Студопедия — Предмет философии
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Предмет философии






Так, философия в её широком понимании имеет своим предметом изучения и осмысления весь мир, всё существующее. Конечная её задача – разгадать все тайны бытия, разрешить все проблемы, с которыми сталкивается на пути своего развития как человечество в целом, так и отдельная личность. Однако в узком значении философия является наукой, которая ограничивается изучением наиболее существенного и важного. В этом смысле философия – это учение о наиболее общих и существенных характеристиках, принципах, законах и закономерностях развития природы, общества и человеческого мышления. Её цель решение не всех, а лишь глобальных, наиболее острых и фундаментальных проблем человечества.

Предметом научной философии является, прежде всего, глубинный, сущностный мир, т.е. все сущности вещей и процессов в их взаимосвязи. Тот мир, к которому мы привыкли, который мы видим, слышим, воспринимаем другими органами чувств – это мир явлений, мир, который нам является. Но у любого явления есть своя сущность, точно также как у любого следствия есть своя причина. Сущность любого объекта, процесса содержит в себе весь потенциал его возможных проявлений, но далеко не все из них лежат на виду и очевидны для нашего ума. И если мы, например, встречаем первый раз незнакомого человека, то по его внешнему облику, по его сказанным словам, сделанным поступкам, т.е. по его проявлениям, у нас возникает первое впечатление о нём, что он собой представляет. Но первое впечатление часто бывает обманчиво, и в других ситуациях он может показать себя совсем с других сторон. И чем больше мы имеем с ним дело, тем больше разнообразных его проявлений мы замечаем, а значит, тем больше у нас возможности, чтобы глубже его понять, проникнуть во внутреннюю сущность его личности. Точно также и со всеми проявлениями мира, с которыми мы сталкиваемся в жизни. У всего мира есть его скрытые, глубинные, сущностные стороны, которые и проявляют то те, то иные свои свойства во всём воспринимаемом нами многообразии внешних признаков.

С понятием сущностного мира тесно связано понятие всеобщего, которое является ключевым понятием для философии как науки. Всеобщее – это то, что пронизывает весь мир тонкими нитями взаимосвязей, то, что связывает его в единое целое. Всеобщее является стержнем, фундаментом мироздания, его первоосновой [1] и движущей силой, источником всякого движения и развития.

Впервые в западноевропейской философии понимание всеобщего сложилось у Гераклита (VI- V век до н.э.). Он определил его в виде понятия Логоса как некого закона, языка действительности, к которому следует прислушиваться, стремиться понимать его для пользы в своей жизни. В восточной философии представление о всеобщем сложилось в образной форме через понятия Дао и Кармы. Дао можно интерпретировать с некоторой долей упрощения как закон развития, закон всех изменений, с которым нужно согласовывать свою жизнь, а карму – как причинно-следственные связи в обществе, которые необходимо учитывать.

Все мы в любой момент своей жизни имеем дело со всеобщим, несмотря на то, что никогда не видим его и даже далеко не всегда осознаём свою причастность к нему. Это можно проиллюстрировать на следующем примере. Проживая на первом этаже, в окно можно увидеть движение шапки, но мы понимаем, что она не может двигаться сама по себе и что на самом деле идёт человек, на котором эта шапка надета. Понимая это, мы улавливаем частичку всеобщего, причинно-следственную связь. По следствию, по проявлению, судим о его возможной причине, о сущности этого явления. Однако наши домыслы не всегда оказываются верными и всё может оказаться несколько сложней. Допустим, наш друг решил нас разыграть и устроил представление, надев эту шапку на палку. Познать всю тонкость хитросплетений взаимосвязей действительности, порождающих видимые проявления – это всегда сложная задача для познания.

Понятия общего и всеобщего принципиально отличаются. Всеобщее показывает то, как действительно устроен наш мир, а общее лишь обобщение по ряду признаков, по которым мы классифицируем предметы по родам, классам, видам и группам. Например, различные вещи мы можем объединять по общему признаку цвета, вкуса, степени красоты, по материалу, из которого он состоит и т.д. Но всеобщее – это не просто синее, сладкое, красивое, медное, доброе, а сам механизм, который его делает таким. Это можно пояснить на примере природы цвета. Все вещи синего цвета, которые мы видим, мы объединяем по общему признаку «быть синим». Но природа цвета состоит в том, что луч света, попадая на поверхность тела, начинает преломляться, и в зависимости от свойств этой поверхности, его отражение происходит с той или иной длиной волны, которую мы и видим как синюю, красную и т.д. Всеобщее, в данном случае, – это и есть такой механизм природы светоцветовых эффектов. Точней, это лишь частичка всеобщего, пронизывающего весь мир, во всех его уголках. Задачей любой науки является изучение той части всеобщего, которая распространена в её сфере исследования. Экономика изучает всеобщее в экономике, физика – в физической форме материи, химия – в химической, биология – в среде живого, психология – в человеческом сознании и обществе и т.д. Задача философии – изучение всеобщего в целом.

