Студопедия — И С К У С С Т В Е Н Н Ы Е О Р Г А Н И Ч Е С К И Е К Р А С К И
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

И С К У С С Т В Е Н Н Ы Е О Р Г А Н И Ч Е С К И Е К Р А С К И






 

Отдел искусственных органических красок очень обширен и стал таковым в сравни-тельно короткий промежуток времени. Он заключает в себе многочисленный ряд красок, представляющих собой более или менее сложные органические вещества, получаемые ла-бораторным путем из продуктов, добываемых из каменного угля, каменноугольной смолы и ее производных, т. е. материалов новых, сделавшихся неожиданно неисчерпаемым, как видно, источником добывания органических красок.

 

С открытием каменноугольных красок началась новая эра в красильном деле,инадо полагать, в красочном производстве вообще.

 

Начало добыванию каменноугольных красок было положено в1826 г., когда в про-дуктах перегонки индиго было открыто исходное вещество для приготовления этих кра-сок. В дальнейшем состав его был изучен и назван анилином (от португальского anil — индиго)13. Техническое значение каменноугольные краски получили лишь около1856 г., когда была открыта и первая фабрика названных красок. С этого времени появление в свет новых красок быстро следует одно за другим.

 

Первыми каменноугольными красками, которым собственно и принадлежит название

 

анилиновых, были: фуксин, метилфиолет, малахитовая зелень, голубая Виктория, аурамин желтый, патентованная синь и др.

 

Эти первые каменноугольные краски были очень несовершенны: они быстро уничто-жались дневным светом и легко растворялись в воде,спирту и маслах, т. е. не обладали свойствами, необходимыми для применения в живописи.Дальнейшие труды в области изучения природы каменноугольных красок и их производства дали возможность получить краски большей прочности. Таковыми явились краски группы азопигментов. Последние значительно превышали первые («трифенилметановые») по своей устойчивости к свету, не уступавшей многим минеральным краскам.

 

В 1868 г. был получен из антрацена ализарин, тождественный с тем, который добы-вался из маренового корня. Таким образом был получен искусственный крапп-лак— пер-вая каменноугольная краска, совершенно нерастворимая в воде и маслах.Это открытие дало новое направление в ходе изыскания способов получения прочных каменноугольных красок-лаков, так как стало очевидным, что даже совершенно непрочные каменноугольные краски приобретают в виде красок-лаков относительную прочность, а главное, становятся применимыми в окраске и живописи. В дальнейшем следовало открытие все новых и но-вых каменноугольных красок, прочность которых по отношению к свету постоянно увели-чивалась.

 

Каменноугольные краски относятся к так называемым пигментам, под которыми подразумеваются вещества, имеющие способность окрашивать известный материал,со-единяясь с ним химически, и в этом отношении они близки описанным выше пигментам растительного происхождения. Искусственные пигменты получаются из каменноугольного дегтя (смолы), являющегося продуктом каменного угля, добываемого при коксовании его, вот почему они носят также название смоляных пигментов. Каменноугольный деготь, под-вергнутый так называемой фракционной перегонке, дает ряд следующих продуктов: бен-зол, толуол — легкие масла; фенол, нафталин и антрацен — твердые вещества. Эти про-

13 По свидетельству Гофмана, Н. Н. Зинин — «дедушка русской химии» — первый добыл анилин из бензола.

 


дукты и являются исходным материалом для получения каменноугольных красок. Углево-дороды этого ряда дают целый ряд производных,служащих ближайшим материалом для получения смоляных пигментов. Таковы анилин, толуидин, бензидин, диметиланилин и т.

 

д. Каменноугольные пигменты делятся по своему производному началу на группы: три-

 

фенилметановые пигменты, нитропигменты, азопигменты, антраценовые, хинолиновые пигменты, нигрозины и т.д.По теории Витта для того,чтобы ароматический углеводородмог служить пигментным началом, нужно ввести в него особую атомную группу, дающую ему красящее начало, называемое «хромофором». Только при введении хромофора в аро-матический углеводород возникает более или менее окрашенное тело, называемое хромо-геном, или пигментным началом,но и хромоген не есть еще красящее вещество.Чтобыполучить последнее, необходимо ввести в него ту или иную солеобразующую группу(ра-дикал), сообщающую хромогену кислотные или основные свойства. Каждая хромофорная группа характеризует отдельные классы пигментов,получающие от него названия: азо-пигменты, нитропигменты и т.д.Пигменты вследствие присутствия в них той или инойсолеобразующей группы называются кислыми и основными.Они способны окрашивать некоторые минеральные вещества и волокно материи растительного или животного проис-хождения, почему и применяются в красочном и красильном деле. В свободном состоянии пигменты обыкновенно трудно или вовсе нерастворимы в воде.Растворимой формой для них чаще всего являются соли: натровые для кислых пигментов и солянокислые для -ос

 

новных. В виде этих солей они обыкновенно поступают в продажу и применяются на практике.

