Студопедия — В В Е Д Е Н И Е. Акварель есть один из видов живописи водяными красками19.
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

В В Е Д Е Н И Е. Акварель есть один из видов живописи водяными красками19.






 

Акварель есть один из видов живописи водяными красками19.

 

Темпера и клеевая живопись также принадлежат к водяным краскам; но между этими тремя видами красок имеется весьма существенное различие. В состав связующего веще-ства акварели входит преимущественно клей растительного происхождения,в состав же темперы — клей преимущественно животный, в состав клеевых красок — исключительно животный. Кроме того, связующее вещество темперы всегда состоит из эмульсии,тогда как в связующем веществе акварели эмульсия не является обязательной.

 

Акварель в наше время является вполне самостоятельной и разработанной техникой. Подобно большинству способов живописи водяными красками, она получила свое начало уже в глубокой древности— зачатки ее современны папирусу и иероглифам древних египтян, а также бумаге китайцев и туши их. В византийском искусстве акварель применя-лась для украшения церковных книг, для их орнаментики, разрисовки заглавных букв и в миниатюрах20; позднее ею пользовались для живописи небольших фигур,подмалевка на досках и раскрашивания рисунков. Среди работ, принадлежащих миниатюристам средних веков, уже имеются образцы тонкой акварельной живописи; таковы, между прочим, рабо-ты Альбрехта Дюрера. Мастера эпохи Возрождения использовали акварель для разработки эскизов к своим станковым и фресковым произведениям.Сохранилось немало образцов таких работ, принадлежащих различным авторам; они представляют собой рисунки («кар-тоны»), часто очень больших размеров, оттушеванные карандашом и раскрашенные про-зрачными акварельными красками. Таковы рисунки Рафаэля, Рубенса и других фламанд-ских и голландских художников: Ван Остаде, П. Брюля, Рюисдаля; французов: Лебрена, Лессюера, Миньяра и др.

 

До XVII века акварель не имела самостоятельного значения, а играла лишь вспомога-тельную, служебную роль в искусстве. Но, начиная с XVII века, она уже становится само-стоятельным родом живописи в Англии. В начале же XIX века акварель как самостоятель-

 

 

19 Немецкое название акварели — Wasserfarben; английское — Water-colours: французское — aquarelle.

20 Слово «миниатюра» происходит от слова «minimum», которым обозначались в древности киноварь и сурик.


 


ное искусство появляется и в других странах Западной Европы.В России около 1880 г. было основано специальное «Общество художников-акварелистов»21.

 

За долгое время своего существования акварель изменила состав связующего вещест-ва и методы исполнения, но как в старину, так и в недавнее время она обыкновенно гото-вилась таким образом, что краски ее легко растворялись в воде по высыхании; в настоящее же время некоторым видам акварельных красок(гуашь) придают до некоторой степени нерастворимость.

 

С О С Т А В А К В А Р Е Л И

В наше время изготовляется несколько видов акварельных красок: 1) твердые краски, имеющие вид плиток различной формы, 2) мягкие краски, заключаемые в фаянсовые ча-шечки, 3) медовые краски, продающиеся, подобно темпере и масляным краскам, в оловян-ных тюбиках, и 4) гуашь — жидкие краски, заключенные в стеклянные банки22.

Связующим веществом всех лучших видов акварельных красок служит растительный клей: гумми-арабик, декстрин, трагант и плодовый клей (вишневый); кроме того, мед, гли-церин, сахар-леденец23, воск и некоторые смолы, преимущественно смолы - бальзамы. На-значение последних состоит в том,чтобы придавать краскам способность не так легко размываться по высыхании, в чем, безусловно, нуждаются те из них, которые содержат в своем составе слишком большое количество меда, глицерина и т. п.

 

В более дешевые сорта акварельных красок, а также красок, предназначаемых не для живописи, а для чертежей и т. п., входят в качестве связующего вещества также обыкно-венный столярный клей, рыбий клей и картофельная патока.

Ввиду малой устойчивости главнейших связующих веществ акварели неоднократно делались попытки заменить их другими, обладающими большей прочностью; до сих пор, однако, ничего заслуживающего внимания не было предложено. К такого рода нововведе-ниям нужно отнести и два вида акварели: «акварель, фиксируемую огнем», и «акварель на саркоколе». Связующим веществом красок в данном случае служат воск и смоло-камеди. Обе названные техники мало похожи на акварель и, как видим, успеха не имели.

 

Вся красота и сила акварели заключается в ее прозрачных красках,и потому естест-венно, что она нуждается в особом красочном материале,который или по своей природе уже наиболее отвечал бы запросам акварели, или же становился таковым после известной обработки. Так как даже непрозрачные по своей сущности краски при тонком измельчении получают известную степень прозрачности, то одним из важнейших условий при выделке акварельных красок является наиболее тонкое их размельчение.