Итак, если всё многообразие единичных вещей и процессов, как правило, видимо и осязаемо человеком, то всеобщее – это то, что на первый взгляд незримо, но лежит в основе этого разнообразия, то, что делает его возможным, содержит в себе механизмы, порождающие всю эту многообразную уникальность. Оно само и есть эти механизмы и принципы развёртывания всего богатства бытия в процессе его видоизменений и эволюции. Всё в миревзаимосвязано и взаимозависимо, нет ничего абсолютно случайного. Всё что происходит имеет свою причину, является следствием чего-то. Изменения вещей или человека происходят под влиянием взаимодействия с другими вещами или людьми. В результате этого взаимодействия реализуются определённые взаимосвязи. И вот эти вот взаимосвязи всех вещей, механизмы их взаимодействия и есть то, что обозначается понятием всеобщее. Т.е. это например: причинно-следственные связи, законы природы, законы жизни, законы развития общества, человеческой истории.

Что касается законов развития человеческого общества и законов жизни, то их специфика несколько отличается от привычных нам простых, лаконичных формул и формулировок, с которыми у нас ассоциируется понятие сути закона. Любой глубинный закон является результирующей всех связанных с ним взаимосвязей. Именно они конструируют принципы организации и развития общества, определяют конкретный ход течения общественных процессов. Наука же пытается эти механизмы обобщить, выявить в них наиболее существенное, глубинное ядро, что и приводит к абстракции тех формулировок и формул, которые нам более привычны и удобны для осмысления. Это можно пояснить на примере из курса экономики. По выражению Адама Смита, рыночными силами в экономике управляет «невидимая рука», которая является результирующей взаимодействия всех людей, например, их интересов в том, чтобы купить желаемое подешевле и продать излишнее подороже, производить то, на что есть повышающийся спрос и прекращать производство того, что становится невыгодно сбывать. При этом каждым человеком движут различные интересы, и он находится под влиянием определённого настроения, что, казалось бы, является случайным фактором. Однако при условиях свободного рынка результат волеизъявления каждого приводит к реализации механизмов, результатом которых является основной закон рынка. Этот закон устанавливает равновесие между потребляемыми и производимыми товарами, за счёт формирования равновесной, справедливой при данных условиях цены. Одна из его современных формулировок гласит, что он устанавливает зависимость объёмов спроса и предложения товаров на рынке от их цен. При прочих равных условиях чем цена на товар ниже, тем больше на него платёжеспособный спрос (готовность покупать) и тем меньше предложение (готовность продавать). Однако, если сформулировать его в такой или любой другой краткой форме, то это будет серьёзным упрощением. В реальных условиях, особенно современной действительности, те рыночные механизмы, о которых шла речь, очень сложны, что приводит к видимым отклонениям от сути закона, его ядра (например, искажённые ожидания приводят к искажению цены, объёма предложения или спроса, а также к формированию финансовых пузырей и их резкому схлопыванию. В другом случае повышение цен в сопровождении с умелой рекламной компанией может восприниматься потребителями как повышение качества товара и возместить спрос одной категории людей на спрос другой, более обеспеченной). Поэтому в современных условиях вводится всё большее количество уточнений к этому закону, касающихся дополнительных факторов, которые также необходимо учитывать. Эти уточнения и проливают свет на сами механизмы, взаимосвязи, которые лежат в его основе.

Но в действительности эти исключения, отклонения касаются не самого глубинного закона, не самих конкретных механизмов его реализации, а лишь данного уровня их обобщения, их ядра, наиболее общей сути. Реальные, глубинные законы не имеют исключений, иначе бы они не были законами. Действительно, поверхностный пласт более частных, местных взаимосвязей определяет конкретные детали течения событий, которые могут формировать видимость противоречия с сутью закона, видимость исключения из него. Однако это не противоречит самому глубинному закону, а является лишь формой его реализации. Его действие заметно ни в каждом «здесь и сейчас», а на больших промежутках времени, он реализуется через сложный, противоречивый процесс. Например, далеко не все события в мире указывают на его эволюцию, развитие, тем не менее, это ни говорит о том, что закон глобальной эволюции не работает.