 

К наиболее популярным основным пигментам относятся фуксин, метил фиолетовый,

 

синяя Виктория, аурамин, хризоидин, сафранин, родамин, малахитовая зелень и др.

 

К кислым пигментам, представляющим материал для приготовления жидкой туши (инка), чернил, дешевых акварельных красок, окрашивания материй, бумаги и пр. (с по-

 

мощью кисти), относятся пикриновая кислота, желтый сатурн хинолиновая желтая, тартрацин (желтый), эозин, эритрозин, флоксин, бенгальская роза, оранжевый II, диме-тиланилин оранжевый, пунцовый; кислый фуксин, кислый фиолетовый, синяя для шерсти, водяная синяя, синяя патентованная, нептуновая синяя, индиго-кармин синий, кислая зе-леная, нигрозин.

 

Термин каменноугольный пигмент-лак следует понимать несколько иначе, нежели растительный пигмент-лак, так как каменноугольные пигменты-лаки всегда содержат в своем составе подмеси тяжелого шпата, сурика, каолина и пр., без которых краски эти ли-шены были бы кроющей способности. Таким образом, большинство названных красок от-носится к корпусным.

 

Каменноугольные пигменты осаждаются на тяжелый шпат, глинозем, сурик, зеленую землю и другие краски. Чтобы имитировать сурик, растворяют оранжевую II в горячей во-де и смешивают с сернокислым барием,а затем смесь обрабатывают хлористым барием, чтобы краска закрепилась. Красный лак получают таким же образом из гелиопурпурина. Окрашивая сурик, получают киноварь. Окрашиванием зеленой земли получается прочная краска малахитовая зелень. Краска, подобная ультрамарину, получается из Alkaliblau, Chinaclay и хлористого бария и т. д.

 

При отсутствии под рукой прочного красочного материала и необходимости пользо-ваться в живописном деле каменноугольными красками-лаками(в порошке) их следует предварительно подвергать испытаниям, которые состоят в следующем: краской на воде или на масле покрывается некоторое пространство и высушивается, затем поверх наносит-ся белая краска; последняя при нерастворимости каменноугольной краски остается белой,

 

в противном случае окрашивается в цвет каменноугольной.При испытании светом проч-


 


ная краска остается без изменения месяцами. Испытывая пригодность краски для фреско-вой живописи, смешивают с известковым тестом или 5%-ным раствором едкого кали. Если через 3—4 часа она не изменит своего цвета, то можно считать пригодной для фрески. Не-обходимо также делать испытание на прочность в смешении с цинковыми белилами,вы-ставляя таковые смеси на солнечный свет.

 

Применение искусственных органических красок весьма разнообразно, они употреб-ляются в декорационной живописи (театральной), как материал для этого дела экономный и во многих отношениях удобный, но главное их назначение — в красильном деле. В ши-роких размерах ими пользуются для фальсификации красок.

 

Ввиду больших успехов, достигнутых в области производства искусственных органи-ческих красок, на них начинают смотреть как на материал, вполне пригодный для живопи-си. Такое суждение о каменноугольных красках нужно признать преждевременным,так как природа их, в сущности, еще мало исследована. Так, некоторые из них, будучи, напри-мер, смешаны с маслом, теряют свой цвет не только на свету, но и в тени; другие, прочные сами по себе, не выдерживают смесей с белилами. Причины подобных изменений в крас-ках пока остаются еще невыясненными.

 

Ниже приводится характеристика некоторых из каменноугольных красок.

 

Сольферино, маджента и пурпур империаль

 

Violet Solferino, violet Magenta, pourpre impérial.

 

Сольферино — тёмно-фиолетовая краска с синим оттенком.Маджента — светло-фиолетова. Пурпур — мало интенсивная краска. Все они принадлежат к очень непрочным краскам. Названные краски фирмы Лефрана в продолжение3 месяцев выцвели у меня на-столько, что от них не осталось и следа.

 

Ализариновый крапп-лак

 

Laque de garance pourpre, écarlate, rouge, cramoisie, d'alizarin. Alizarinlacke.

 

Открытие способов добывания из антрацена (продукта каменноугольной смолы), али-зарина и пурпурина сделало переворот в производстве крапп-лаков,а также и в красиль-ном деле. Искусственные ализарин14 и пурпурин совершенно тождественны с таковыми же натурального происхождения, между тем они получаются легче в чистом виде, и материал, из которого они добываются, дешевле. Это не могло не отразиться на удешевлении произ-водства дорогих крапповых красок и— что особенно важно — на увеличении их прочно-сти и красоты.

