Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Книга 36, Естественная история





IV.15. Следует отметить, что это искусство значительно древнее, чем и живопись и искусство скульптуры в меди, которые начались с Фидием в восемьдесят третью олимпиаду, спустя приблизительно 332 года 1). Передают, что и сам Фидий создал мраморные произведения и что его Венера, исключительной красоты, находится в Риме в Постройках Октавии2).

IV.20. О времени жизни Праксителя мы сказали при обзоре скульпторов по меди1), а славой в мраморе он превзошел даже самого себя2). Его произведения есть в Афинах в Керамике3), но самое выдающееся не только из произведений Праксителя, а во всем мире, это Венера, — чтобы увидеть ее, многие отправлялись в Книд. Он создал их две и продавал одновременно, вторую — в одетом виде, которую по этой причине предпочли косцы, имевшие право выбора, сочтя это строгим и целомудренным, хотя он продавал ее по той же цене. Отвергнутую купили книдцы, но слава ее неизмеримо выше4).

IV.24. Кефисодот был сыном Праксителя и наследником его искусства1). Прославлена его Симплегма, в Пергаме, знаменитая тем, что пальцы будто бы вдавлены в живое тело, а не в мрамор2). Его произведения в Риме — это Латона, в храме на Палатине3), Венера, в Памятниках Асиния Поллиона4), и в храме Юноны внутри Портиков Октавии5) — Эскулап и Диана6)

IV.30. Соперниками Скопаса были в одно и то же время Бриаксид, Тимофей и Леохар, о которых следует сказать вместе с ним, потому что все они наравне участвовали в работе над рельефами Мавсолея. Это — гробница, воздвигнутая Артемисией своему мужу Мавсолу, царьку Карии, который умер во второй год 107 олимпиады. Творение это стало одним из семи чудес главным образом благодаря этим художникам. С юга и с севера протяжение его — по шестьдесят три фута, с лицевой и тыльной стороны — уже, общее протяжение — 440 футов, в высоту оно достигает 25 локтей, опоясано 36 колоннами.

IV.43. В храме Юпитера, — одном из этих храмов, — живопись и все остальное убранство выражают женскую сущность. Дело в том, что он был создан для Юноны, но когда стали вносить статуи, носчики, как передают, перепутали их, и это так было оставлено из благоговения, будто сами боги так распределили места. Поэтому и в храме Юноны то убранство, которое должно было относиться к Юпитеру1).

И в крохотных мраморных произведениях достигли славы Мирмекид, Квадригу которого с возницей покрыла крылышками муха, и Калликрат, ножки Муравья которого и другие части тела невозможно разглядеть2).

VI.47. Не знаю, не в Карии ли придумали распиливать мрамор на плиты1). Ранее всех, насколько мне лично известно, облицованы мрамором, проконнесским, кирпичные стены дворца Мавсола в Галикарнасе. Он умер во второй год 107 олимпиады, в 403 году города Рима2).

VII.48. В Риме первым, как передает Корнелий Непот1), облицевал мраморными плитами все стены своего дома на Целийском холме2) Мамурра, родом из Формий, римский всадник, префект фабров Гая Цезаря в Галлии, и это придумал, чтоб не было какого-нибудь изъяна в его бесчестии, такой зачинатель. Ведь это тот самый Мамурра, разнесенный в стихах Катулла из Вероны. Дом его сказал яснее, чем Катулл, что он, как это и на самом деле, обладает всем тем, чем обладала Галлия Комата3). И тот же Непот добавляет, что у Мамурры у первого во всем доме все колонны были только из мрамора, причем все цельные и из каристийского или лунского4).

VIII.49. Марк Лепид, коллега Квинта Катула в консульстве, самый первый выложил пороги в своем доме1) нумидийским мрамором2), вызвав тем самым резкое осуждение. Он был консулом в 676 году Города3). Это — первое, обнаруженное мной, свидетельство привоза нумидийского мрамора, не колоннами, однако, или плитами, как упомянутый выше каристийский4), а кусками, притом для ничтожнейшего использования на пороги. Через четыре года после этого Лепида консулом был Луций Лукулл5), по имени которого, как ясно видно, был назван лукулловский мрамор, так как Лукулл был очень восхищен им и первый привез в Рим. Впрочем, он черный, тогда как все остальные мраморы ценятся за пятна или за расцветки.

