Здания и сооружения в стиле «русское барокко». Собор Смольного монастыря в Петербурге.
Появление барокко в архитектуре России приходится на первую половину 18 в., отразив укрепление монархии в стране. Благодаря реформам, которые проводил Петр I (1689—1725 гг.) растет торговля России с другими странами, расширяются культурные связи. Развитие страны требовало новых административных зданий, гостиных дворов, предприятий. В этот период совершенствуется система нормативов в строительстве, унифицируются архитектурные приемы. Барокко в России развивалось иначе, чем в Европе. Европейское барокко возникло в результате эволюции стиля Ренессанс, а в России барокко было привнесено и соединилось с традициями русского зодчества. Русское барокко было свободно от характерных для искусства католических стран мистицизма, обладало национальными особенностями. Для того, чтобы увеличить количество мастеров в стране, Петр I в разные страны Европы посылал на учебу талантливых молодых людей, однако, зодчих все равно не хватало, и в страну были приглашены иностранные архитекторы и скульпторы. В 1710 г. в Петербурге начали трудиться итальянские зодчие Н. Микетти, Г. Киавери, К.Б.Растрелли, француз Ж.Б. Леблон, германские мастера Г. Маторнови, И. Шендель, А. Шлютер, голландец Г.Ван Болес. На строительстве Петербурга работали также итальянцы М.Фонтана, Д.Трезини. Интернациональный состав архитекторов формировал облик Петербурга, применяя методы строительства, используемые на их родине, но с учетом специфических российских условий: климата, грунта, строительных материалов и национальных традиций. Фасады сооружений облицовывались не камнем, а отделывались штукатуркой, что позволяло окрашивать поверхности. Использовался яркий колер: синий, лазурный, желтый, красный в сочетании с белым, позолотой. Такие цветовые сочетания придавали зданиям мажорный колорит и особый национальный характер, отражающий русские традиции. Кроме того, зодчие подчинялись требованиям заказчиков, из которых самым требовательным был сам царь Петр. В результате сооружения Петербурга того периода получили общие черты, которые объединили общим понятием «русское барокко». Собор Смольного монастыря в Петербурге. Смольный собор входит в состав архитектурного ансамбля Смольного монастыря, который находится в Санкт-Петербурге на левом берегу Невы на Смольной набережной. В 1740-е годы наследница царского престола Елизавета Петровна решила провести последние годы своей жизни в тишине и покое монастыря в окружении ста двадцати благородных девиц. Уже будучи императрицей, она указала построить монастырь на месте “Смольного дома” — дворца, в котором она прожила своё юношество. В монастырский комплекс должны были войти храм с домовыми церквями и колокольней и институт для девушек из дворянских семей. Архитектор Смольного собора — Ф. Б. Растрелли. Собор был заложен в октябре 1748 года, возведение начато в мае 1751, но вскоре началась война с Пруссией, после которой финансирования для строительства стало недостаточно и строительство пошло медленно. Открытие Смольного института состоялось 28 июня 1764 года, собор же был достроен архитектором В. П. Стасовым только в 1835 году. Смольный собор был закрыт в 1931 году, однако решение о его закрытии было принято ещё на восемь лет раньше, в 1923. За год до принятия решения, 20 апреля 1922 года из него были изъято всё церковное имущество. Однако иконостас собора был демонтирован гораздо позже, только в 1972 году. В отличие от многих других храмов Санкт-Петербурга Смольный собор не был открыт для богослужений. В 1990 году в соборе был открыт концертно-выставочный зал, действующий там поныне. По изначальному проекту также должна была быть построена высокая 140-метровая пятиярусная колокольня. Таким образом высота этой колокольни на 18 метров превзошла бы высоту шпиля колокольни Петропавловского собора, но из-за недостатка денежных средств колокольня так и не была построена. Первый ярус колокольни должен был служить триумфальной аркой — парадным въездом в монастырь, второй — надвратной церковью, а в остальных трёх должны были располагаться звонницы. Колокольню должна была завершать маленькая башенка с тремя круглыми окнами и венчающей её главкой с крестом. В настоящий момент модель Смольного монастыря с колокольней можно увидеть в музее Академии художеств. В плане весь Смольный монастырь представляет из себя греческий крест с центральным собором внутри и четырьмя церквями по углам. Высота собора — 93.7 метра. Построен в стиле пышного елизаветинского барокко с такими архитектурными элементами, как люкарны, лучковые фронтоны, покрашен в светлый, мягкий голубой цвет, купола — в серый. Пятиглавие собора выполнено достаточно необычным образом. По изначальному проекту Растрелли планировал построить однокупольный собор по образцу европейских храмов, но императрица Елизавета упорно настояла на православном пятиглавии. В итоге собор построили пятиглавым, но только один, центральный купол относится непосредственно к храму, остальные четыре — колокольни. Центральный купол расположен на барабане и по размерам значительно больше остальных, он имеет шлемовидную форму, сверху его венчает расположенная на фонаре луковичная главка, имеющая при этом большой размер. Четыре одинаковых колокольни имеют вогнутую форму и состоят из двух ярусов, во втором ярусе располагается звонница, каждую из колоколен венчает маленький луковичный купол. Вливаясь в хор корпусов Смольного института, фасад нижней части собора по стилю архитектуры гораздо больше напоминает дворец, нежели храм. Вторая часть собора с пятиглавием, по сравнению с ним выглядит лёгкой и устремлённой ввысь.
|