Студопедия — Книга 35, Естественная история
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Книга 35, Естественная история






 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ ПО КОНФЛИКТОЛОГИИ.

Семинар 1.1.

Вид занятия – обсуждение в группе.

Тема 2. Конфликт как социальный феномен общественной жизни.

1. Понятие конфликта, его сущность и структура. Причины конфликтов.

2. Типология конфликтов.

3. Участники конфликтов, типы конфликтных личностей.

 

Семинар 1.2.

Вид занятия – обсуждение в группах

Тема 2. Конфликт как социальный феномен общественной жизни.

1. Структура конфликтоустойчивости личности.

2. Основные стратегии поведения личности в конфликте.

 

Семинар 2.1.

Вид занятия – творческое задание

Тема 3. Внутриличностный конфликт.

1. Способы разрешения внутриличностных конфликтов: компромисс, уход, переориентация, сублимация, идеализация, вытеснение, коррекция.

2. Формы адаптации и интеграции личности к изменившейся среде.

3. Навыки самостоятельного разрешения внутриличностного конфликта.

 

Семинар 2.2.

Вид занятия – творческое задание

Тема 3. Внутриличностный конфликт.

1. Стресс, понятие и природа. Причины и источники стресса.

2. Стрессоустойчивость как способ предупреждение конфликтов.

3. Профилактика стрессов в производственных ситуациях.

4. Индивидуальная стратегия и тактика стрессоустойчивого поведения.

 

Семинар 3.1.

Вид занятия – публичная презентация проекта

Тема 4. Межличностный конфликт

1. Конфликты между социальными группами. Механизмы возникновения межгрупповых конфликтов.

2. Трудовые конфликты и функции.

3. Межэтнические конфликты и способы их разрешения.

4. Политические и межгосударственные конфликты и их виды.

 

Семинар 3.2.

Вид занятия – публичная презентация проекта

Тема 4. Межличностный конфликт

1. Межличностные конфликты в семье и их причины. Проблема управления характером.

2. Периоды развития семьи и ее функции. Основные причины супружеских конфликтов. Психотравмирующие последствия супружеских конфликтов.

 

Семинар 4.1.

Вид занятия – дискуссия

Тема 5. Способы прогнозирования и предупреждения конфликтов.

1. Способы предупреждения конфликтов.

2. Психологические методы предупреждения конфликтов: метод баланса ролей, взаимных согласований, предупреждения ущерба.

3. Психологические механизмы общения, их роль в предупреждении конфликтов: уважение, доверие, симпатия, прагматизм и др., умение слушать, учет индивидуальных способностей субъектов.

 

Семинар 4.2.

Вид занятия – дискуссия

Тема 5. Способы прогнозирования и предупреждения конфликтов.

1. Переговоры как способ разрешения конфликтов.

2. Стратегии ведения переговоров.

3. Посредничество в переговорном процессе.

 

Семинар 5.1.

Вид занятия – деловая игра

Тема 6. Управление конфликтами и их разрешение.

1. Основные этапы управления конфликтом.

2. Управление конструктивными и деструктивными конфликтами.

3. Технологии урегулирования конфликта: информационные, коммуникативные, социально-психологические, организационные.

 

Семинар 5.2.

Вид занятия – деловая игра

Тема 6. Управление конфликтами и их разрешение.

1. Алгоритмы деятельности руководителя (менеджера) по управлению конфликтами.

2. Этапы разрешения конфликта.

3. Основные тактики воздействия на оппонента в конфликте.

 

Семинар 5.3.

Вид занятия – деловая игра

Тема 6. Управление конфликтами и их разрешение.

1. Основные тактики воздействия на оппонента в конфликте.

2. Зависимость способа разрешения конфликта от стратегий, избираемых оппонентами.

3. Роль третьей стороны в завершении конфликтов.

Книга 34, Естественная история

III.5. Прочие виды меди создаются трудом человека, о них мы скажем в надлежащих местах, отметив, однако, прежде всего вид, пользующийся наибольшей славой. Некогда медь при плавлении смешивалась с золотом и серебром, и тем не менее искусство ценилось еще выше; теперь же неизвестно, что хуже: искусство или материал, и кажется удивительным, что, хотя цены на труд возросли непомерно, значение искусства пало. Ибо искусством стали заниматься, как и всем вообще, ради корысти, тогда как раньше им занимались обычно ради славы; поэтому его считали даже занятием богов, и для великих мира сего оно тоже являлось путем к славе: теперь же уменье лить драгоценную медь до того упало, что уж давно не удавалось даже благодаря счастливому случаю достичь того, чего раньше достигали благодаря искусству.