Таким образом, особенностью законов развития общества и законов жизни является то, что для нас они видны лишь в качестве тенденций, магистрального направления течения событий или некой повторяемости. Иногда изначальная причина происходящего может крыться в событиях и поступках, совершённых много лет назад или даже прошлыми поколениями. Эти закономерности и тенденции можно показать на примере войны в Чечне. Эта война во многом является отдалённым следствием кавказских войн XIX века. Эти войны вызвали некое неприятие чеченским народом их подвластности России, что послужило одной из причин того, что чеченцы затем поддерживали гитлеровские войска во время их продвижения вглубь Советской России. А это в ответ привело к тому, что Сталин, после того как узнал об этом, выселил их с исконных территорий после войны. И уже именно этот факт выселения использовался определёнными кругами, чтобы настроить чеченский народ против России. Так, любые действия имеют следствия, которые могут рано или поздно эхом отзываться в будущем, что заставляет с большой степенью ответственности относиться к политическим решениям, извлекать из истории уроки, позволяющие всё глубже понимать её законы. Любой политический или экономический кризис, любая война, любой путь, приведший к научно-техническому взлёту, экономическому чуду или культурному процветанию, – являются важными элементами в составлении единого пазла законов исторического развития.

Точно так же современный долговой кризис самых развитых стран мира может нам наглядно показать к чему может приводить политика «жизни не по средствам», жизни «в долг», за счёт будущих поколений. Законы истории не прощают тех, кто не старается просчитать ситуацию далеко вперёд, не учитывает возможные неблагоприятные стечения обстоятельств и уж тем более, кто живёт по принципу маркизы Помпадур: «после нас хоть потоп!». Губительная расточительность финансовой политики многих правительств западного мира, гнавшихся за высокими рейтингами перед выборами посредством временного улучшения уровня жизни людей, приводила к поощрению выдачи не всегда оправданных кредитов, «раздуванию» дефицитов бюджетов, а вместе с ними, и к накоплению всё больших долгов, которые для самых развитых западных государств в среднем теперь составляют размер их экономики (ВВП) и даже больше. Выплата этих долгов постепенно начинает ложиться на современное поколение. А это приводит к сокращению расходов на пенсии, зарплаты, пособия, что способствует экономическому спаду, ещё более увеличивая дифицит и долг по отношению к размеру их экономики. Тем самым создаётся порочный круг, из которого будут стараться выйти многие будущие поколения.

Если говорить о законах жизни, то это нечто ещё более тонкое. Действие этих законов также можно обнаружить лишь на больших промежутках времени. Эти законы несут в себе в каком-то смысле некоторую справедливость, именно в том смысле, что многие события в нашей жизни закономерны.

Примерный механизм действия этих законов можно проиллюстрировать на следующих примерах. Все наши мысли, чувства, поступки имеют свои следствия большей или меньшей значимости и долгосрочности. Что-то может сказаться сразу, что-то через час, день, месяц, год или в конце жизни, а что-то будет сказываться на протяжении всей нашей жизни. Так, в общении с другими людьми мы можем быть порой грубы или недостаточно внимательны, можем, например, иногда отказать в помощи или скрыть правду. Это может быть что-то даже не очень значительное, что быстро забудется обоими, но оно отложится в подсознании того человека, и в подобной ситуации в будущем он, может даже не понимая почему, не захочет вам помочь, не сможет вам поверить или отреагирует также негативно. Но более серьёзные последствия бывают в тех ситуациях, когда человек проявляет себя схожим образом часто и при этом ему долгое время всё «сходит с рук». Дело в том, что за это время причины его будущих кризисных ситуаций могут всё больше накапливаться, до некоторых пор не давая о себе знать. Например, постепенно формируется отношение к нему других, накапливаются обиды, он сам воспитывает в себе те качества, которые его в конечном счёте подведут и т.д. И однажды наступает такой момент, что те процессы, порождённые его поведением, которые протекали для него скрыто, незаметно, вдруг начинают выходить на первый план, например, в ситуациях зависимости от других людей. Жизнь переменчива и порой тот образ жизни, тот образ поведения, к которому человек привык, становится уже невозможен, а те качества, которые раньше ему помогали, начинают приносить лишь неприятности. Ближе к концу жизни многое меняется.

Иногда люди сами, не осознавая того, закладывают серьёзные проблемы себе на будущее. Человек как личность создаёт себя сам, в том числе своим отношением к тем или иным событиям, действиям, словам, любой информации. Это отношение постепенно формирует в нас определённый образ мыслей, а он в свою очередь создаёт систему ценностей, приоритетов, закладывает в нас те или иные черты характера, склонности, которые сказываются на поступках и решениях. Последние же и определяют нашу судьбу. То, какие мы сейчас во многом есть результат наших прошлых мыслей, чувств, целей, устремлений, установок, эмоциональных реакций и поступков. И в большей степени от этих заложенных нами же самими качеств, от нашего характера, образа мыслей и зависит наше будущее. И в этом главная закономерность наших жизней. Мы сами ответственны за большую часть событий, которые происходят с нами и вокруг нас.

Как можно было убедиться, мышление всеобщим делает его более тонким, гибким, критически-пытливым, нестандартным, изощрённым, мудрым и разносторонним, приближая человека к более глубокому пониманию действительности со всей её сложностью и многогранностью, богатством разнообразия и хитросплетений событий.

