Студопедия — Развитие строительства в Древней Руси (X – первая половина XIII вв.). Собор Софии в Киеве (1037 г.).
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Развитие строительства в Древней Руси (X – первая половина XIII вв.). Собор Софии в Киеве (1037 г.).






Особенности этого времени:

- общая замедленность темпов развития

- традиционализм

- господство в идеологии религиозного мировоззрения

 

До конца X в. на Руси не было монументального каменного зодчества. Постройки были деревянные или деревянно-земляные. Одно из первых каменных сооружений, возведенное греческими мастерами в конце X в.,— это двадцатипятиглавая церковь в честь Богородицы в Киеве, называемая также Десятинной церковью.

В середине XI в., при Ярославе Мудром, был сооружен Софийский собор (1037), имевший 13 куполов. Тогда же были воздвигнуты Золотые ворота в Киеве. Этими постройками город как бы подчеркнул свое желание не уступать по величию Константинополю.

Вслед за строительством Софии в Киеве Софийские соборы были сооружены в Новгороде и Полоцке, был возведен Спасский собор в Чернигове и др. На территории Руси известно около 15 каменных храмов XI — начала XII в., близких по стилю. Принципы строительства храмов были заимствованы из Византии.

В период раздробленности складывались различные архитектурно-художественные школы. Большинство храмов XII — начала XIII в. одноглавые. Мозаичные изображения уступали место фрескам. Различия в характере архитектуры в основном связаны со строительным материалом, используемым в той или иной земле. Например, в Киеве, Смоленске, Чернигове, Рязани по-прежнему строили из плинфы. В Новгороде наиболее распространенным строительным материалом был известняк. Наиболее известные памятники Новгорода — соборы Юрьева и Антоньева монастырей, церковь Спаса на Нередице.

Собо́р Свято́й Софи́и (Софи́йский собо́р) — храм, построенный в первой половине XI века в центре Киева Ярославом Мудрым на месте победы в 1037 году над печенегами.

Первоначально Софийский собор представлял собой пятинефный крестово-купольный храм с 13 главами. Собор имел пирамидальную композицию. Цилиндрические своды, перекрывавшие его центральный и поперечный нефы, ступенчато поднимались к центральному куполу. Большой центральный купол на высоком барабане с 12 оконными проемами был окружён четырьмя меньшими, более низкими, ниже которых располагались остальные восемь куполов. Купола имели окна и были покрыты листами свинца. С трёх сторон он был окружён двухъярусной галереей, а снаружи — ещё более широкой одноярусной. Над внешней одноярусной галереей проходил открытый балкон-«гульбище». По углам с западной стороны возвышались две лестничные башни, ведущие на хоры — «полати». Длина и ширина собора без галерей 29 м, с галереями — 42 и 55 м.

Собор сложен в византийской технике смешанной кладки (opus mixtum) из чередующихся рядов камня и плинфы (широких, тонких кирпичей), уложенных на розовом известково-цемяночном растворе. Фасады храма не штукатурились, кладка оставалась открытой. Для того, чтобы можно было представить исходный облик собора, на фасадах реставраторами оставлены зондажи — участки раскрытой древней кладки.

Собор строился константинопольскими зодчими. Архитектура интерьера сохранилась с древности почти без изменений.

 

17. Архитектура Армении и Грузии (IV- VII вв.). Храм Рипсиме в Эчмиддзине. Храм Джвари в Мцхете.