III.6.Среди знаменитых старинных видов бронзы высшая слава принадлежит коринфской. Составляющую ее смесь создал случай в Коринфе во время его штурма и пожара, и удивительно, до какой степени многие безумствовали в своем пристрастии к этой бронзе. Действительно, как говорят, исключительно по этой причине Веррес, когда-то осужденный М. Цицероном, был вместе с этим последним подвергнут проскрипции Антонием за то, что отказался уступить ему свои коринфские вазы. Мне кажется, что большинство этих любителей скорее напускает на себя вид знатоков с целью выделиться из остальной массы смертных, нежели действительно сколько-нибудь тонко разбираются в таких вещах; это я объясню в немногих словах.

III.7. Коринф был взят в третьем году 158-й олимпиады или в 608 г. от основания нашего города,1) когда уже до того времени сошли со сцены знаменитые ваятели, все произведения которых наши любители называют коринфскими изделиями. Поэтому для изобличения этих последних я укажу время жизни этих художников; годы от основания нашего города будет легко определить из вышеприведенного сопоставления с олимпиадами. Таким образом, коринфскими изделиями являются только те, которые наши эстеты переделывают то в столовую посуду, то в лампы или ночную посуду, нисколько не заботясь о соблюдении их в чистоте и неприкосновенности.

V.10. Следующей по известности была эгинская медь, причем и самый остров Эгина прославился ею, не потому чтобы она там добывалась, но благодаря составу бронзы, изготовлявшейся в тамошних мастерских. Взятый оттуда бронзовый бык находится в Риме, на Скотном рынке. Его можно считать образцом эгинской бронзы, образцом же делосской бронзы является статуя Юпитера Громовержца в храме последнего на Капитолии. Эгинскую бронзу употреблял Мирон, делосскую — Поликлет, бывшие современниками и учениками одного и того же мастера.1) Таким образом, их взаимное соперничество выражалось также и в выборе материала. VI. (3.(6)) В частности, Эгина производила только верхние подставки канделябров,2) подобно тому как Тарент производил стержни.

11. Таким образом, в них соединялась рекомендация мастерских.1) Люди не стыдятся покупать их за цену, равную жалованью военного трибуна, хотя самое имя этого предмета,2) очевидно, происходит от свечи. Приложением к такому канделябру, по распоряжению заведующего аукционом Феона, оказался валяльщик Клезипп, к тому же горбун, да и в других отношениях существо гнусного вида, а купила канделябр Гегания за 50 тыс. сестерциев. Когда она на пире, хвастаясь, показывала свои покупки, Клезиппа на потеху гостям раздели;

VI.12. охваченная постыдной похотью Гегания разделила с ним свое ложе, а затем сделала его также своим наследником. Чрезвычайно разбогатев, Клезипп стал чтить вышеупомянутый канделябр, как божество, и прибавил эту свою историю к анекдотам, связанным с коринфскими бронзами; впрочем, он отдал дань также и морали, соорудив Гегании великолепную гробницу, благодаря которой на земле должна была навеки сохраниться память о ее позоре. Но хотя, как известно, коринфских канделябров не существует, они славятся, главным образом, под этим именем потому, что победа Муммия привела к разрушению Коринфа; однако в то же время бронзовые изделия были вывезены из множества городов Ахайи.

IX.15. Затем применение этого искусства распространилось всюду на изображения богов. Я узнал, что в Риме изображение из меди впервые1) было сделано Церере2), на средства из личного имущества Спурия Кассия, которого убил его же отец за посягательство на царскую власть 3). От изображений богов оно распространилось и на разнообразные статуи и воспроизведения людей. В старину их обмазывали битумином4), — тем более странно то, что понравилось покрывать их золотом, и не знаю, не римляне ли придумали это, во всяком случае, для этого нет даже старинного названия5).

IX.16. Изображения людей обычно делали лишь за какое-нибудь блистательное дело заслуживавших увековечения, вначале за победу на священных состязаниях, особенно в Олимпии, где был обычай посвящать статуи всех победителей1) при троекратной победе — статуи с воспроизведением их внешности, которые называют иконическими2).

