краски этого типа обычно содержат в своем составе гипс, шпат, каолин, мел, водный глинозем и т. п. белые, бесцветные, а иногда и цветные вещест-ва, которые являются их неизбежными составными элементами, без чего не представляет-ся возможным получить краску. Их не следует смешивать с тем сортом красок, в котором содержатся мел, шпат, гипс и т. п. в виде простой примеси, сделанной с целью удешевле-ния их или фальсификации.

 

 

1 Краскам этой категории собственно и принадлежит название«пигменты», которому на практике часто не придают должного значе-

ния.

2 В москательной торговле носят название «баканов».


 


Наконец, существует еще один вид красок— составных, состоящих обыкновенно из смеси двух красок, представителями которых являются «зеленая киноварь», «перманент» и др.

 

Краски, применяющиеся в живописи, т. е. в смешении со связующими веществами, не должны растворяться в воде и маслах и содержать в себе растворимых веществ. Реакция их должна быть нейтральной, содержание чуждых им элементов, как уже указывалось выше,

— минимальным.

 

Цвет красок обуславливается их химическим составом и физическим строением,при изменении которых изменяется и цвет красок.Так, киноварь, изменяя свое кристалличе-ское строение на аморфное, из красной становится черной; сурик, теряя из своего состава кислород, становится бесцветным. Изменение цвета красок зависит от условий, в которых находятся краски. Многие из красок меняют свой состав и цвет от действия на них высо-кой температуры, другие — под влиянием кислот и щелочей; третьи — при смешении с другими красками; наконец имеется большое число красок, которые изменяются уже от действия на них дневного света и воздуха.

 

Активными элементами воздуха, действующими на состав и цвет красок,являются кислород, углекислый газ и водяные пары. Весьма энергично действует на краски также солнечный свет, который, как известно, возбуждает химические явления и способствует разложению и соединению веществ и пр. Действие света и воздуха особенно энергично в том случае, когда они совместно действуют на краски. Так, даже несветопостоянные крас-ки, будучи изолированы от действия воздуха (т. е. кислорода и водяных паров), могут ос-таваться под действием света неопределенное время без изменения, тогда как те же краски при действии света и воздуха обесцвечиваются в самый короткий срок.Многие из красок органического происхождения, не изменяя своего цвета от действия сильных реагентов, теряют очень быстро свой цвет при действии на них света и воздуха.Свет и воздух изме-няют многие краски и минерального происхождения— чернят (например, киноварь и су-рик) и содействуют изменению красок в смеси между собою.Особенно активными явля-ются в этом отношении ультрафиолетовые лучи.

 

Обесцвечивающее действие света и воздуха на красочные вещества известно с давних пор, и потому естественно, что изучение свойств красок началось именно в этом направле-нии. Составлены были скалы красок: вполне устойчивых по отношению к действию света, мало устойчивых и совершенно не выдерживающих света3. Было установлено время, необ-ходимое для испытания красок прямым солнечным светом.Выяснилось, что непосредст-венное действие солнечных лучей на краски в продолжение1 года и 9 мес. равняется дей-ствию музейного света (т. е. света в залах музеев) в продолжение приблизительно 485 лет.

 

Сернистые газы и испарения, которые могут присутствовать в воздухе, также очень энергично действуют на краски. Так, сероводород и пары сернистого аммония, обращая свинцовые и медные краски в сернистые соединения, чернят их; под действием названных газов буреют сурьмяные краски и желтеют мышьяковые. Губительное действие на краски сернистых газов, к счастью, ограничено уже самим составом красок; к тому же указанные газы встречаются в воздухе в большом количестве лишь в исключительных случаях.Свет и кислород воздуха действуют разлагающим образом на сернистые газы и в некоторых случаях восстанавливают причиненные ими повреждения: почерневшие свинцовые краски под действием света и воздуха вновь принимают свой прежний вид.

 

Связующие вещества красок не всегда относятся к ним нейтрально. Так, масло дейст-вует на некоторые металлические краски, вступая с ними в химическое соединение и из-

3 Подлинный химический состав красок, подвергавшихся этому испытанию, не был установлен, а потому и результаты, достигнутые испы-танием, имеют условную ценность.


 


меняя, таким образом, состав красок. Соединения такого рода известны под названием мыла. Таковыми красками являются цинковые и свинцовые белила. Глицерин и мед уско-ряют изменение цвета красок под влиянием света.Известь — связующее вещество фре-сковой живописи — энергично действует на краски, заставляя прибегать при этом способе живописи к особому подбору красок. Так же действует на краски связующее вещество си-ликатной живописи (растворимое стекло), обладающее щелочными свойствами.