Церкви IV-V веков в основном являются базиликам. Некоторые базилики армянской архитектуры относятся к так называемому «западному типу» базиликальных церквей. Из них наиболее известны церкви Текора (V в.), Ереруйка (IV-V вв.), Двина (470 г.), Цицернаванка (IV-V вв.). С V века базилики начинают сменяться купольными церквями с разными архитектурными выражениями. Из них купольные залы, купольные базилики, а также триабсидные купольные базилики восходят к трехнефным базиликам. Более разнообразны крестообразные центракупольные храмы VI-VII веков. Данная архитектурная идея развита в церкви 588-597 гг. в Аване и достигла классического совершенства в церкви св. Рипсимэ (618 г.) и в ряде других похожих церквей. В них с максимальной ясностью и лаконичностью решены задачи взаимосвязи архитектурного плана, форм и перспективы, единства архитектурной идеи. Мастара (V-VI вв.), Артик (VII в.), Воскепар (VI-VII вв.) св. Тадеос Багарана (624-631), представляют тип четырехабсидной крестообразной центракупольной церкви. Стремление к созданию новых типов крестообразных центракупольных церквей приводит к появлению в VII века шедевра армянской архитектуры эпохи - Звартноца (641-652 гг.). Звартноц отличается также декоративным принципом архитектурного построения. Во второй половине VII века создается многоалтарный тип церквей. Одновременно в V-VI вв. разрабатывается стиль маленьких церквей с крестообразным архитектурным планом. Совершенствуясь в VI-VII веках, этот стиль проявился в целом ряде храмов и церквей, из которых наиболее известны аштаракский Кармравор (VI в.), св. Степанос в Коше (VII в.), малый храм Талина (VII в.) и т. д. Архитектура светских зданий развивалась самостоятельно. Два дворца Двина (V и VII века), дворец Звартноца (VII в.) и два дворца Аруча (VII в.) отличаются единством композиции архитектурного плана. В них центральное место занимают колонные залы. Методы художественной выразительности архитектуры IV-VII веков соответствуют господствующим принципам архитектуры эпохи, художественным-эстетическим представлениям, и т. д. На основе образного представления лежали взаимосвязанные решения архитектурного плана и перспективы, ясное совершенство форм и фасадов, пропорциональная гармония, правильные механизмы выражения архитектоники. Классический пример самобытной и яркой трактовки центрической схемы с четырьмя рукавами креста, имея форму аспид, и с куполом в центре – храм Джвари в Мцхете (Грузия). С простотой и конструктивной оригинальностью форм сочетается гармония пропорций, четкость объемного построения. В этот период в Армении строиться церковь Рипсимэ в Эчмиадзине (618г.), трактованную самобытно, представляющую собой похожую по типу композицию, с окружающей средой в ином сочетании, формах и пропорциях. Крестово-купольная система в VIIв при строительстве храмов получает своеобразное развитие в двух своих направлениях: с опиранием на стоящие отдельно опоры и с опиранием на стены четверика купола. В Грузии и Армении развитие центрических композиций развивается по пути поисков наиболее предельно ясного и законченного по своей конфигурации тектонического вида купольной ротонды. Разрушенный храм Звартноц служит ярким представлением этого типа в Армении. Купольная ротонда в Грузии также получает многообразное развитие.

 

18. Строительные приемы и тектоника зданий в Романской архитектуре (ΧІ – ΧІІІ вв.). Собор в Вормсе (ΧІ – ΧІІІ вв.).

Деревянные перекрытия ранних базилик разрушались из-за частых пожаров, поэтому их замена сводчатыми конструкциями являлась одной из насущных задач совершенствования строительства. В перекрытии главного нефа на смену деревянной конструкции приходят цилиндрические своды. Крестовые своды использовались главным образом в боковых нефах и лишь с начала ХII в. они начинают применяться для перекрытия главного пролета.

С переходом к цилиндрическим сводам массив стеновых опор стал резко возрастать. Важным шагом в преобразовании конструктивной системы было сосредоточение усилий с помощью крестовых сводов и подпружных арок в отдельных точках и расчленение стены на собственно стену и столбы - контрфорсы, устанавливаемые в местах наибольшего действия распорных усилий. Эта конструктивная схема явилась основным итогом развития романского зодчества и стала основной для развития готической системы.

В отличие от древнеримских и византийских купольно-сводчатых структур, в которых зодчие стремились основные распорные усилия погасить конструкциями внутри здания, в романский период архитектор выносит активно работающие вертикальные опоры за пределы наружных стен и делает этот прием обязательным принципом нового компоновочного метода.

В период зрелой романской архитектуры (ХII в.) принцип дифференциации конструкции начинает появляться и в структуре сводов, внутренняя поверхность которых опоясывается выступающими ребрами - гуртами (нервюрами). Предварительно выложенные из тесаных камней, гурты позволяли облегчить свод, а в процессе возведения конструкции служили опорой для деревянной опалубки.

На гранях несущих опор гурты обычно имели продолжение в виде тонких полуколонок с базой и капителью. Такие же полуколонки, но меньшего размера отвечали продольным и поперечным аркам малых нефов. Сложилась характерная для этого периода расчлененная структура несущего столба, в тектонике которого нашел свое отражение метод дифференцированной компоновки романской конструкции.

Расчлененная структура несущего столба явилась основой пластического решения интерьера, нашедшего свое дальнейшее развитие в готических постройках. Она тесно связана с тектонической структурой всего базиликального здания и особенностями его конструктивной схемы. Это своеобразный средневековый «ордер», в котором пластическая разработка и декоративные элементы подчеркивают конструктивные функции системы.

Основным материалом для возведения крупных построек служил камень местных пород, главным образом известняк. Применялись также разноцветные камни вулканического происхождения (в некоторых областях Франции), гранит (в Нормандии), а для облицовки - мрамор (в Средней Италии). Кирпич применялся главным образом в северных областях Франции, в Германии и Нидерландах.