X.17. Не знаю, не тираноубийцам ли Гармодию и Аристогитону самым первым афиняне поставили статуи от имени государства. Это произошло в том же году, в котором и из Рима были изгнаны цари1). Этому примеру затем последовал весь мир из самого человеческого честолюбия, и на форумах всех муниципиев2) статуи стали украшением, стала продлеваться память о людях, и заслуги, для того чтобы о них читали в веках, стали надписывать на подножиях, чтобы не только на надгробиях читали о них. Затем форум был устроен и в частных домах, и в атриях клиенты стали так выражать свою почтительность к патронам3).

X.18. В старину посвящались изображения в тогах. Понравились и обнаженные с копьем в руке по образцу эфебов в гимнасиях, которые называют Ахиллами1). Греческая особенность — ничего не прикрывать, а римская — наоборот, притом в изображениях воинов — придавать панцирь2). Диктатор Цезарь, правда, позволил посвятить ему на его Форуме изображение в кожаном панцире3). А изображения в виде луперков4) так же новы, как и появившиеся недавно изображения в пенулах5). Манцин поставил свое изображение в том виде, в каком он был выдан противнику6).

X.19. Авторами отмечено, что поэт Луций Акций поставил себе в храме Камен статую огромной величины, хотя сам он был очень мал ростом1). Распространены в Риме конные стату и, по примеру, исходящему, несомненно, от греков. Но они посвящали только статуи верховых, одержавших победу на священных состязаниях, а впоследствии и тех, кто одержал победу на битах или квадригах2). Отсюда произошли и наши колесницы при статуях триумфаторов, но это уже позднее, а колесницы при статуях, запряженные шестеркой, так же как и слонами, появились только со времени божественного Августа3).

XI.20. Не к старине восходит и распространенность биг при статуях тех, кто, исполняя обязанности претора, проезжал на колеснице по Цирку1).

К большей древности восходит распространенность колонн2), как, например, колонна Гаю Мению, который одержал полную победу над древними латинами, которым римский народ по договору предоставлял раньше треть добычи, и в то же консульство прикрепил к ораторской трибуне ростры, после полной победы над антийцами, в 416 году Города3), колонна Гаю Дуиллию, который первым справил триумф за морскую победу над пунийцами, — она еще и сейчас находится на Форуме4),

XI.24. Такую почесть воздавало обычно государство убитым против права, в том числе и Публию Юнию и Тиберию Корунканию, которые были убиты Тевтой, царицей иллирийцев1). Мне кажется, не следует опускать то, — что отмечено в анналах, — что статуи им на Форуме были поставлены в три фута. Это, очевидно, был тогда почетный размер. Не обойду молчанием и Гнея Октавия ради одного слова в постановлении сената. Вокруг царя Антиоха, обещавшего дать ответ, он очертил прутом, который случайно держал в руке, круг и потребовал дать ответ прежде, чем тот выйдет из круга. Так как он при исполнении этой посольской обязанности был убит, сенат распорядился поставить ему статую на самом как можно видном месте, и находится она — у Ростр.

XII.27. Колонны означают возвышение над прочими смертными, что выражают и арки, придуманные недавно1). Впервые, однако, такие почести начали оказывать у греков, и никому, полагаю я, не было посвящено больше статуй, чем Деметрию Фалерскому в Афинах, поскольку ему поставили 360 статуй (тогда год еще не превышал этого числа дней), которые вскоре разбили2). И в Риме трибы поставили во всех кварталах статуи Марию Гратидиану, как мы сказали, и их же опрокинули при вступлении Суллы3).

XIII.28. Несомненно, в Риме приняты были долгое время пешие статуи. Однако и конные статуи появляются в весьма древнее время, и даже женщинам была оказана честь конной статуей Клелии1), будто мало было бы облачить ее в тогу, между тем как о статуях Лукреции и Бруту, которые изгнали царей, из-за которых Клелия находилась в числе заложников, решения не было2).

XVI.33. О том, однако, что и в Италии было свое искусство скульптуры в меди, причем с древних времен1), свидетельствуют посвященный, как передают, Эвандром на Бычьем форуме Геркулес, который называется Триумфальным и во время триумфов облекается в триумфальное одеяние2), кроме того, посвященный царем Нумой Двуликий Янус, который почитается как символ мира и войны, с пальцами, сложенными так, что они знаком 365 дней, или обозначением годового времени, указывают, что он бог и периодов времени3).