XIII.63. Фиванский камень, испещренный золотыми крапинками, находят в относящейся к Египту части Африки, по какому-то своему природному полезному свойству пригодный на маленькие ступки для растирания глазных мазей, а в окрестностях Сиены в Фиваиде находят сиенит, который раньше называли пирропойкилос1).

XIV.64. Цари1), как бы состязаясь, делали из него2)столпы, называя их обелисками, — они посвящены божеству Солнца и представляют собой изображение его лучей, что и означает их египетское название3). Первым из всех это ввел Месфрес, который царствовал в Городе Солнца4), получив такое повеление во сне; это самое и написано на его обелиске5), — ведь те резные изображения, которые мы видим, представляют собой египетские письмена.

XIV.65. После этого стали высекать их и другие цари. Сесотес1) установил в указанном выше городе2) четыре обелиска высотой по сорока восьми локтей, а Рамсес, во время царствования которого был взят Илион3), — в 1404) локтей. Он же, на некотором расстоянии от того места, где был царский дворец Мневиса5), установил другой, высотой, правда, в 120 локтей, но с толщиной необычайной — по одиннадцати локтей с каждой стороны.

XIV.66. Говорят, что эту работу выполняло 120000 человек. Сам царь, когда уже собирались поднимать обелиск, стал опасаться, что подъемные приспособления не выдержат тяжести, и, для того чтобы усилить внимание мастеров угрозой еще большей опасности, привязал своего сына к вершине обелиска, чтобы опасение поднимающих за его невредимость было на пользу и для камня1). Благодаря поразительности этого сооружения получилось, что, когда царь Камбис брал город и пожар уже достиг подножия обелиска, он приказал потушить его из почтения к этой громаде, тогда как к городу никакого у него не было почтения2).

XIV.71. Тот обелиск, который божественный Август установил в Большом цирке1), был высечен царем Псеметнепсерфреем, в царствование которого Пифагор был в Египте, в 85 и три четверти фута, не считая подножия из того же камня, а тот, который он установил на Марсовом поле, на девять футов меньше, — Сесотисом2). Оба они — с надписями, содержащими истолкование природы по философии египтян3).

XVI.75. Скажем попутно и о пирамидах в том же Египте, этом праздном и глупом выставлении напоказ царями своего богатства, поскольку, как передают многие, они для того строили пирамиды, чтобы их богатство не доставалось преемникам или злокозненным соперникам или чтобы народ не был в праздности. Неутомимым было в этом тщеславие тех людей. Существуют следы очень многих начатых пирамид1

XVII.77. Перед ними находится Сфинкс, о котором, пожалуй, следует рассказать побольше, так как его обходят молчанием, божество окрестных жителей. Считают, что в нем погребен царь Гармаис, и утверждают, будто Сфинкс привезен. Однако он выделан в материковой скале. Лицо этого чудовища в знак почитания окрашивают рубрикой. Окружность головы по лбу составляет сто два фута, длина его — 243 фута, высота от живота до вершины аспида на голове — 61 с половиной фута1).

XIX.84. Скажем и о лабиринтах, самом, пожалуй, диковинном творении человеческой расточительности, но не вымышленном, как могут подумать. До сих пор еще существует в Египте в Гераклеопольском номе тот, который был создан первым, как передают, 3600 лет тому назад царем Петесухом или Титоесом, хотя Геродот говорит, что все это сооружение создано 12 царями, последним в числе которых был Псамметих. Назначение его истолковывают по-разному: по Демотелу, это был царский дворец Мотерида, по Ликею — гробница Мерида, по истолкованию многих, оно было построено как святилище Солнца, что наиболее вероятно.

