Артикуляция гласных и согласных
Звуки произносятся во время выдоха. Поток выдыхаемого воздуха является необходимым условием образования звуков. Струя воздуха, выходящая из трахеи, должна пройти через гортань, в которой находятся голосовые связки. Если связки напряжены и сближены, то выдыхаемый воздух вызовет их колебание, в результате чего возникнет голос, то есть музыкальный звук, тон. Тон обязателен при произношении гласных и звонких согласных. Если голосовые связки расслаблены и раздвинуты, то воздушная струя не вызовет их колебания и тон не возникнет. Такое положение органов речи присуще произношению глухих согласных. Произношение согласных обязательно связано с преодолением препятствия, созданного в ротовой полости на пути воздушной струи. Это препятствие возникает в результате сближения органов речи до границ щели ([ф], [в], [з], [ш]) или полной смычки ([п], [м], [д], [к]). Сближенными или сомкнутыми могут оказаться различные органы: нижняя губа с верхней губой ([п], [м]) или верхними зубами ([ф], [в]), определенные части языка с твердым и мягким нёбом ([з], [д], [ш], [к]). Органы, участвующие в создании преграды, подразделяются на пассивные и активные. Первые остаются неподвижными, вторые совершают определенные движения. Воздушная струя преодолевает щель или смычку, в результате чего образуется специфический шум. Последний является обязательной составляющей согласного звука. У звонких шум соединяется с тоном, у глухих он оказывается единственным компонентом звука. При произношении гласных голосовые связки колеблются, а для воздушной струи обеспечен свободный, беспрепятственный проход через ротовую полость. Поэтому гласный звук характеризуется наличием тона и полным отсутствием шума. Специфическое звучание каждого гласного (то, что отличает [и] от [ы] и т. д.) зависит от положения языка и губ. Движения произносительных органов при образовании звуков называют артикуляцией, а соответствующие им характеристики звуков — артикуляционными характеристиками. Гласные звуки Ударные гласные: классификационные признаки В основу классификации гласных звуков положены признаки, описывающие работу органов речи: 1) движение языка вперед — назад (ряд); 2) движение языка вверх — вниз (подъем); 3) положение губ (лабиализованность). По признаку ряда гласные подразделяются на три основные группы. При артикуляции гласных переднего ряда ([и], [э]) язык концентрируется в передней части полости рта. При артикуляции гласных заднего ряда ([у], [о]) — в задней. Гласные среднего ряда ([ы], [а]) занимают промежуточную позицию. Признак подъема описывает положение языка при движении вверх или вниз. Гласные верхнего подъема ([и], [ы], [у]) характеризуются высоким положением языка в полости рта. Артикуляция гласного нижнего подъема ([а]) связана с низким положением языка. Гласным среднего подъема ([э], [о]) отведено место между названными крайними группами. Гласные [у] и [о] являются лабиализованными (или огубленными), т.к. при их произношении губы вытягиваются вперед и округляются. Остальные гласные произносятся с нейтральным укладом губ и являются нелабиализованными: [и], [ы], [э], [а]. Таблица ударных гласных гласных выглядит следующим образом: ряд: передний средний задний подъем: верхний иґ ыґ э (лабиал.) средний эґ у (лабиал.) нижний б Безударные гласные: классификационные признаки В безударных слогах произносятся иные, чем под ударением, звуки. Они оказываются более краткими и артикулируются с меньшим мускульным напряжением органов речи. Такое изменение звучания гласных называется редукцией. Итак, все безударные гласные в русском языке являются редуцированными. Безударные гласные отличаются от ударных и количественно, и качественно. С одной стороны, безударные гласные всегда короче ударных (ср.: с[а]дыґ садыґ — с[б]дик сбдик, п[и]лб пилб — п[иґ]лит пълит). Эта особенность звучания гласных в безударном положении называется количественной редукцией. С другой стороны, изменяется не только длительность, но и само качество гласных. В этой связи