 

Ни один из способов живописи не нуждается в таких тонко размельченных красках, как акварель24; вот почему и приготовление хороших акварельных красок ручным спосо-бом — дело нелегкое.

 

Но кроме тонкого измельчения красок при выделке акварели необходимо соблюдение

 

и другого, не менее важного условия — краски должны быть составлены таким образом, чтобы порошок их при самом обильном разжижении акварели водою «висел» в связующем веществе и не выпадал из него. Только при этом условии «висения» и постепенного оседа-

21Художники Китая и Японии — превосходные акварелисты, но техника их, как и само искусство, своеобразна и имеет мало общего с ев-ропейской.

22 В жидком же виде давно уже в Европе готовится и тушь, применяемая для черчения, но не в живописном деле, и в самое последнее время

— краска сепия, применяющаяся в однотонной, прозрачной живописи.

23По свидетельству проф. П. Маркова, связующим веществом красок в акварели его времени(1873) служил нередко слизистый сок цвети-стого ясеня (Fraxinus ornus), носивший название «манны».

24Частички тонко тертых красок имеют здесь около 25 микронов (0,00025 мм) и менее в поперечнике и находятся, таким образом, в воде в состоянии так наз. «суспензии», или «коллоидного раствора».


 


ния на бумагу вещества краски получается равномерная ее раскладка; в противном же слу-чае краска распределяется неровно, образуя точки, пятна и т. п.

Приготовление хороших акварельных красок достигается, таким образом, наиболее тонким размельчением их и составлением отвечающего делу связующего вещества25.

 

Чтобы дать некоторое понятие о составе различных видов акварельных красок,ниже приводится в общих чертах их описание.

 

Твердые плиточные краски

 

В старину приготовлялись исключительно твердые акварельные краски, в настоящее время твердые краски предназначаются главным образом для чертежных работ,для вы-полнения проектов, планов и т. п.; у немцев они носят название«Tushfarben». Высший сорт красок этого вида служит,впрочем, и для живописных целей; таковы, например, краски для живописи миниатюр. Наиболее дешевый сорт красок предназначается для школ и детей.

 

Твердые акварельные краски вырабатываются обыкновенно в различных сортах (feine, extrafeine и т. д.), причем как подбор красочного материала, так и состав связующе-

 

го вещества их всецело зависит от сорта красок.Здесь чаще применяются дешевые свя-зующие вещества: животный клей, растворяющийся в холодной воде, и картофельная па-тока, но пользуются также и гумми-арабиком, трагантом, медом и пр.

 

Чтобы приготовить твердые акварельные краски,готовят связующее вещество для них в трех видах. Главнейшим из них является раствор гумми-арабика в соединении с са-харом-леденцом (в пропорции 2 ч. гумми на 1 ч. сахара); кроме того, составляется раствор чистого леденца в воде и, наконец, раствор декстрина. Делают это на том основании, что некоторые из красок, например бистр, кармин и гумми-гут, не требуют вовсе гумми-арабика, а для связи их достаточно одного леденца; хромовые краски, в том числе и изум-рудная зелень, в связи с гумми-арабиком с течением времени становятся совершенно не-растворимыми в воде, и потому для их приготовления употребляется декстрин. Количест-венное отношение между порошком краски и связующим веществом должно быть таково, чтобы проба изготовленной краски возможно меньше изменялась при высыхании.Это от-ношение достигается лучше всего опытным путем.Краски в тончайшем порошке разме-шиваются со связующим веществом, и затем тесто их просушивается настолько,чтобы можно было формовать его с помощью металлической формы.

 

Краски в плитках, таблетках и пр. не должны быть ни хрупкими, ни мягкими. Боль-шое содержание гумми-арабика в красках делает их очень хрупкими;хрупкость эта исче-зает, если краски содержат, кроме гумми-арабика, достаточное количество сахара. В том случае, когда связующее вещество красок состоит главным образом из животного клея, краски при некотором отсырении мнутся в руках.

 

Китайская тушь

 

Encre de Chine. Tusche. Indian inc. China inc.

 

Эта популярная краска в продажу поступает в готовом виде, т. е. в соединении со свя-зующим веществом. Приготовление ее — специальность Китая — родины краски, где она фабрикуется с незапамятных времен. Уже давно, впрочем, она фабрикуется и в Европе.

 

25 На этом основании идеально составленные акварельные краски представляют собой смешение коллоидного раствора неорганического вещества (тонко измельченной минеральной краски) с коллоидным раствором органических веществ(клея, гумми и т. п. связующего вещества красок).