XIX.85. Во всяком случае, нет сомнения в том, что отсюда заимствовал Дедал образец того лабиринта, который он создал на Крите, но воспроизвел только его сотую часть, которая содержит коловращение путей и запутанные ходы туда и обратно, не так, как мы видим на павиментах или в Полевых играх мальчиков содержащий на небольшом клочке много тысяч шагов ходьбы, а с множеством вделанных дверей для обманных ходов и возврата к тем же самым плутаниям1).

XIX.86. Это был второй лабиринт после египетского, третий был на Лемносе1), четвертый в Италии2), все крытые сводами из тесаного камня. В египетском, что меня лично удивляет, вход и колонны — из камня с Пароса3), остальное в нем сложено из глыб сиенита4), которые едва ли могут разрушить даже века, хотя бы и при содействии гераклеопольцев, которые относились к этому сооружению с необычайной ненавистью5).

XXI.95. Истинное чудо греческого великолепия — существующий храм Дианы Эфесской, воздвигнутый за 120 лет всей Азией. Его воздвигли на болотистой почве, чтобы на него не влияли землетрясения и не угрожали ему расселины, а с другой стороны, для того чтобы не закладывать фундамент такой громады на зыбком и непрочном основании, сначала сделали настил из утоптанного угля, затем из шерсти. Длина всего храма — 425 футов, ширина — 225, колонн в нем — 127, каждая из которых воздвигнута отдельным царем, по 60 футов высотой, из них 36 с рельефами, одна с рельефами Скопаса. Строительством ведал архитектор Херсифрон.

XXI.96. Предел чуда — суметь поднять такие громадные эпистили. Это ему удалось сделать, устроив из наполненных песком корзин отлогую наклонную плоскость до самого верха капителей колонн и затем понемногу опорожняя нижние, чтобы поднятые эпистили садились на свое место постепенно. Труднее всего оказалось над самым порогом, с тем эпистилем, который он укладывал над дверями. Действительно, это была самая большая громада, и она не села на основу.

XXI.97. Строитель в отчаянии думал покончить с собой. Передают, что, заснув ночью в изнеможении от этих мыслей, он увидел во сне явившуюся к нему богиню, которой воздвигался храм, побуждающую его жить: камень она уложила.

На рассвете так и оказалось — а представлялось, будто он сел правильно благодаря самой своей тяжести. Все украшения этого сооружения потребовали бы для описания их многих книг, но они не имеют никакого отношения к наглядному показу природы1).

XXII.98. До сих пор существует и в Кизике1) храм, в котором строитель все стыки между полированными камнями проложил золотыми (...)2), собираясь внутри храма посвятить Юпитера из слоновой кости с увенчивающим его мраморным Аполлоном. Таким образом, эти швы отражают свет тончайшими волосинками и при легком дуновении оживляют изображения3). И не говоря об изобретательности строителя, понятно, что ценность этому творению придает и сам материал, подобранный его изобретательностью, хотя это и скрыто4).

XXIII.99. В том же городе есть камень, названный Беглецом. Там его оставили аргонавты, у которых он служил якорем. Его, часто сбегавший из пританея, — так называется его местонахождение, — сковали свинцом1). В том же городе, у ворот, которые называются Фракийскими, семь башен повторяют многократными отражениями доносящиеся голоса2). Этому чуду греками дано название эхо.

XXIV.111. Но все их превзошли два дома. Дважды мы видели по целому городу в пределах дворцов принцепсов Гая и Нерона, причем дворец Нерона, чтобы в нем не было никакого недостатка, — Золотой1). Ну разумеется, так жили те, которые сделали эту державу такой великой, уходившие на покорение народов и завоевание триумфов от плуга или очага, чьи и поля занимали меньше площади, чем залы вот этих!2)

XXIV.112. Действительно, невольно приходится задумываться о том, какой частью этих дворцов были те участки, которые выделялись по государственному решению победоносным полководцам для постройки домов. И высшим почетом для таких домов было, — как, например, у Публия Валерия Публиколы, первого консула с Луцием Брутом, после стольких его заслуг, и у брата его, который дважды, во время одной и той же своей магистратуры, одержал победу над сабинянами, — когда к решению делалось добавление о том, чтобы двери их дома отворялись наружу и вход был обращен к общественному месту1). Это было славнейшим отличием и домов триумфаторов.