Краткие итоги: Философия – это вся та мудрость, которая была накоплена за многие века развития человечества. Она является обобщением этих наиболее ценных знаний и способом мышления на основе них. Почти все основные науки ранее вышли из философии, в ней сформировались их основные понятия, принципы, обороты мышления и методы исследования. В то же время философия в своих обобщениях опирается на материал опытных данных и выводы остальных наук. В некоторых случаях она проникает, вмешивается в область остальных, частных наук. Философия интегрирует, координирует остальные науки, видит с высоты своего охвата их недочёты, которые необходимо исправить. Однако философия не должна выходить за рамки своей компетентности, превышать свои функции, влияя на науки. Идеал философской мысли связан с мудростью, с познанием истинного и общественно-полезного, обоснованием вечных ценностей и общезначимых смыслов. Под философией также понимают рациональную составляющую мировоззрения, позволяющую выстраивать логически аргументированный ход мысли. Другим смыслом философии является её понимание как науки со строгой методологией и ограниченным предметом изучения. Философия в её широком понимании имеет своим предметом изучения и осмысления весь мир, всё существующее. В узком значении философия является наукой, которая ограничивается изучением наиболее существенного и важного. В этом смысле философия – это учение о наиболее общих и существенных характеристиках, принципах, законах и закономерностях развития природы, общества и человеческого мышления. Предметом научной философии является, прежде всего, глубинный, сущностный мир. Тот мир, к которому мы привыкли, который мы видим, слышим, воспринимаем другими органами чувств – это мир явлений, мир, который нам является. Но у любого явления есть своя сущность, точно также как у любого следствия есть своя причина. Сущность любого объекта, процесса содержит в себе весь потенциал его возможных проявлений, но далеко не все из них лежат на виду и очевидны для нашего ума. Всеобщее – это то, что пронизывает весь мир тонкими нитями взаимосвязей, то, что связывает его в единое целое. Всеобщее является стержнем, фундаментом мироздания, его первоосновой и движущей силой, источником всякого движения и развития. Механизмы взаимодействия всех вещей и процессов и есть то, что обозначается понятием всеобщее. Реальные глубинные законы реализуются через сложный, противоречивый процесс, а потому на практике имеют видимость исключений. В большей степени от заложенных нами же самими качеств, от нашего характера, образа мыслей и зависит наше будущее.

Список используемых источников:

Алексеев П.В., Панин А.В Философия: учебник. /П.В. Алексеев, А.В. Панин. – М.: Проспект, 2008. – 608 с.

Гриненко, Г.В. История философии / Г.В. Гриненко. – М.: Юрайт, 2008. – 688 с.

Губин В.Д. Философия: актуальные проблемы: учебное пособие для студентов вузов. /В.Д. Губин. – М., 2005. – 288 с.

Спиркин А.Г. Философия/ А.Г. Спиркин М.: Гардарики, 2008. – 735 с.

Орлов В.В. Основы общей философии / В.В. Орлов. – Пермь, Изд. ПГУ. 2007. – 258 с.

 


[1] Первооснова – то, что лежит в основе всего, из чего зародилось всё многообразие мира.







Дата добавления: 2015-12-04; просмотров: 111. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Теория усилителей. Схема Основная масса современных аналоговых и аналого-цифровых электронных устройств выполняется на специализированных микросхемах...

Логические цифровые микросхемы Более сложные элементы цифровой схемотехники (триггеры, мультиплексоры, декодеры и т.д.) не имеют...

Сравнительно-исторический метод в языкознании сравнительно-исторический метод в языкознании является одним из основных и представляет собой совокупность приёмов...

Концептуальные модели труда учителя В отечественной литературе существует несколько подходов к пониманию профессиональной деятельности учителя, которые, дополняя друг друга, расширяют психологическое представление об эффективности профессионального труда учителя...

Конституционно-правовые нормы, их особенности и виды Характеристика отрасли права немыслима без уяснения особенностей составляющих ее норм...

Этапы творческого процесса в изобразительной деятельности По мнению многих авторов, возникновение творческого начала в детской художественной практике носит такой же поэтапный характер, как и процесс творчества у мастеров искусства...

Тема 5. Анализ количественного и качественного состава персонала Персонал является одним из важнейших факторов в организации. Его состояние и эффективное использование прямо влияет на конечные результаты хозяйственной деятельности организации.

Билет №7 (1 вопрос) Язык как средство общения и форма существования национальной культуры. Русский литературный язык как нормированная и обработанная форма общенародного языка Важнейшая функция языка - коммуникативная функция, т.е. функция общения Язык представлен в двух своих разновидностях...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.012 сек.) русская версия | украинская версия