Большинство материалов, покрываемых красками, относятся нейтрально к ним. Тако-выми являются холст, дерево, картон и пр., нормально загрунтованные; стены же, содер-жащие известь и цемент и некоторые соли,могут изменить краски; бумага, содержащая квасцы, также изменяет некоторые краски.

 

Краски имеют различную способность крыть. Те из них, которые лучше кроют, назы-

 

ваются корпусными, другие же — лессировочными и полулессировочными. Способность крыть, т. е делать невидимым цвет материала, покрываемого хотя бы тонким слоем краски, зависит от многих условий.

 

Этой способностью обладают те из красок, частицы которых сильно отражают свет и потому не позволяют ему проникать в глубину вещества краски и достигать основания, на котором она лежит. Все такие краски в большинстве случаев имеют большой удельный вес, примером чего могут служить хорошо кроющие свинцовые краски.Краски с малым удельным весом, к которым относятся все органические краски и некоторые минеральные, не имеют кроющих способностей. Степень размельчения, а, следовательно, величина зерен их также играет здесь большую роль. Наиболее отвечающей в этом случае величиной зер-на является величина в1/1000 миллиметра. Краска в таком виде проявляет наибольшую кроющую способность. Кроме того, имеет значение строение краски. Свинцовые белила, состоящие из углекислого свинца и водной окиси его, кроют прекрасно, между тем как бе-лила, состоящие из одного углекислого свинца, кроют слабо, хотя удельный вес их и пока-затель преломления велики. Это различие в кроющих способностях двух названных красок объясняется тем, что углекислый свинец и водная окись его различны в оптическом отно-шении, а внутренняя оптическая неодинаковость является весьма благоприятным условием для увеличения кроющей силы краски. Так, цинковые белила, содержащие в себе некото-рую примесь мела, который отличен в оптическом отношении от цинковых белил,кроют на масле не хуже чистых белил, тогда как мел с маслом совершенно лишен кроющих спо-собностей. Пример этот является лучшим подтверждением сказанного.Лессировочные краски не обладают кроющей способностью. При нанесении толстым слоем они выглядят темными. Теплые краски остаются более прозрачными и в толстых слоях;холодные же в этом случае кажутся черными. Полулессировочные краски занимают среднее место между лессировочными и корпусными.

 

Степень измельчения красок различно отражается на их цвете. Одни из красок выиг-рывают в цвете при тонком измельчении, таковы черные краски, окислы железа и марган-ца (охры и умбры), лазури, отчасти киноварь и ультрамарин; другие же при этом теряют в цвете; примером последнему может служить яркая швейнфуртская зелень,теряющая в цвете при сильном измельчении. Выигрывают в цвете лишь те краски, которые обладают большой цветовой силой. Эта последняя измеряется количеством белил, которое поглоща-ет краска, не теряя своей цветности. Чем больше краска поглощает белил, не теряя своего цвета, тем большей силой обладает она.

 

Краски одного и того же химического состава могут быть более или менее яркими, что всегда зависит от строения зерен их:различная величина зерен краски уменьшает ее яркость, одинаковость же зерен увеличивает ее.


 


Многие из красок ядовиты. На первом месте в этом отношении стоят мышьяковые и свинцовые краски, почему и необходима осторожность при обращении с порошками -на званных красок: следует избегать вдыхания их мелкой пыли, а также привычки брать кис-ти в рот при работе акварелью. Мышьяковые краски представляют опасность и при внут-ренних окрасках здания, если они производятся на клею.

Краски группируются (классифицируются) по различным своим признакам: призна-кам состава, цвета, происхождения, производства и т. д.

 

По своему составу краски могут быть разделены на два больших отдела:1. Краски минеральные (неорганические). 2. Краски органические.

 

Минеральные краски в свою очередь делятся на:

 

I. М и н е р а л ь н ы е к р а с к и н а т у р а л ь н о г о п р о и с х о ж д е н и я.

 

Сюда относятся: натуральный ультрамарин, горная киноварь, охры, болюсы, умбры, сиенны и другие природные продукты.

 

II. И с к у с с т в е н н ы е м и н е р а л ь н ы е к р а с к и.

 

К этой группе красок относятся краски искусственного происхождения,представ-ляющие окиси тяжелых металлов, соли различного происхождения и др. Они получаются прокаливанием различных веществ, т. е. сухим способом, и осаждением различных рас-творов, т. е. мокрым способом. Некоторые из красок получаются и тем и другим способа-ми (такова, например, киноварь), другие лишь одним из названных способов.Замечено, что краски, получающиеся сухим способом, представляют большую прочность, нежели краски, получаемые мокрым способом.