XXIV.121. Но скажем о чудесах, непревзойденных по своей подлинной ценности. Квинт Марций Рекс, получив от сената поручение починить водопроводы Аппиев, Аниен и Теплый, провел во время своего преторства, проложив подземные ходы сквозь горы, новый водопровод, названный по его имени. А Агриппа во время своего эдильства, проведя еще Водопровод Девы, соединив прочие и приведя их в порядок, соорудил 700 водохранилищ, кроме того, 500 водометов, 130 водораспределительных башен, причем многие из них великолепные и по украшению, поставил на этих сооружениях 300 статуй, медных или мраморных, 400 колонн из мрамора, и все это за один год. Сам он добавляет в упоминании о своем эдильстве, что он и зрелища устроил, длившиеся пятьдесят девять дней, и предоставил в бесплатное пользование 170 бань, число которых в Риме теперь возросло до бесконечности.

XXIV.122. Предшествующие водопроводы превзошло последнее недавнее дорогостоящее сооружение, начатое цезарем Гаем и законченное Клавдием: от 40-го камня до той возвышенности, с которой воду могли бы получать все холмы Города, были проведены Курциев и Голубой источники и Новый Аниен, а на сооружение это было израсходовано 350000000 сестерциев.

XXIV.123. Так что если кто оценит потщательней обилие вод в общественных местах, банях, водоемах, каналах, домах, садах, пригородных виллах, расстояния подачи воды, воздвигнутые арки, прорытые горы, выровненные долины, то признает, что во всем мире не было ничего более поразительного1).

LVI.178. Одни и те же колонны, поставленные чаще, кажутся толще1). Видов их — четыре: те, у которых толщина нижней части составляет шестую часть высоты, называются дорийскими2), те, у которых девятую, — ионийскими3), те, у которых седьмую, — тускскими4); у коринфских то же соотношение, что у ионийских, но разница в том, что высота капителей у коринфских равна толщине нижней части, отчего они и кажутся более стройными, а у ионийских высота капители составляет третью часть толщины5). По старинному соотношению высота колонн составляла третью часть ширины храма6). В храме Эфесской Дианы, который был раньше, впервые к колоннам были добавлены снизу спиры, а сверху капители, и было установлено, чтобы толщина колонн составляла восьмую часть их высоты и чтобы спиры имели половину толщины, а толщина верхних частей колонн была убавлена на одну седьмую часть7). Кроме этих, есть колонны, которые называются аттическими — четырехугольные, с равными сторонами8). (...)

 

 

 







Дата добавления: 2015-12-04; просмотров: 169. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!




Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...


Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...


Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...


Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

БИОХИМИЯ ТКАНЕЙ ЗУБА В составе зуба выделяют минерализованные и неминерализованные ткани...

Типология суицида. Феномен суицида (самоубийство или попытка самоубийства) чаще всего связывается с представлением о психологическом кризисе личности...

ОСНОВНЫЕ ТИПЫ МОЗГА ПОЗВОНОЧНЫХ Ихтиопсидный тип мозга характерен для низших позвоночных - рыб и амфибий...

Неисправности автосцепки, с которыми запрещается постановка вагонов в поезд. Причины саморасцепов ЗАПРЕЩАЕТСЯ: постановка в поезда и следование в них вагонов, у которых автосцепное устройство имеет хотя бы одну из следующих неисправностей: - трещину в корпусе автосцепки, излом деталей механизма...

Понятие метода в психологии. Классификация методов психологии и их характеристика Метод – это путь, способ познания, посредством которого познается предмет науки (С...

ЛЕКАРСТВЕННЫЕ ФОРМЫ ДЛЯ ИНЪЕКЦИЙ К лекарственным формам для инъекций относятся водные, спиртовые и масляные растворы, суспензии, эмульсии, ново­галеновые препараты, жидкие органопрепараты и жидкие экс­тракты, а также порошки и таблетки для имплантации...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2025 год . (0.008 сек.) русская версия | украинская версия