К Р А С К И И С К У С С Т В Е Н Н О Г О П Р О И С Х О Ж Д Е Н И Я
Марсы
Jaune de Mars, brun de Mars, violet de Mars. Marsgelb, Marsrot, Marsbraun. Mars yellow, Mars orange.
Приготовление искусственных охр было открыто в Германии Георгием Фильдом. Он первый приготовил ряд искусственных красок желтого, оранжевого и фиолетового цветов, получивших название марсов.
Способы приготовления искусственных охр и состав их весьма различны. Краски эти могут состоять из чистой водной окиси железа, но могут содержать в своем составе глино-зем, гипс, окись цинка и мел; в последнем случае они и носят название марсов.
Простейший способ приготовления желтых марсов заключается в смешении раство-ров железного купороса с известковым молоком(из лучшей извести); получившийся при этом зеленоватый осадок — смесь гипса и водной закиси железа — подвергается действию воздуха, под влиянием которого изменяет свой цвет в желтый.Если в раствор железного купороса прибавляются квасцы, а осаждение его производится раствором соды, едкого ка-ли или натра, то получается краска высшего сорта, состоящая из глинозема и водной заки-си железа (при предварительной обработке купороса азотной кислотой— водной окиси железа).
Оранжевый, красный, коричневый и фиолетовый марсы вырабатываются прокалкойжелтых марсов.
Оттенки их зависят от высоты температуры прокалки:слабая прокалка дает оранже-вые марсы, более сильная — красные и т. д.
Марсы значительно прозрачнее натуральных охр и очень красивы.По прочности не уступают охрам; смешиваемы со всеми прочими красками и во всех техниках живописи употребимы. На масле сохнут медленно и берут его от50 до 60%. Вследствие сравнитель-ной дороговизны производства предназначаются исключительно для живописи.
Р а с п о з н а в а н и е. Марсы, состоящие из окислов железа и глинозема, вполне рас-творяются при нагревании в разведенных соляной и азотной кислотах.
Английская красная, капут - мортуум, красный ван - дик, помпейская и др.
Rouge anglais, rouge, Van Dyck. Caput mortuum. English – rot (от OCR в книге пишется Englich – rot). Van Dyck-rot. Morellensalz, Fisenoxyd. Englisch red, brown red, red oxide of iron.
Имеется много сортов красок этого вида с различными названиями.Лучшие из них состоят почти из чистой безводной окиси железа,получающейся искусственным путем, что достигается различными способами: прокалкой железного купороса и других соедине-ний железа в чистом виде, в смеси с поваренной солью, селитрой и т. д.
Тонкий, весьма яркого цвета порошок краски получается при смешении растворов железного купороса и углекислой соды. Получающаяся в этом случае углежелезистая соль выделяется из жидкости нагреванием, после чего осадок высушивают и прокаливают до-красна.
Краски этого вида имеют большой и средний удельный вес. Прочны сами по себе и в смесях с другими красками, во всех техниках живописи применимы, хорошо кроют, масла берут от 40 до 50% и сохнут на нем хорошо.
Р а с п о з н а в а н и е. В соляной разведенной кислоте растворяются при нагревании, образуя желтый раствор. В крепкой соляной кислоте растворяются на холоде, также в цар-ской водке при нагревании; шпат и глина остаются в осадке.
Синие железные краски
Парижская лазурь, синь Милори и др. Bleu de Prusse. Berlinerblau, Pariserblau. Prussian blue, intense blue.
Кроме вышеописанного красочного материала, в состав которого входят кислородные соединения железа, имеется еще ряд синих красок, представляющих цианистые соедине-ния железа.
Начало их фабрикации положено открытием берлинской лазури в 1704 г.
Широкое производство красок этого рода, развившееся в XIX в. в Европе, разработало множество вариантов их, имеющих различные оттенки (красноватые, индиговые, ультра-мариновые) и различные способы приготовления.
Высшим, т. е. более чистым по составу, сортом лазури является парижская лазурь и ее синонимы: синь Милори, китайская синь, Stahlblau и пр. Другие лазури являются или менее чистым сортом ее, или же ее суррогатом.
С химической точки зрения лазурь есть железистосинеродное железо. Она содержит в своем составе минеральные вещества — окислы железа и органическое соединение — ци-ан. Таким образом, лазурь занимает среднее место в ряду красок— между минеральными и органическими красками. Этим и объясняется ее необычайная красящая сила.
Парижская лазурь получается вливанием раствора желтой синильной соли(желези-стосинеродистого калия) в раствор хлорного железа или какой-либо другой соли окиси железа, причем образуется прекрасного цвета синий осадок(лазури), с трудом промывае-мый в воде, совершенно нерастворимый в ней (если соль окиси железа взята в избытке).
Лазурь может выдерживать без особого ущерба для тона огромные количества посто-ронних примесей, каковы: гипс, мел, глинозем, тяжелый шпат, крахмал (окрашенный йо-дом в синий цвет), низших сортов ультрамарин и пр.(антверпенская лазурь — одна из представительниц подобных красок).
Все лазури не выдерживают действия щелочей, под влиянием которых разлагаются, что приводит к совершенной потере цвета.Вот почему применение их в живописи,свя-зующее вещество которой имеет щелочной характер,например, во фреске, не пред-ставляется возможным. Следует избегать употребления лазурей и их производных в стен-ной живописи вообще. Что касается прочности лазури по отношению к действию света, то мнения по этому поводу различны. Во всяком случае, она превосходит по прочности мно-гие минеральные краски. Проба лазури в виде акварельной краски после трехлетнего дей- ствия прямого солнечного света не пострадала нисколько в цвете.Лазурь на солнечном свете изменяет свой цвет, но в тени снова принимает первоначальный вид.
Лазурь относится к лессировочным краскам,но при пастозном нанесении хорошо кроет. Берет большой процент масла (80), но сохнет с ним хорошо. Не ядовита. В смеси с желтыми хромами и подобными им красками служит материалом для приготовления зеле-ных интенсивных красок.
Лазурь, подвергнутая накаливанию в присутствии воздуха, дает коричневую прочную краску, называемую прусской коричневой.
Р а с п о з н а в а н и е. На хороших сортах лазури(в кусках) при трении образуются медного цвета полосы; чем ярче блеск их и чем легче краска, тем она выше по качествам.
Со щелочами лазури теряют совершенно свой синий цвет;при накаливании с досту-пом воздуха приобретают красно-коричневый цвет; в разбавленной щавелевой кислоте па-рижская лазурь растворяется. 5 Лазурь на масле различных фирм, выдержанная мною на свету более 10 лет, не изменила своего цвета.
I I I г р у п п а
|