говорят о качественной редукции гласных в безударном положении. В паре с[ъ]довуд садовуд — с[б]дик сбдик безударный [ъ] не просто короче — он отличается от ударного [б]. Любой безударный гласный испытывает количественную и одновременно качественную редукцию. При произношении безударных язык не достигает крайних точек продвижения и стремится занять более нейтральную позицию. Самым «удобным» в этом отношении оказывается звук [ъ]. Это гласный среднего ряда, среднего подъема, нелабиализованный: с[ъ]молёт самолёт, б[ъ]роздб борозда. Артикуляция всех безударных гласных сдвигается в сторону «центрального» [ъ]. При произнесении безударных [ы], [и], [у], [а] сила изменения оказывается не очень существенной: ср. р[ы]ббк рыббк — р[ыґ]ба рыґба, [с’и]нйть синйть — [с’ иґ]ний съний, р[у]кб рукб — р[э]ки рэки, л[а]скбть ласкбть —л[б]сковый лбсковый.. Безударные [ы], [и], [у], [а] можно оставить в тех же клеточках таблицы, что и ударные, несколько сместив их к центру. Безударный [ь] ([с’ь]невб синева) должен занять промежуточное положение между безударным [и] и «центральным» [ъ]. Звук «ерь» характеризуется как гласный передне-среднего ряда, верхне-среднего подъема, нелабиализованный. Редукция может быть более сильной и менее сильной. Среди перечисленных безударных гласных звуки [ъ] и [ь] выделяются своей краткостью. Остальные гласные произносятся более отчетливо. Таблица гласных, дополненная безударными звуками, получает следующий вид: ряд: передний средний задний подъем: верхний иґ ыґ у(лабиал.)у и ы у ь средний эґ Ъ у (лабиал.) нижний а б Особенности произношения гласных в безударных позициях (позиционное распределение гласных) Особенности произношения гласных в безударных позициях зависят от ряда условий: 1) места по отношению к ударному слогу, 2) положения в абсолютном начале слова, 3) твердости / мягкости предшествующего согласного. Место по отношению к ударному слогу определяет степень редукции гласных. В фонетике принято называть слоги не по их порядку в слове, а по месту, занимаемому относительно ударного слога. Все безударные слоги делятся на предударные и заударные. Нумерация предударных слогов осуществляется в направлении от ударного слога, то есть справа налево. В первом предударном слоге возможны четыре гласных — безударные [у], [и], [ы], [а]: н[у]ждб нужда, [ч’и]с ыґчасы, ш[ы]лкб шелка, н[а]чнуй ночной. В остальных безударных слогах (втором, третьем предударном и в заударных) произносятся сильно редуцированные гласные [ъ], [ь], а также звук [у]. Во втором предударном слоге: д[ъ]мовуй дымовой и домовой, [м’ь]сорэбка мясорубка, [ч’у]дотвурный чудотворный. В заударных слогах: болут[ъ]м болотом и болотам, нйжн[ъ]й нежный и нежной, си[н’ь]м синим и синем, пу[л’ь]м полем, лушадь[jу] лошадью. В заударных слогах в абсолютном конце слова наряду со звуками [ъ], [ь] и [у] фиксируется гласный [ы], только очень краткий: нут[ы] ноты, нут[ъ] нота, ну[т’ь] нуте, нут[у] нуту. Положение в абсолютном начале слова после паузы также влияет на особенности редукции гласных. В этой позиции произносятся звуки [у], [и], [а] независимо от их удаленности от ударного слога: [у]бирбть убирать, [и]кспортёр экспортёр, [а]говбривать оговбривать. Особенности распределения безударных гласных в слове можно представить в виде таблицы. В ударном слоге: ударные [э], [иґ], [ыґ], [эґ], [у], [б] В 1-м предударном слоге, в абсолютном начале слова: безударные [у], [и], [ы], [а] Во 2, 3-м предударном слоге, в заударных слогах: безударные [ъ], [ь], [у] + [ы] (в абс. конце слова) Твердость / мягкость предшествующего согласного — важный фактор, определяющий возможность появления тех или иных гласных: 1) после твердых могут выступать [у], [ы], [а], [ъ]: [лу]говуй луговой, [лы]сйть лысеть, [ла]рйц ларец, [лъ]шадйй лошадей; 2) после мягких произносятся [у], [и], [ь]: [л’у]бовбться любоваться, [ч’и]рнйть чернеть, [л’ь]дорэб ледоруб; 3) предударные [а] и [ъ] после мягких невозможны: [р’и]дыґ ряды, [п’и]тиґ пяти, [р’ь]довуй рядовой, [п’ь]тилйтка пятилетка; 4) [ъ] после мягких появляется только в возвратном –ся, в окончаниях и формообразующих суффиксах. Подобное произношение является возможным, а не обязательным и связано с задачей передать грамматическую информацию о падеже, числе и т.