Студопедия — Иррационализм как направление философской мысли второй половины ХIХ века (С.Кьеркегор, А.Шопенгауэр, Ф.Ницше).
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Иррационализм как направление философской мысли второй половины ХIХ века (С.Кьеркегор, А.Шопенгауэр, Ф.Ницше).






Сер. 19 в. ознаменована становлением нового направления – неклассической (постклассич) фил. Наступление нового этапа связано в первую очередь с кризисом самой классич. фил. Это осознание ее ограниченности – познавательной, прогностической, антологической (антология – наука о бытие).
Классич. фил. – фил. оптимизма. Девизом классич. фил. стала фраза Готфрида Лейбница: «Наш мир наилучший из возможных».
В неклассич. фил ставится под сомнение разумность мира, истории и человека. А.Шопенгауэр противопоставляет оптимизму классики – пессимизм (общая особенность неклассич фил). Шопенгауэр сказал: «Наш мир – наихудший из возможных». Мыслители неклассич. фил размышляют: Разум-гл. инструмент познания мира (классич. фил) - > Мир – обобщенная цель, к которой человек стремился во все времена <-Воля (неклассическая философия).
Тезису рационалистов о разумности мира иррационалисты противопоставили тезис – мир неразумен, человеком управляет не разум, а слепая воля, инстинкты, страх, отчаяние, вера. Серен Кьеркегор – датский философ, «антигегель». «Долг и наслаждение», «Страх и трепет», «Или-или», «Дневник соблазнителя» - выступил против рационализма классической философии, обвинив разум в поглощении ндивидуальности. «В мире разума нет места живому человеку, человек растворяется в общем. Разум – это попытка установить тотальный контроль над человеком». Кьеркегор выделяет 3 стадии становления человека: Эстетическая. Эстетик живет мгновением в погоне за чувственным; Этическое. Жизнь - исполнение долга перед собой в первую очередь; Религиозная. «Разум приводит человека к отчаянию. Вера спасает и дает надежду». А.Шопенгауэр – теоретик вселенского пессимизма («Мир как воля и представление»). Гл. категория фил. Шопенгауэра – мировая воля к жизни – это слепая, бессознательная, сила, столь же беспощадная, как и сама жизнь, жизнь человеческая – тем более.

Основные черты западноевропейской философии XX века. Постановка и анализ экзистенциализмом проблемы человека.

Фил. вт. пол. 19 в. и начала 20 в. представляет из себя сов-ть разнообразных школ, направлений, которые по разному ставят и рассматривают философскую проблематику, однако проблема человека, его духовно-интеллектуальное содержание остается в центре философский изысканий. «Главный наш враг – XX век, и мы не хотим его пережить еще раз» – С. Хантигтон. Социокультурные особенности XX века: 1)Резкое ускорение ритмов человеческой истории;Олвин Тоффлер определил одним моментом понятие – футорошок («страх перед неизвестным будущим»). 2) Современный человек осознал: его цивилизация носит характер риска, т.е. цивилизация, не гарантирующая будущего;3)У современного человека нет свежего взгляда на мир. Все прежние мировоззренческие установки не оправдали себя, а новых не создано; 4)Бытие человека XX века обнаружило ряд парадоксов. С одной стороны, рост городов и городской жизни, что интенсифицирует контакты людей, а с другой стороны – XX век обнажил драму человеческого непонимания. Имя XX веку – век одиночества;5)XX век – век нарушения техно-гуманитарного баланса, т.е. наше духовно-нравственное развитие катастрофически отстает от технологического развития. Соврем. фил XX в – это окончательный разрыв с классикой. И, в первую очередь, пересмотр принципов и смена отношения к разуму и роли науки в обществе. Экзистенциализм – берет начало с середины 19 века в философии жизни Ницше и А. Шопенгауэра,философия существования(Шопенгауэр подчеркивал определяющую роль воли, а Ницше – стремление к власти).«Человек – это единственное животное, для которого собственное существование является проблемой». (Эрих Фромм, Жан-Поль Сартр, Альберт Камю, Мартин Хайдекер.) В центре внимания экзистенциализма человеческое существование, утрата и обретение человеком смысла жизни. Девиз: наше существование предшествует сущности. Э. – это философия активной жизненной позиции, философия выбора. В момент рождения человек – это великое Ничто. Перед необходимостью выбора человека ставят пограничные ситуации. Главная пограничная ситуация – это предстояние человека между жизнью и смертью.







Дата добавления: 2015-12-04; просмотров: 216. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Типовые примеры и методы их решения. Пример 2.5.1. На вклад начисляются сложные проценты: а) ежегодно; б) ежеквартально; в) ежемесячно Пример 2.5.1. На вклад начисляются сложные проценты: а) ежегодно; б) ежеквартально; в) ежемесячно. Какова должна быть годовая номинальная процентная ставка...

Выработка навыка зеркального письма (динамический стереотип) Цель работы: Проследить особенности образования любого навыка (динамического стереотипа) на примере выработки навыка зеркального письма...

Словарная работа в детском саду Словарная работа в детском саду — это планомерное расширение активного словаря детей за счет незнакомых или трудных слов, которое идет одновременно с ознакомлением с окружающей действительностью, воспитанием правильного отношения к окружающему...

Различие эмпиризма и рационализма Родоначальником эмпиризма стал английский философ Ф. Бэкон. Основной тезис эмпиризма гласит: в разуме нет ничего такого...

Индекс гингивита (PMA) (Schour, Massler, 1948) Для оценки тяжести гингивита (а в последующем и ре­гистрации динамики процесса) используют папиллярно-маргинально-альвеолярный индекс (РМА)...

Методика исследования периферических лимфатических узлов. Исследование периферических лимфатических узлов производится с помощью осмотра и пальпации...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.011 сек.) русская версия | украинская версия