 


Настоящая китайская тушь добывается, по свидетельству одних лиц, из сажи, полу-чаемой при сгорании кунжутного масла, в которую вмешиваются сок коры неизвестного нам дерева, а также имбирный сок и вытяжка неизвестных нам растений. Сюда же прибав-ляется и животный клей, и вся смесь ароматизируется камфарой или мускусом. По другим сообщениям, китайская тушь выделывается из сажи,получаемой из масла сосновых де-ревьев.

 

Из сказанного видно, что тушь в Китае производится различными способами и из раз-личных материалов, почему и качества продукта весьма разнообразны.

 

В Европе в настоящее время получается тушь хороших качеств, готовящаяся из сажи по различным рецептам.

 

Одно из важнейших условий приготовления хорошей краски заключается в тончай-шем измельчении сажи. Если углерод, из которого состоит сажа, при помощи механиче-ской или химической обработки обратить в коллоидальное состояние, то величина крупи-нок его будет меньше, нежели длина световой волны. В этом виде он проявляет наиболь-шую красящую силу и приобретает красно-коричневый оттенок.Приготовленная таким образом тушь способна проникать в поры бумаги,и после высыхания уже не смывается водою. В Китае тушь измельчается механическим путем. В Европе же для этой цели при-меняются химические способы, благодаря которым можно получать более дешевый кол-лоидальный углерод.

 

В Европе в последнее время готовят тушь главным образом в жидком состоянии, при-чем связующим веществом ее является раствор шеллака в буре,который при высыхании

 

нерастворим водою. Тушь эту англичане именуют инком; у французов и немцев она идет под названием жидкой китайской туши.

 

Тушь продается в плитках и столбиках, а также в жидком виде — во флаконах. Хоро-шей тушью считается та, которая на бумаге дает черный тон с приятным,слегка бурова-тым, как бы металлическим оттенком, в изломе однородна и стекловидна, легко растворя-ется в воде, не образуя в ней осадка, скоро сохнет и не смывается с бумаги при высыхании, причем края мазков ее не растекаются.

 

Мягкие краски

 

Couleurs moites.

 

Для приготовления мягких красок, которые значительно легче разводятся водою, не-жели твердые краски, главнейшим основным материалом для связующего вещества служат те же гумми-арабик и декстрин, к которым присоединяется значительное количество меда (на 1 ч. гумми до 1 ч. меда). Мед вводится в некристаллизующихся своих частях, т. е. в ви-де левулозы. Кроме меда, или вместо него, применяется и глицерин.

 

Связующее вещество мягких акварельных красок составляется таким образом: сперва очищается мед, смешивающийся для этого с водою, которой берется в четыре раза по весу больше, нежели меда; образующуюся при этом пену снимают с меда, и затем выпаривают воду, обращая медовый раствор в сиропообразную жидкость.Обработанный таким обра-зом мед смешивается с раствором гумми-траганта, который берется в количестве 1/3 всего объема меда.


 


Медовые краски

 

Название красок уже указывает на то,что они должны содержать в составе своего связующего вещества мед. Последний действительно составляет большую часть его; гум-ми-арабик же — меньшую часть. Но, кроме меда, сюда же входит и глицерин, которым за-меняют некоторое количество меда, а при желании удешевить краски мед заменяется кар-тофельной патокой, которая не кристаллизуется.

 

Краски с большим содержанием меда и подобных ему веществ должны были бы по высыхании легко растворяться водою и даже расплываться в сыром воздухе. Во избежание этого в раствор гумми-арабика и меда вводят копайский бальзам,а также воск или масти-ку, растворенные в эфирных маслах. Смолы и воск составляют с раствором гумми-арабика и меда эмульсию; медовая акварель, таким образом, очень близка по типу состава своего связующего вещества гумми-арабиковой темпере.

 

Копайский бальзам, воск и пр. вводятся в связующее вещество акварели таким обра-зом: нагревают в фарфоровой чашке 4 части копайского бальзама и кладут в него1 часть смолы мастики и 1/4 части отбеленного воска. Держат эту смесь на огне до тех пор,пока все совершенно в ней не растворится. В полученный раствор вливается затем 5 частей гус-того раствора гумми-арабика, и все перемешивается до тех пор, пока не получится однооб-разная масса, напоминающая белую мазь и представляющая собой эмульсию.

 

Гуашь26

 

Состав этих акварельных красок, заключенных в стеклянные баночки, приближается к медовым краскам, но они жидки и содержат больше воды, чем медовые.

 

Связующее вещество гуаши может быть тождественным с акварельными,но может представлять собой и эмульсию. В последнем случае гуашь будет иметь темперный харак-тер, но краски ее будут высветляться при высыхании значительно сильнее, чем то наблю-дается в темпере.