д.: получ иґл[с’ъ] получился — у бабэ[с’ь] у бабуси; кбп[л’ъ] капля — кбп[л’ь] капли; медвй[д’ъ]м медведям — медвй[д’ь]м медведем; в ыґса[д’ъ]сь высадясь — в ыґса[д’ь]сь высадись. Все проанализированные выше особенности произношения гласных относятся к фонетике общеупотребительных знаменательных слов. Союзы, предлоги, частицы, междометия, редкие заимствования могут не подчиняться описанным закономерностям. Они допускают, например, такое произношение гласных неверхнего подъема: спал, н[о] недолго, б[о]б, андбнт[э]. Фонетические чередования гласных. Обозначение безударных гласных на письме Гласный, принадлежащий определенной морфеме, может в одних словах оказываться ударным, в других безударным. Так, безударный [и] в слове [д’и]шёвый дешёвый соотносится с ударным лабиализованным [у], звучащим в том же корне в слове [д’у]шево дёшево. Звуки, принадлежащие одной морфеме (корню, приставке, суффиксу, окончанию) и замещающие друг друга в разных фонетических позициях, образуют фонетическое чередование. В приведенном выше примере фиксируется фонетическое чередование [у] // [и]. В русском языке возможны следующие чередования ударных и безударных звуков: 1. [э] // [у] з[э]бы, з[у]бнуй: зубы, зубной. 2. [иґ] // [и] // [ь] [п’иґ]шет, [п’и]сбть, [п’ь]саниґна: пишет, писать, писанина. 3. [ыґ] // [ы] // [ъ] ш[ыґ]ре, ш[ы]рук,ш[ъ]рокб: шире, широк, широка. 4. [иґ] // [ыґ] // [и] // [ы] [иґ]гры, с[ыґ]гран, [и]грать, с[ы]грать: игры, сыгран, играть, сыграть. 5. [эґ] // [ы] // [ъ] ш[э]ст, ш[ы]стб, ш[ъ]стовуй: шест, шеста, шестовой. 6. [эґ] // [и] // [ь] [п’эґ]ший, [п’и]шкум, [п’ь]шехуд: пеший, пешком, пешеход. 7. [у] // [а] // [ъ] д[у]мик, д[а]мбшний, д[ъ]мовуй: домик, домашний, домовой. 8. [у] // [и] // [ь] [п’у]стро, [п’и]стр иґть, [п’ь]стротб: пёстро, пестрить, пестрота.
9. [у] // [ы] // [ъ] ш[у]лка, ш[ы]лкб, ш[ъ]лков иґстый: шёлка, шелкб, шелковистый. 10. [б] // [а] // [ъ] тр[б]вка, тр[а]вб, тр[ъ]вянуй: травка, трава, травяной. 11. [б] // [и] // [ь] [п’б]тый, [п’и]тбк, [п’ь]тачук: пятый, пятак, пятачок. Обратите внимание, что на письме качество безударного звука не обозначается. Факт безударности гласного — это сигнал орфограммы. В корнях слов пешком, пестрить, пятак, произносимых с безударным [и], буква и не пишется. При выборе правильной буквы в этих примерах нужно ориентироваться на ударный вариант произнесения корня: [п’эґ]ший, [п’у]стро, [п’б]тый. Подобная проверка лежит в основе ведущего принципа русской орфографии — морфематического (точнее говоря, фонематического). Морфема получает такое графическое представление, при котором. позиционно чередующиеся звуки записываются одной буквой в соответствии с сильным вариантом (гласный проверяется ударением, согласный — постановкой перед гласным). Правописание безударных гласных, не проверяемых ударением, подпадает под действие другого принципа орфографии — традиционного. В словарных словах с[а]ббка, п[’и]чбль, р[’и]б иґна принято писать буквы о, е, я, в примерах типа ум[’и]рлб / ум[’и]рбла — буквы е и и. Последние два примера связаны с действием правил, которые во всех справочниках даются под рубрикой «Чередующиеся гласные в корне». Следует учитывать, что ни о каких фонетических чередованиях в этом случае речь не идет. Крайне редко безударные гласные обозначаются на письме в соответствии с фонетическим принципом орфографии. Приставка рас-/раз-/рос-/роз- имеет четыре графических варианта, соотносимых с особенностями ее произношения в разных словах, а не с ситуацией проверки: р[а]спэтать распутать, р[а]зрэшить разрушить, р[у]спись роспись при наличии р[у]зыгрыш розыгрыш (именно последний вариант являлся бы проверочным, т.к. в нем гласный стоит под ударением, а согласный — перед гласным). 27.Физиологическая характеристика 28.Особенности речевого дыхания и механизм голосообразования
|