 

Органические краски подразделяются на:

 

III. Н а т у р а л ь н ы е о р г а н и ч е с к и е к р а с к и.

 

Сюда относятся: экстракты растительных и животных красильных начал,«краски-лаки», содержащие органическое красильное начало, закрепленное на минеральном или ином основании.

IV. И с к у с с т в е н н ы е о р г а н и ч е с к и е к р а с к и.

 

Исходным началом этих красок является каменноугольный деготь. Очень немногие из них имеют применение в живописи.

 

При описании и изложении свойств отдельных красок в сочинениях о красках,осо-бенно предназначаемых для живописцев, рассматривающих красочный материал с точки зрения своей специальности, принято группировать их по признакам цвета. Такое подраз-деление красок имеет, однако, свою неблагоприятную сторону, так как в этом случае в од-ну группу соединяются часто краски, ничего между собой общего, кроме цвета, не имею-щие, почему картина описания происхождения красок и их свойств не получает надлежа-щей яркости, чем затрудняется и усвоение предмета. Между тем знание свойств красок имеет для живописцев первостепенное значение.Вот почему автор настоящего труда предпочел при распределении красок по группам придерживаться других их признаков.

 

Имея постоянную практику с красками, нельзя не заметить, что многие их характер-ные свойства зависят всецело от того, из какого материала они добыты. Так, краски мине-рального происхождения по многим своим свойствам(устойчивостью к свету, способно-стью крыть, цветом и пр.) весьма отличаются от красок органического происхождения.

 

Минеральные краски, получаемые из различных материалов, по своим свойствам и внешности также отличаются друг от друга. Так, краски, получаемые из свинца и его со-


 


единений, сильно отличаются, например, от красок известкового происхождения, другими словами, каждый материал придает краскам, добываемым из него, свои особые индивиду-альные свойства.

 

Некоторые из красок в этом отношении особенно типичны, например, свинцовые; они наследуют даже все характерные свойства свинца: ядовитость, большой удельный вес, вяз-кое строение (корпусность). Самый цвет красок часто характерен для материала, из кото-рого они добыты: зеленые окиси хрома для опытного живописца не могут быть подменены медными или растительными красками; происхождение анилиновых и вообще органиче-ских искусственных красок всегда узнается уже по самому цвету их.

 

Таким образом, группировка красок по их исходному материалу предпочтительней во многих отношениях группировки по цветам,и потому в настоящем труде о красках -по следние разделяются на свинцовые, медные, кобальтовые и т. д. Такого рода группировка красок при изложении описания их даст возможность делать общие групповые характери-стики, что избавляет от излишних повторений и потому позволяет более кратко изложить предмет, не причиняя тем ущерба полноте изложения,и дает вместе с тем возможность облегчить усвоение предмета.


 








Дата добавления: 2015-12-04; просмотров: 124. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Этапы творческого процесса в изобразительной деятельности По мнению многих авторов, возникновение творческого начала в детской художественной практике носит такой же поэтапный характер, как и процесс творчества у мастеров искусства...

Тема 5. Анализ количественного и качественного состава персонала Персонал является одним из важнейших факторов в организации. Его состояние и эффективное использование прямо влияет на конечные результаты хозяйственной деятельности организации.

Билет №7 (1 вопрос) Язык как средство общения и форма существования национальной культуры. Русский литературный язык как нормированная и обработанная форма общенародного языка Важнейшая функция языка - коммуникативная функция, т.е. функция общения Язык представлен в двух своих разновидностях...

Билиодигестивные анастомозы Показания для наложения билиодигестивных анастомозов: 1. нарушения проходимости терминального отдела холедоха при доброкачественной патологии (стенозы и стриктуры холедоха) 2. опухоли большого дуоденального сосочка...

Сосудистый шов (ручной Карреля, механический шов). Операции при ранениях крупных сосудов 1912 г., Каррель – впервые предложил методику сосудистого шва. Сосудистый шов применяется для восстановления магистрального кровотока при лечении...

Трамадол (Маброн, Плазадол, Трамал, Трамалин) Групповая принадлежность · Наркотический анальгетик со смешанным механизмом действия, агонист опиоидных рецепторов...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.01 сек.) русская версия | украинская версия