 

Фабрикация искусственных ализариновых красок, в общем, ведется таким же обра-зом, как и натуральных. Здесь также вырабатываются различные оттенки крапп-лаков,

причем прочными получаются не только красные тона,но и фиолетовые. Фиолетовый лак (полученный из ализариновой синей ВВ), испытанный в продолжение 5 лет действием прямых солнечных лучей, изменил свой тон едва заметно. Из обширной скалы крапп-лаков фирмы Лефрана (натурального и искусственного происхождения) ализариновые крапп-

14 Имеются два сорта ализарина. Первому из них, наиболее чистому, присущ синеватый оттенок, второй, имеющий желтоватый оттенок, менее чист

и потому дает краски менее прочные.

15 Фиолетово-синий крапп-лак из ализарина фирмы Лефрана, испытанный мною светом, оказался непрочным.


 


лаки, названия которых поставлены в заголовке, выделяются своей интенсивностью и кра-сотой тона; кроме того, как показывают опыты, они превосходят по прочности крапп-лаки натурального происхождения.

 

Краски „Эйлидо" Чистые   В смеси   В смеси со
      с цинковыми   свинцовыми
      белилами   белилами
Красная № 521 (цвета яркой киновари) не изменилась   сильно измени-   мало изменилась
      лась    
Красная № 522 (цвета китайской киновари) «   «   сильно
          изменилась
Тёмно-красная № 523 «   мало изменилась
Желтая лимонная № 500 «   не изменилась
Оранжевая № 506 «   сильно измени-   не исследована
      лась    
Малиновая № 524 сильно потемнела   не исследована
Зеленая № 670 (цвета изумрудного) не изменилась   сильно изменилась
Синяя № 551 (цвета ультрамарин)   н е и з м е н и л а с ь  
Фиолетовая № 554 м а л о и з м е н и л а с ь
Желто-коричневая № 504 выцвела   не исследована
Желто-коричневая № 508 «   не исследована
Желтая № 501 потемнела   не исследована
№ 501 «   не исследована

 

Краски «Эйлидо»

 

Под таким названием в 1913 г. был выпущен целый ряд красок для различных спосо-бов техники живописи (масло, тем пера и акварель). Краски отличались изумительной си-лой цвета, превосходящей во много раз обыкновенные краски,и были представлены во всех тонах, образуя самостоятельную палитру (за исключением белил); вместо отдельных названий они носили номера. В кругах специалистов краски «Эйлидо» возбудили большой к себе интерес, но затем вскоре наступило и разочарование в них.Так, по исследованиям Эйбнера, многие из красок «Эйлидо» действительно прочны сами по себе по отношению к свету, но изменяются в смеси с цинковыми белилами. Эта особенность названных красок является, конечно, их крупным недостатком. Тем не менее, нельзя не признать, что произ-водство красок в этом случае сделало еще один большой шаг вперед и что живопись полу-чила ряд новых, очень сильных в цветовом отношении красок,которые могут быть ис-пользованы хотя бы в чистом виде.

 

Испытания, произведенные мною над красками«Эйлидо» светом, дали результаты, указанные выше в таблице.

 

Из приведенных выше результатов исследования видно,что некоторые из красок «Эйлидо» изменяются не только в смеси с цинковыми белилами,но и со свинцовыми, причем в обоих случаях краски выцветают.

 







Дата добавления: 2015-12-04; просмотров: 141. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Принципы, критерии и методы оценки и аттестации персонала   Аттестация персонала является одной их важнейших функций управления персоналом...

Пункты решения командира взвода на организацию боя. уяснение полученной задачи; оценка обстановки; принятие решения; проведение рекогносцировки; отдача боевого приказа; организация взаимодействия...

Что такое пропорции? Это соотношение частей целого между собой. Что может являться частями в образе или в луке...

ТЕХНИКА ПОСЕВА, МЕТОДЫ ВЫДЕЛЕНИЯ ЧИСТЫХ КУЛЬТУР И КУЛЬТУРАЛЬНЫЕ СВОЙСТВА МИКРООРГАНИЗМОВ. ОПРЕДЕЛЕНИЕ КОЛИЧЕСТВА БАКТЕРИЙ Цель занятия. Освоить технику посева микроорганизмов на плотные и жидкие питательные среды и методы выделения чис­тых бактериальных культур. Ознакомить студентов с основными культуральными характеристиками микроорганизмов и методами определения...

САНИТАРНО-МИКРОБИОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВОДЫ, ВОЗДУХА И ПОЧВЫ Цель занятия.Ознакомить студентов с основными методами и показателями...

Меры безопасности при обращении с оружием и боеприпасами 64. Получение (сдача) оружия и боеприпасов для проведения стрельб осуществляется в установленном порядке[1]. 65. Безопасность при проведении стрельб обеспечивается...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.014 сек.) русская версия | украинская версия