XVI.35. Как впервые появились портретные изображения, уместнее будет сказать, когда речь пойдет о том искусстве, которое греки называют пластикой1). В действительности она появилась раньше, чем искусство скульптуры в меди2). Но оно достигло безграничного процветания, и потребовалось бы много томов, если бы кто-нибудь захотел перечислить сравнительно многое. Да и кто мог бы все?

XVII.36. В эдильство Марка Скавра только на сцене временного театра было 3000 статуй1). Муммий после покорения Ахайи2) наполнил Город статуями, не думая о том, чтобы оставить дочери приданое. (...)3). Много статуй привезли и Лукуллы4). Муциан, бывший трижды консулом5), сообщает, что на Родосе еще и сейчас есть 73000 статуй6), и считают, что не меньше осталось их в Афинах, в Олимпии, в Дельфах. Кто из смертных мог бы перечислить их,

XVII.37. и какую надобность можно видеть в таком познании? Удовольствие может доставить, если коснуться произведений особенно выдающихся и отмеченных по какой-нибудь причине и если назвать прославленных художников, хотя и у каждого в отдельности произведений неисчислимое множество. Лисипп, например, как передают, создал 15001) произведений, все выполненные с таким искусством, что славу могло бы доставить любое из них; количество их выявилось после его смерти, когда наследник вскрыл денежную шкатулку, — дело в том, что у него было заведено откладывать из платы за каждую статую по одному золотому денарию.

XVII.38. Это искусство достигло невероятного для человека совершенства, затем и дерзания. В наглядность совершенства я приведу один пример, и даже не изображения богов или людей. Наше поколение видело в Капитолии, до того как он совсем недавно сгорел, подожженный виттелианцами, в целле Юноны1) собаку из меди, зализывающую свою рану, — об исключительной дивности и совершенной верности ее изображения можно судить не только по тому, что она была посвящена именно там, но и по ручательству: так как никакая сумма не представлялась равноценной, государственным решением было установлено, что хранители отвечают за нее головой2).

XVIII.41. Но больше всех поражал колосс Солнца в Родосе, который создал Харет из Линда, ученик упомянутого выше Лисиппа1). Это изображение было 70 локтей в высоту2), через 66 лет рухнуло от землетрясения, но и лежащее оно поражает3). Не многие могут обхватить его большой палец, каждый из остальных пальцев крупнее, чем большинство статуй. Обширные пещеры зияют в отломившихся частях. Внутри видны огромные глыбы камней, тяжестью которых устанавливавший придавал колоссу устойчивость4). Передают, что он создавался двенадцать лет и обошелся в 3005) талантов, которые достались от продажи военного оборудования, оставленного царем Деметрием из-за того, что ему надоела затянувшаяся осада Родоса6).

XVIII.48. Статуями, которые называют коринфскими, многие увлекаются до такой степени, что возят их повсюду с собой, как, например, оратор Гортенсий возил с собой Сфинкса, полученного им от обвинявшегося Верреса1). Намекая на этого Сфинкса, Цицерон на том суде при словопрениях, когда Гортенсий сказал, что не понимает загадок, ответил, что он должен понимать, потому что у него дома есть сфинкс2). Повсюду возил с собой и принцепс Нерон Амазонку, о которой мы еще скажем3), и немного тому назад консуляр Гай Цестий4) — статую, с которой не расставался даже в сражении. Передают, что и палатку Александра Великого поддерживали привычные ему статуи5); две из них посвящены перед храмом Марса Мстителя6), столько же — перед Царским дворцом7).

XIX.53. После такого перечня времени жизни наиболее знаменитых художников я перейду к беглому обзору выдающихся, множества остальных касаясь повсюду в разных местах. Между прочим, сошлись и на состязание прославленнейшие художники, хотя были различного возраста, так как они создали по Амазонке, а когда этих Амазонок посвящали в храме Дианы Эфесской, то решили выбрать признанную самой лучшей судом самих присутствовавших художников, и оказалось, что это та, которую каждый из них признал второй после своей. Это — Амазонка Поликлета, следующая после нее — Фидия, третья — Кресила, четвертая — Кидона, пятая — Фрадмона1).

