КУЛЬТУРА XVI –XVII вв.
На развитие культуры этого периода значительно повлияли создание в XV в. централизованного государства, самодержавная тирания Ивана IV Грозного, усиление феодальной зависимости народных масс, значительное расширений территории страны, завершение формирования русской народности, укрепление связей с Западной Европой, 25-летняя Ливонская война, опричнина. Образование. При монастырях и храмах действовали церковные школы, обучение осуществляло духовенство, используя религиозную литературу. Страна все больше нуждалась в грамотных людях. Для обучения требовалось много различных книг, начали складываться библиотеки. Крупное собрание книг имел Иван IV. В XVI в. возникло книгопечатание. Русским первопечатником стал Иван Федоров, который вместе с Петром Мстиславцем в 1564 г. в Москве напечатал церковную книгу «Апостол», а затем «Часослов». Преследуемый монахами-переписчиками, он покинул Россию, в изгнании выпустил «Азбуку», первый календарь и другие книги. Литература связана с развитием публицистики, которая отразилась в работах Ивана Пересветова, в письмах Ивана IV и его переписке с князем Андреем Курбским. Обоснование власти московских правителей дает «Сказание о князьях Владимирских». Известна «Повесть о Казанском взятии», в которой прославляется молодой царь Иван IV. В этом веке составлены Воскресенская и Никоновская летописи; Митрополит Макарий участвовал в создании 12 томов «Четьи-Минеи» («Чтения ежемесячные»), где для каждого дня подобраны соответствующие молитвы, поучения, житии. Под его руководством составлена «Степенная книга» (XVI в.) с изложением русской истории по степеням правления от Владимира I до Ивана IV. К тому же времени относится «Домострой» — энциклопедия патриархальных устоев семейной жизни. Продолжалось еретическое движение. В 1551 г. монах Феодосии Косой начал распространять новое учение: отвергал феодальную церковь, выступал за социальное и политическое равенство, "против уплаты налогов, считал, что люди могут без посредничества церкви непосредственно общаться с Богом. Феодосии был вынужден бежать из России. В архитектуре появляется московский стиль шатровых храмов (церковь Вознесения в Коломенском, Покровский собор — храм Василия Блаженного). При Елене Глинской строится Китай-город, а при царе Федоре — Белый город Москвы (зодчий Федор Конь, построивший также стены Смоленска). После набега крымцев Борис Годунов приказал окружить Москву и Замоскворечье земляным валом. Москва получила радиально-кольцевую планировку. Крепостные стены возводят в Нижнем Новгороде, Туле, Серпухове и других городах. Живопись связана с творчеством Дионисия (1440—1503), который работал в Успенском соборе Московского Кремля, в Иосифо-Волоколамском монастыре, в Кириллове. В литейном деле прославился Андрей Чохов, отливший царь-пушку (1586) весом 40 т. Культура XVI века развивалась в сложных условиях власти Ивана IV и церкви. Для XVII в. характерны новые явления в истории русской культуры, которая принимает более светский характер. Начало периода связано со Смутным временем, воцарением Романовых. В середине века укрепляется самодержавие, происходят церковный раскол, крупные народные волнения. В культуре развивается барокко - основное направление в искусстве конца XVI - середины XVIII в., характеризующееся динамизмом, пышностью, торжественностью. В литературе проявляются два направления: 1)хвалебное — поэзия Симеона Полоцкого, в которой он прославлял правление Алексея Михайловича, будучи воспитателем его детей, одним из вдохновителей создания Славяно-греко-латинской академии (основана в 1687 г. его учеником Сильвестром Медведевым) народно-обличительное — «Житие протопопа Аввакума»; сатиры «Повесть о Ерше Ершовиче», «Служба кабаку», «Повесть о Куре и Лисе» и др. На смену исторической личности приходит вымышленный герой, собирательный образ («Повесть о горе-злочастии», «Повесть о Савве Грудцыне», «Сказание» Авраамия Палицына). Театр. Первый театр возник при царском дворе Алексея Михайловича. Одним из его создателей был Симеон Полоцкий. Церковь добилась официального запрещения выступления скоморохов, а затем и царского театра. Преследовался также и возникший в народе кукольный театр. В архитектуре для украшения храмов использовались изразцы, фигурный кирпич, белый камень в сочетании с красным (узорочье). Развивалось нарышкинское барокко, которое отличалось многоярусностью, пышностью убранства, строгостью пропорций (в Москве храм Троицы в Никитниках, 1651; церковь Покрова в Филях, 1693). В живописи большую роль сыграл Симон Ушаков, который 30 лет возглавлял русскую школу иконописи. Его кисти принадлежат иконы «Спас нерукотворный», «Вседержатель» и др. Появились портреты (парсуны), первые пейзажи, использовавшиеся фоном для икон. Расширялись знания по практической математике, лечению травами, географии и т. д. Печатались учебники, был издан «Синопсис» по русской и украинской истории. Для царя и его окружения составлялась рукописная газета «Куранты». В XVII в. произошел переход от средневековой культуры к культуре нового времени. Для того чтобы преодолеть имевшуюся культурную отсталость страны, России были необходимы преобразования.
|