Пространство-философская категория, фиксирующая протяженность и структурность бытия. Время – отражает присущую миру последовательную смену состояний, длительность измерений. Фиксирует подвижность и изменчивость мира. Пространство и время - общие формы координации материальных объектов и их состояний. Пространство и время являются не только формами созерцания, но и объективными характеристиками бытия. Тем самым через практику "вещь-в-себе" постоянно превращается в "вещь-для-нас". 2 концепции понимания пространства и времени: 1.Субстанциональная -Ньютон-(простр-во и вр. рассматриваются как абсолютные и неизменные категории, независящие от мира и от друг друга); 2.Реляционная- Энштейн-(простр-во и вр. выступают как особые отнош. между объектами и самост-но от них не суще-ют). Дело в том, что пространство и время зависят также от видов, форм движения материи. В философской литературе нет единогласия по поводу количества таких форм. Пространство: • трехмерно; • однородно (равноправие всех его точек); • изотропно (равноправие всех его направлений). Время - совокупность отношений, выражающих координацию сменяющих друг друга состояний (явлений), их последовательность и длительность. Время: - одномерно; - однородно (равноправие всех моментов времени); - необратимо. Всеобщие свойства: • объективность пространства и времени; • всеобщность пространства и времени. В науке исторически сложилось две концепции в понимании движения: 1) Метафизический субстанциализм - объект значит нечто сам по себе, вне присущих ему движений. Движение - нечто внешнее, налагающееся на объект, абсолютизация субстанции (Метафизический материализм) 2) Идеалистический релятивизм - отрицание субстанции вообще, провозглашение чистого движения, существующего без всякого носителя, абсолютизация движения (Идеализм). В мире все находится в движении, от атомов до вселенной. Формы движ. материи: механ, физическая, хим, биологическая, социальная. Между этими формами движения существует связь: каждая предшествующая форма обуславливает появление последующей и включается в нее. Материя существует только в движении, а также в пространстве и во времени. Различные формы движения способны переходить друг в друга в соответствии с законами сохранения материи и движения. Так, сегодня есть мнения о том, что самостоятельными формами движения являются геологическое, экологическое, планетарное, компьютерное и др. форм движения.
15. Диалектика как философская теория развития. Исторические формы диалектики. Её основные принципы, законы и категории.
В соврем. Фил и науке сущ-ют 2 общепризнанные теории, в которых рассматриваются воп. развития и саморазвития – это диалектика и синергетика. Гл. внимание диалектика обращает на развитие, понимая его как систему необратимых, закономерных, качественных изменений. Термин «диалектика» был предложен античными философами, в частности Сократом, и первоначально означал ведение искусства беседы и научного спора. Исторические формы диалектики:•Диалектика древних мыслителей (Героклит, Сократ, Платно, Аристотель – первыми зафиксировали факт развития объективного мира) - преобладают стихийные догадки о противоречивости бытия. Мир рассматривается как процесс. В средние века диалектика входила в школьную программу, как одно из семи искусств. • Диалектика нем. классич. философии. Развернутой теорией диалектика стала в XVIII веке в философии Гегеля. Он формулирует основные законы диалектики, противопоставляя их метафизике (антидиалектике). Весь материальный и духовный мир предстает в виде процесса. •Материалистическая диалектика марксистской философии. Ф. Энгельс: «Диалектика – это наука о всеобщих законах развития природы, общества и мышления». Основное содержание диалектики раскрывается на 3 уровнях: 1)Уровень принципов. Существует 2 основных принципа диалектики: принцип всеобщей связи (мир – единая система, где все со всем взаимосвязано); принцип развития (в мире нет ничего окончательно завершенного, все находится в процессе становления и изменения). 2) Уровень законов. Законов всего 3: Закон единства и борьбы противоположностей – дает ответ на вопрос об источнике всякого развития, таким источником являются противоречия. Закон перехода количества в качество – дает ответ на вопрос о механизме развития. Суть: накопление количественных изменений сверх некоторой меры рано или поздно приводит к смене качества. Закон отрицания отрицания. Выражает направленность развития. Суть: без отрицания старого возникновение нового невозможно, но отрицание старого не означает его полное уничтожение, оно представляет собой связь нового и старого. Отмирает отжившее – сохраняется необходимое. 3) Уровень категорий. Общая и единичная категория. Причина и следствие. Сущность и явление. Форма и содержание. Случайность и закономерность и др.