Жесты оратора
Жест – это любое телодвижение человека, не только движение рук и кистей. Жесты можно делать ногами, головой, плечами, всем телом и др. Жесты подразделяют на указательные, описательные, выразительные и подражательные, Лишь последний тип жестов не следует использовать, выступаяперед аудиторией. Речь без жестов настораживает слушателей, «оставляет осадок предубеждения и недоверия» (П. Сопер). Жестикуляция оратора должна удовлетворять следующим требованиям: 1. Жестикуляция должна быть естественной, следовать естественным импульсам к жестам. 2. Не следует делать намеренных жестов, они всегда легко опознаются как таковые слушателями и вызывают раздражение. 3. Жесты не должны быть непрерывными. 4. Жесты необходимо разнообразить, одни и те же (или один и тот же) жесты раздражают аудиторию. 5. Нельзя пальцами теребить одежду, украшения, дотрагиваться до часов и т. д. Это рассматривается аудиторией как проявление вашей неуверенности. 6. Не шевелите открыто пальцами. 7. Руки должны слегка сходиться и расходиться в такт убеждению. А вот советы по использованию жестов, которые предлагает Фрэнк Снелл:
— 90% жестов делайте выше пояса; жесты ниже пояса рассматриваются как выражение неудачи, растерянности; — локти держите не ближе трех сантиметров от корпуса; если будете прижимать локти к туловищу, это будет свидетельствовать о слабости вашего авторитета; — пальцы обеих рук держите так, как будто вы держите в них грейпфрут; если ваши ладони принимают неопределенное положение, это воспринимается аудиторией как отсутствие силы и способности вести аудиторию за собой; – жестикулируйте всегда обеими руками. Чтение» оратором аудитории Оратор, выступающий перед аудиторией, постоянно получает информацию о состоянии аудитории, ее настроении и отношении к нему самому и сообщаемой им информации. Оратор должен постоянно «считывать» эту информацию и вносить коррективы в свое выступление, если к этому побуждает его получаемая информация. Однако для того, чтобы "читать» аудиторию и правильно понимать поступающие сигналы, необходимы наблюдательность и некоторый практический навык. Здесь можно дать начинающему оратору следующие советы. О внимании к оратору говорят: – взгляды слушателей, направленные на оратора; – положение тела – корпус наклонен в сторону ора-
тора; слушатель подвинулся на краешек стула, как бы хочет быть ближе к оратору; – наклон головы (если голова наклонена вбок, это говорит о заинтересованности слушателя). О невнимании к оратору, о неудовлетворенности говорят следующие факты: – взгляд слушателя направлен в сторону; – тело напряжено, посадка прямая, ноги сведены и стоят на полу (такая поза часто означает имитацию внимания); — голова не наклонена, слушатель держит голову прямо, позвоночник выпрямлен; — слушатель совершает следующее движение: голова выпрямляется, плечи поднимаются, потом опускаются, взгляд начинает блуждать по сторонам – потеря мысли, потеря внимания; — тело принимает позу, направленную в сторону выхода (слушатель «подается» к выходу); – ноги вытянуты вперед и перекрещены, тело откинуто назад, голова опущена вперед (чаще всего означает несогласие); — голова подпирается всей ладонью; — пощелкивание колпачком ручки, постукивание ногой, постукивание пальцами по чему-либо; — рисование на бумаге, посторонних предметах; – отсутствие движения глаз, немигающий взгляд (имитация внимания); – легкое поглаживание носа;– крепко сцепленные руки; – поглаживание шеи (у мужчин); — поправление прически, покачивание ногой, поиски чего-либо в сумочке (у женщин); — рука дотрагивается до уха и опускается вниз; рука дотрагивается до губ и опускается вниз (скрываемое желание возразить, перебить); — застегивание пиджака (мужчиной) и др. Умение «читать» собеседников – важнейшее качество лектора, приходящее с опытом. Необходимо развивать его, тренировать в общении со знакомыми, развивая наблюдательность и умение интерпретировать невербальное поведение собеседников.
|