XIX.55. Поликлет из Сикиона, ученик Гагелада1), создал Диадумена изнеженным юношей, — произведение, прославившееся своей ценой в сто талантов2), — и Дорифора мужественным мальчиком3). Он создал и то произведение, которое художники называют Каноном, усваивая из него основы искусства, словно из какого-то правила, и считают, что лишь он один в произведении искусства воплотил само искусство 4). Он создал и Отчищающегося5), обнаженного Наступающего пяткой6) и Двух мальчиков, тоже обнаженных, играющих в кости, которые называются Астрагалидзонты и находятся в атрии императора Тита — большинство считает, что совершеннее этого произведения нет ни одного7), создал также Меркурия, который находился в Лисимахии8)

XIX.56. Геркулеса, который в Риме, Агетера, достающего оружие1), Артемона, который был прозван Перифоретос2). Считают, что он довел это искусство до вершины и что торевтику Фидий открыл, а он довел до совершенства3). Особенность его в том, что он начал создавать статуи опирающимися на одну ногу, однако Варрон говорит, что они квадратны и почти по одному образцу4).

Плиний употребляет здесь выражение ars toreutice («торевтическое искусство», «торевтика»), в котором второе слово — греческое (и у Плиния везде склоняется по греческому склонению), а греческим выражением должно быть τορευτικη τέχνη («торевтическое искусство»), которое в сохранившейся греческой литературе в этой форме не встречается, но различные другие формы слов этой основы употребляются широко. В латинском языке этому выражению соответствует слово caelatura. Греческое слово «торевтика» (точнее — слова с этой основой) употребляется обычно для обозначения чеканки и резьбы по металлу). В таком же значении обычно употребляется латинское слово caelatura (и другие слова этой основы, например, у Плиния — XXXIII, 139-140 и 154-157). В XXXVI, 31 глагол caelare означает «делать рельефы (мраморные)», а в XXXVI, 193 — «чеканить» стекло или «делать резьбу» на стекле. В XXXV, 158 слово caelatura применено к терракотовым рельефам. — О работе по камню (мрамору, геммам и т. п.) Плиний употребляет слова scalpere, scalptura = sculptura (в скульптуре это круглая скульптура, в отличие от барельефа). — По-видимому, в римское время все эти слова сначала употреблялись и по отношению к имитациям чеканных сосудов, выполненных из другого материала (не металла), а затем и вообще по отношению к рельефам (но это употребление, как отмечают, не обычное). Употребление слов «торевтика» и «торевты» у Плиния очень неясно. В XXXIV, 54 и 56 речь идет о скульптуре в бронзе, и по этому поводу существуют разные интерпретации значения слова «торевтика» у Плиния.

XIX.59. Превзошел его Пифагор из Регия, из Италии1), Панкратиастом, поставленным в Дельфах;2) им же он превзошел и Леонтиска3). Он создал Стадиодрома Астила, который стоит на виду в Олимпии4), Ливийца, мальчика с табличкой в руке, в том же месте, обнаженного Несущего яблоки5), находящегося в Сиракузах Хромающего, чью боль от раны словно испытывают даже сами смотрящие на него6), а также Аполлона и змею, пронзаемую его стрелами7), Кифареда, который был прозван Дикеем, потому что запрятанное в его складке одним убегавшим золото, при взятии Александром Фив, осталось в сохранности8). Он первый воспроизвел жилы9) и вены, и тщательнее — волосы.

XIX.61. Лисипп из Сикиона1), по утверждению Дурида2), не был ничьим учеником3), а, вначале медник4), решился отважиться благодаря ответу живописца Эвпомпа: на вопрос, кому из предшественников он следует, Эвпомп ответил, указав на толпу людей, что нужно подражать самой природе, а не художнику5).

XIX.62. Он больше всех создал статуй, как мы сказали, выполненных с величайшим искусством1), среди которых — Отчищающегося, которого Марк Агриппа посвятил перед своими Термами, необычайно нравившегося принцепсу Тиберию. Тиберий не смог воздержаться, хотя владел собой в начале принципата, и перенес его в свою спальню, заменив другой статуей, но римский народ настолько не мог примириться с этим, что криками в театре потребовал поставить Апоксиомена на прежнее место, и принцепс, хоть очень любил его, поставил на прежнее место2).