 

Под именем «гуаши для декоративной живописи»(gouaches pour la décoration artistique) фирма Лефрана выпустила в продажу краски для живописи панно, макетов и то-му подобных декоративных работ. О связующем веществе этих красок сведений не имеет-ся. Большая часть ассортимента их состоит из красок,по-видимому, каменноугольного происхождения.

 

Потребность в такого рода красках у художников несомненна, так как обыкновенные акварельные и гуашные краски для названных выше целей совершенно непригодны.

 

Связующее вещество декоративной гуаши может быть разнообразно,во всяком слу-чае, оно должно быть дешевле гуммиарабика. Здесь может быть применим обыкновенный столярный клеи, у которого особой обработкой отнимается способность студениться, или тот же клей в смеси с растительным клеем.Наиболее лучшим связующим веществом по-добной гуаши будет пшеничный крахмал, обработанный щелочью.

 

Пшеничный крахмал является, как известно, одним из наиболее ценных видов крах-мала. Состав его более сложен, нежели состав картофельного крахмала, и клей, получен-ный из него, обладает хорошей связующей способностью, которая при известных условиях сохраняется продолжительное время. Таким образом, клей, полученный из одного пше-ничного крахмала, может уже служить хорошим связующим веществом для декоративной гуаши. Он не темнит краски подобно декстрину и гумми-арабику,вследствие чего они приобретают бархатную матовость, чего не дают другие связующие вещества.

26 Г у а ш ь — от итальянского слова «guazzo» (болото), происходящего от старонемецкого слова «Wazzar» — вода.


 


Рецептура связующего вещества из крахмала будет такова:    
Пшеничного крахмала................................................................................................   г.
Воды к нему................................................................................................. 1300 — 1350 г.
Едкого натра................................................................................................................. 7,2 г.

 

Приготовленные на этом связующем веществе краски ровно и хорошо ложатся— раскладываются на бумагу, грунтованный картон, холст и всякую матовую поверхность, причем сильно светлеют, приобретая легкий и звучный тон.

 

Красочный материал для декоративной гуаши может быть весьма разнообразным: здесь пригодны и минеральные краски и краски-лаки,не изменяющиеся от слабых щело-чей. Для красок же, страдающих от щелочей, связующее вещество подвергается нейтрали-зации посредством соляной кислоты, которая вводится в связующее вещество тотчас же по окончании его приготовления малыми порциями при постоянном помешивании.Для кон-сервирования клея в этом случае добавляется в него на 100 частей крахмала 3,5 части фор-малина.

 

Для плакатов и тому подобной живописи, кроме минеральных красок, можно приме-нять краски искусственные, органического происхождения, обладающие большой звучно-стью, каковы: литоль, пара-красная, гераниум-лак, зеленая виридин, фиолетовые, синие, желтые лаки, малахитовая зелень и т. п. При желании придать большую крепость связую-щему веществу декоративной гуаши можно ввести в раствор крахмального клея столярный клей. Рецептура при этом изменится таким образом:

 

Пшеничного крахмала ................................................................................................100 г.
Воды к нему...............................................................................................................   г.
Едкого натра................................................................................................................. 7,2 г.
Клея столярного............................................................................................................   г.

 

При чистом столярном клее не требуется особой дезинфекции,в противном случае пользуются фенолом.

 







Дата добавления: 2015-12-04; просмотров: 198. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Индекс гингивита (PMA) (Schour, Massler, 1948) Для оценки тяжести гингивита (а в последующем и ре­гистрации динамики процесса) используют папиллярно-маргинально-альвеолярный индекс (РМА)...

Методика исследования периферических лимфатических узлов. Исследование периферических лимфатических узлов производится с помощью осмотра и пальпации...

Роль органов чувств в ориентировке слепых Процесс ориентации протекает на основе совместной, интегративной деятельности сохранных анализаторов, каждый из которых при определенных объективных условиях может выступать как ведущий...

Классификация ИС по признаку структурированности задач Так как основное назначение ИС – автоматизировать информационные процессы для решения определенных задач, то одна из основных классификаций – это классификация ИС по степени структурированности задач...

Внешняя политика России 1894- 1917 гг. Внешнюю политику Николая II и первый период его царствования определяли, по меньшей мере три важных фактора...

Оценка качества Анализ документации. Имеющийся рецепт, паспорт письменного контроля и номер лекарственной формы соответствуют друг другу. Ингредиенты совместимы, расчеты сделаны верно, паспорт письменного контроля выписан верно. Правильность упаковки и оформления....

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.009 сек.) русская версия | украинская версия