Культурно-исторические предпосылки возникновения философии. Философия Древнего Востока (Индия, Китай).
Культурно-исторические предпосылки возникновения философии. Философия Древнего Востока (Индия, Китай). Философия возникает почти одновременно в 3 центрах др. мир-ой цивилизации: Др. Индии, Китае, Др. Греции (600 – 500 гг. н.э.) Осн. предпосылки возникновения философии: Экономические (время перехода от бронзового века к железному), Политические (возникновения первых государственных образований), Социальные (накопление и трансляция знаний будущим поколениям). Фил. Др. Индии: Фил. буддизма - возникает в Индии. В 7-9вв. до н. э. вытесняется из Индии индуизмом. Согласно Будде: 1. Жизнь – это страдание; бедность, старость и смерть – это то, что он увидел; 2. Причиной страдания являются желания; 3. Можно избежать страданий, для этого необходимо отказаться от желаний. Самое большое желание – это желание жить. Философия Др. Китая: 7-6в.до н. э. Фил. Др. Китая направлена не внутрь человека, а во вне (на мир, на общество). Основн. школы: конфуцианство, даосизм, легизм. Идеальным считалось то государство и общество, которое исключает несправедливость и невежество.
4. Характерные черты и основные этапы развития античной философии: натурфилософский, классический и эллинистический периоды. Античная философия-фил. Др. Гр. и Рима. Обычно начало этого периода связывают с именем Фалиса Мелецкого, а окончание с указом Византийского императора Юстиниана от 525 г. о закрытии всех философских школ. Гл. особенность антич. фил. – космоцентризм – мир предстает как целостная органичная система, в которой боги, человек, наделенный сознанием и волей, рассматриваются как неотъемлемая часть природы и космоса. Этапы: Натурфилософский (доклассический) - центральный воп. этого периода: вопрос о первопричине, источнике мироздания. Фалис Мелецкий полагал – все из воды. Анаксимен – все из воздуха. Демокрит– все из атома. Гераклит – все из огоня, все течет, все измняется. Классический (афинский)- центром философского поиска становится не космологическая тематика, а тема человека. Софисты начинают пропагандировать принцип относительности – релятивизма. Они доказывали, что в мире нет ничего абсолютного, только относительное. Самый известный софист – Протагор: «Человек – мера всех вещей». Первым, кто разоблачил софистов был Сократ: «Человек, познай самого себя». Эллинистический период (римский) - философов интересует не столько вопрос, что такое мир и как он устроен, сколько вопрос о том, как выжить в этом мире. Наиболее яркие философские школы этого периода: Киники (циники) – выступали против современного общества, против богатства, роскоши – Диоген. Стоики – главная категория фил.– смирение: принимай все так, как есть. Основатель – Зенон. Пред-ли – Марк Аврелий, Сенека. Скептики – сомнение, недоверие: Тимон и Герон. Эпикурейцы – Самовоспитание, самообразование: Эпикур. Счастье – это служение себе, это самодостаточность индивида. Вершина счастья - безмятежный покой, полное отсутствие страдания, "Живи незаметно".
5. Философия средневековья. Теоцентризм как её главная характеристика. Средневек. фил. – фил. эпохи феодализма – II-XV вв. Сущ-ет средневековая арабская фил. и средневековая христианская фил. Особенность: зависимость от религии. Девизом: «Философия-служанка богословия». Осн. принципы: 1.Теоцентризм – источник и причина всего сущего – Бог. Он центр мироздания. Бог есть абсолютное благо, справедливость и красота. 2. Творения (креационизма) – Бог творит мир из ничего, актом своей воли. 3. Провиденциализма – все в мире свершается по воле божественного провидения. 4. Эсхатологизма (Эсхатология – религиозное учение о конечных судьбах мира и человека) Основные периоды: Патристика (2-8вв.) – учение отцов церкви.Предст-ли: Тертуллиан «Верую, ибо абсурдно. Верую, ибо нелепо», Августин Блаженный (Аврелий Августин)-основы зап-европ. Мировоззрения. Схоластика (9-15 вв.) – школьная философия – сов-сть учений, предусматривающих логические доказ-ва религиозных истин, догматов. Фома Аквинский: гл. воп. – соотношение веры и разума, религии и науки. Теория двойственности истины. Истина одна, но прийти к ней можно двумя путями – верой и разумом.
|