XIX.63. Знаменит Лисипп и Пьяной флейтисткой, Собаками и Охотой1), а особенно Квадригой с Солнцем родосцев2). Создавал он и Александра Великого во многих произведениях, начиная с его детства3). Эту статую4) Нерон, чрезвычайно восхищенный ею, велел покрыть золотом. Потом, так как от этой ценности очарование искусства пропало, золото было удалено, и такою она считалась более ценной, даже с оставшимися от вмешательства рубцами и теми прорезами, в которых прикреплялось золото5).

XIX.64. Он создал и Гефестиона, друга Александра Великого, которого некоторые приписывают Поликлету, хотя Поликлет жил почти за сто лет до этого1), а также Охоту Александра, которая посвящена в Дельфах2), Сатира, в Афинах3), Конный отряд Александра, в котором с величайшим сходством изобразил портреты друзей Александра, — это произведение Метелл, после покорения Македонии, перевез в Рим4). Создал он и квадриги многообразные.

XIX.65. Передают, что в искусство скульптуры в меди он внес наибольший вклад, выделяя волосы, головы делая меньше, чем делали прежние художники, тела стройнее и сухощавее, чтобы благодаря этому статуи казались выше. Не имеет латинского названия симметрия, которую он соблюдал тщательнейшим образом1), введя совершенно новое соотношение взамен квадратных фигур, принятых у прежних художников2), и говорил обычно, что они изображают людей такими, какие они есть, а он — такими, какие они представляются3).Его особенностью считается выразительность произведений, соблюденная и в мельчайших вещах4).

Слово симметрия — не перевод с современным значением, а транскрипция, как у Плиния, греческого слова συμμετρία в его особом терминологическом значении, которое в точности неизвестно, но обычно понимается как «соразмерность», «пропорциональность». См. еще: XXXIV, 58 и XXXV, 67, 107, 128, 129.

В словаре «Суда» это слово объясняется как «измеряемые (одной и) той же мерой» (τα τω αυτω μέτρω μετρούμενα). В латинском языке действительно нет точного эквивалента этого слова. Витрувий употребляет греческое слово «симметрия», иногда заменяя его латинским словом commensus, которое, однако, не закрепилось в латинском языке с таким значением. Современные исследователи предлагают различные латинские эквиваленты, встречающиеся, например, у Витрувия и Плиния: proportio, commensus, convenientia, constantia (см.: XXXIV, 66, «соразмерность» с примеч. 4) и особенно commoditas, и др. Витрувий (III, 1) пишет, что построение храмов основано на симметрии (aedium compositio constat ex symmetria), а она проистекает из пропорции (paritur a proportione), которая по-гречески называется «аналогия»; пропорция есть наличие модуля (из) определенной части членов во всем здании и в целом, из которого (наличия модуля) получается система симметрии (Proportio est ratae partis membrorum in omni opere totoque commodulatio, ex qua ratio efficitur symmetriarum — весь этот текст Витрувия очень труден для точного понимания); никакой храм не может без симметрии и пропорции иметь правильное построение (non potest aedis ulla sine symmetria atque proportione rationem habere compositionis), если не будет иметь точного соотношения членов, как у хорошо сложенного человека (nisi uti ad hominis bene figurati membrorum habuerit exactam rationem). Затем Витрувий говорит о соотношениях членов тела человека, перечисляет основные из них и пишет: и остальные члены имеют свои пропорции соразмерности (или соизмеримости — Reliqua quoque membra suas habent commensus proportiones; здесь commensus = симметрия), соблюдая которые знаменитые живописцы и скульпторы и прославились. См. еще у Витрувия, I, 2, 4.

По-видимому, «симметрия» означает соблюдение модуля, благодаря чему получается должная пропорция. Тобин (см. указ. соч. в примеч. 5 к XXXIV, 56) считает, что «симметрия» — математическое понятие, и ему соответствует греч. αρμονία («слаженность, соразмерность»; «стройность, гармония»; в латинском этому соответствует concordia), термин, выражающий то же понятие с широко философской или «эстетической» точки зрения. По мнению Поллитта, «симметрия» во всех случаях означает «соизмеримость (commensurability) частей в произведении искусства»; это понятие возникло в V в. до н. э; в IV в. до н.э. некоторые художники сосредоточили свое внимание на развитии «видимой симметрии» (т. е. оптической), в противоположность «действительной» (т. е. математически точно соответствующей действительным пропорциям). См. также ниже, примеч. 3.

XIX.83. Теодор, который создал лабиринт на Самосе1), отлил самого себя из меди, прославившись, помимо поразительного сходства изображения2), большой тонкостью: в правой руке он держит напильник, в левой он держал тремя пальцами маленькую квадригу, увезенную в Пренесту3) как чудо крохотности, — всю ее, и колесницу и возницу, покрыла бы крылышками тут же сделанная муха4). Ксенократ, ученик Тисикрата или, как говорят другие, Эвтикрата, превзошел того и другого количеством статуй. Он и книги написал о своей области искусства5).

 

Книга 35, Естественная история

II.4. Что касается портретной живописи, благодаря которой наружность увековечивалась с наибольшим сходством, то она совсем перестала существовать1). Вывешивают медные щиты с серебряными лицами2) со смутным различием в наружности. Заменяют головы статуй, в связи с чем уже давно ходят остроты, даже в стихах. До такой степени предпочитают все, чтобы материал обращал на себя внимание, а не сами они были узнаваемы, и при этом они увешивают свои пинакотеки3) старинными картинами и почитают чужие изображения, а сами видят все достоинство их только в цене, чтобы наследник проматывал их, а петля вытаскивала для воров4).

II.5. Таким образом, поскольку не существует ничьего их портрета, они оставляют после себя изображения, воплощающие деньги, а не свои. Они же украшают свои палестры и кероматы1) изображениями атлетов. Портреты Эпикура они носят по спальням и повсюду возят с собой. В день его рождения они совершают жертвоприношения и каждый месяц в двадцатый день луны справляют праздник, который называют эйкадами2), в особенности те, которые не хотят, чтобы их знали даже при жизни3). Да, конечно, — искусства погубила праздность, и поскольку нет духовных образов, то и телесными пренебрегают.

II.6. Иное дело то, что можно было видеть в атриях1) у предков, — не статуи, созданные иноземными художниками, и не медные или мраморные: в отдельных шкафах располагались воспроизведенные из воска лица, которые должны были представлять собой образы, сопровождавшие похороны членов их рода, и при каждом умершем всегда присутствовали все, бывшие когда бы то ни было в его семейном роду2). А на родословных древах линии расходились к живописным портретам.

II.9. Нельзя обойти молчанием и одно нововведение: в библиотеках посвящают изображения, если не из золота или серебра, то1), во всяком случае, из меди, тем, чьи бессмертные души говорят на тех же самых полках, более того, даже создают вымышленные изображения, и воображение порождает лица, изображения которых не переданы, как, например, в случае с Гомером.

II.10. Для человека нет другого более высокого, как я лично думаю, образца счастья, чем когда всегда все стремятся узнать, каким он был. Это новшество ввел в Риме Асиний Поллион, который первым, посвятив библиотеку, сделал гениев человечества общественным достоянием1). Начали ли это раньше цари Александрии и Пергама, которые основывали библиотеки, усердно состязаясь друг с другом, я затрудняюсь сказать2).

II.11. О том, что некогда существовала страстная любовь к портретным изображениям, свидетельством служат Аттик, тот самый друг Цицерона, издавший составленную из них книгу1), Марк Варрон, которому пришла благотворнейшая мысль включить в многочисленные книги своего труда2) семьсот изображений знаменитых чем-нибудь людей, так как он не мог примириться с тем, чтобы была позабыта их наружность и преходящее время имело силу над людьми, придумавший услугу, завидную даже богам, поскольку он не только дал этим людям бессмертие, но и разнес его по всему миру, чтобы они могли находиться повсюду, словно боги3). Такую услугу он оказал и иноземцам4).

III.12. А щиты с изображениями1) посвящать лично от своего имени в священных или общественных местах первым установил, как я узнал, Аппий Клавдий, который был консулом с Публием Сервилием в 259 году Города2). Он вывесил в храме Беллоны щиты с изображениями своих предков, решив, чтобы они находились высоко на виду и чтобы читались надписи об их заслугах, — дело прекрасное, в особенности если при этом представлен, словно некое гнездо потомков, рой детей в крохотных изображениях3); на такие щиты всякому смотреть радостно и приятно.

V.15. Вопрос о происхождении живописи неясен и не входит в нашу задачу. Египтяне утверждают, что она придумана у них за шесть тысяч лет до того, как перешла в Грецию, — заявление явно пустое1). Что касается греков, одни из них утверждают, что она придумана в Сикионе, другие — что у коринфян2), все — что была обведена линиями тень человека, потому вначале живопись была такой3), потом была живопись отдельными красками, и она была названа монохромной, после того как была придумана более искусная, и такая живопись продолжает существовать даже сейчас4).

VI.17. Ведь живопись уже была совершенной даже в Италии. Во всяком случае, в Ардее в храмах и до сих пор сохранились росписи, более древние, чем Город, которыми я лично восхищаюсь так, как никакими другими, продолжающие оставаться в течение такого долгого времени, при отсутствии крыши, словно свеженаписанны е1). Так же в Ланувии2), где одним и тем же3) художником написаны рядом, обнаженными, Аталанта и Елена, обе — исключительнейшей красоты, а одна из них представлена девушкой4), не повредившиеся даже от обвала храма.

VI.18. Принцепс Гай1), воспламененный страстью, попытался забрать их, и забрал бы, если бы природа штукатурки позволила2). Всё еще существуют росписи и в Цере, тоже более древние3). И всякий, кто тщательно оценит их, признает, что ни одно из искусств не было доведено до совершенства быстрее, поскольку ясно, что в илионские времена его еще не было4).

VII.19. У римлян тоже это искусство рано снискало почет, поскольку Фабии из знаменитейшего рода получили прозвище Пикторов по нему, и первый носитель этого прозвища сам расписал храм Здравия в 450 году от основания Города, а роспись эта продолжала существовать еще на нашей памяти, до того как этот храм сгорел во время принципата Клавдия1). Затем знаменита роспись поэта Пакувия в храме Геркулеса на Бычьем форуме. Он был сыном сестры Энния, и еще больше прославил это искусство в Риме благодаря своей драматургической славе2).

VIII.24. А иноземные картины впервые получили широкое признание в Риме благодаря Луцию Муммию, которому его победа дала прозвание Ахайского1). Дело в том, что, когда при распродаже добычи царь Аттал купил картину Аристида Отец-Либер за 600000 денариев, Муммий, пораженный ценой и заподозрив в картине какое-то достоинство, самому ему неведомое, потребовал ее назад, несмотря на все жалобы Аттала, и выставил в храме Цереры2). Это, по-моему, первая иноземная картина, выставленная в Риме для всеобщего обозрения. Впоследствии, я вижу, картины выставлялись для всех и на Форуме.

VIII.25. Отсюда и тот остроумный ответ оратора Красса1), выступавшего на суде у Старых лавок2): когда призванный свидетель настаивал с вопро







Дата добавления: 2015-12-04; просмотров: 164. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Типовые ситуационные задачи. Задача 1.У больного А., 20 лет, с детства отмечается повышенное АД, уровень которого в настоящее время составляет 180-200/110-120 мм рт Задача 1.У больного А., 20 лет, с детства отмечается повышенное АД, уровень которого в настоящее время составляет 180-200/110-120 мм рт. ст. Влияние психоэмоциональных факторов отсутствует. Колебаний АД практически нет. Головной боли нет. Нормализовать...

Эндоскопическая диагностика язвенной болезни желудка, гастрита, опухоли Хронический гастрит - понятие клинико-анатомическое, характеризующееся определенными патоморфологическими изменениями слизистой оболочки желудка - неспецифическим воспалительным процессом...

Признаки классификации безопасности Можно выделить следующие признаки классификации безопасности. 1. По признаку масштабности принято различать следующие относительно самостоятельные геополитические уровни и виды безопасности. 1.1. Международная безопасность (глобальная и...

Индекс гингивита (PMA) (Schour, Massler, 1948) Для оценки тяжести гингивита (а в последующем и ре­гистрации динамики процесса) используют папиллярно-маргинально-альвеолярный индекс (РМА)...

Методика исследования периферических лимфатических узлов. Исследование периферических лимфатических узлов производится с помощью осмотра и пальпации...

Роль органов чувств в ориентировке слепых Процесс ориентации протекает на основе совместной, интегративной деятельности сохранных анализаторов, каждый из которых при определенных объективных условиях может выступать как ведущий...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.012 сек.) русская версия | украинская версия