Вормский собор — один из самых прекрасных памятников романского зодчества в Германии. Это самый маленький из имперских соборов, но его архитектура представляется наиболее стилистически однородной. Пожалуй, самым интересным в архитектурном решении является применение в кладке камней разного цвета и фактуры. Кладка превращена в богатейший декоративный орнамент, который придает нарядный вид всему зданию, но при этом ничуть не облегчает впечатления от массивности стен, что является отличительной особенностью романской архитектуры.

Круглые окна-розы и нервюрные своды говорят о влиянии нового, быстро входившего в моду стиля — готики, однако на облике Вормского собора это почти не сказалось: готические элементы не нарушили его романского стиля и выглядят лишь как усложненные детали декора.

 

19. Характерные конструктивные системы Готических храмов. Собор в Реймсе, ΧІІІ в.

В основе готической архитектуры лежат три принципа: стрельчатая арка, крестовый свод и аркада.

В отличие от романского стиля с его круглыми арками, массивными стенами и маленькими окнами, для готики характерны арки с заострённым верхом, узкие и высокие башни и колонны, богато украшенный фасад с резными деталями (вимперги, тимпаны, архивольты) и многоцветные витражные стрельчатые окна. Все элементы стиля подчёркивают вертикаль.

Главное отличие готического собора - устойчивая каркасная система, в которой конструктивную роль выполняют крестово-реберные стрельчатые своды, арки стрельчатой формы, определяющие во многом внутренний и внешний облик собора. Структура здания складывается из прямоугольных ячеек (травей), ограниченных 4 столбами и 4 арками, которые вместе с арками-нервюрами образуют остов крестового свода. Боковой распор свода главного нефа передается с помощью опорных арок (аркбутанов) на наружные столбы - контрфорсы. Освобожденные от нагрузки стены в промежутках между столбами прорезаются арочными окнами.

Романские церкви гладью стен были четко изолированы от окружающего пространства. В готических соборах, напротив, дан образец сложного взаимодействия, взаимопроникновения внутреннего пространства и внешней природной среды. Этому способствуют огромные проемы окон, сквозная резьба башенных шатров, лес увенчанных пинаклями контрфорсов. Большое значение имели и резные каменные украшения: флероны-крестоцветы; каменные шипы, вырастающие, словно цветы и листья, на ветвях каменного леса контрфорсов, аркбутанов и шпилей башен.

Собор в Реймсе стал образцом высокой готики. В противовес Шартрскому собору собор в Реймсе отличается не только богатством декора, но и его утонченностью. Стройность стрельчатых арок на фасадах, поддержанная пластикой аркатурного скульптурного фриза, тонкие аркбутаны и контрфорсы, увенчанные лесом изящных пинаклей, придали собору совершенно иной облик, в корне отличающий его от прототипа. Этому способствовало применение ажурной каменной работы вместо окон-роз, распространенных ранее. Такой декоративный прием с этого момента стал отличительной чертой готических соборов. Ажурные украшения оконных проемов позволяли увеличить площадь витражей, а следовательно, обогатить декоративное убранство окон.

 

20. Тектоника зданий в Готической архитектуре. Собор Парижской Богоматери (1163 – середина XIV в.).

Тектонический построй готических вертикально устремленных пространств и членений явился в значительной степени следствием рациональной конструктивной системы, отвечающей поискам определенного образного строя, эмоционально воздействующего на человека (см. табл. XI).

В соответствии с конструктивной схемой готического базикального храма развивалась и структура внутренних пространств и пластики, что находило отражение в разработке опор — иногда одинаковых по всему нефу, иногда чередующихся с промежуточными опорами. По вертикали средний неф, как правило, имел трехчастное расчленение: первый ярус — нижняя аркада, второй ярус — средняя полоса, включающая двух- или трехчастные проемы трифория, третий ярус — верхняя часть стены, заполненная оконными проемами. Готический каркас нашел образное выражение в пластике и членениях.

Бочарный свод — свод, образованный с помощью криволинейной образующей и криволинейной направляющей. интерьера. Вертикальное расчленение основной опоры следует нервюрной структуре свода. Как и в романской архитектуре, из столба выделяются тонкие колонки, но уже соответствующие многочисленным нервюрам, являясь их продолжением. Нередко опора превращается в пучок колонн, создающих в композиции интерьера преобладание вертикальных членений над горизонтальными. Новые конструктивные приемы обусловили и новое соотношение стен и каркаса. Система легких опор и вынесенных наружу подпорных элементов способствовала созданию просторного интерьера, в котором масса стен «растворяется» в обильно освещенном, динамичном пространстве. Готическая конструктивная система способствовала и преодолению замкнутости интерьера: огромные стрельчатые окна заполняют плоскости между опорами. К проемам в боковых стенах прибавилось круглое окно-роза, устраиваемое на главном фасаде и обычно повторяющееся в торцах трансепта. Трифорий при устройстве плоской крыши над боковыми нефами также иногда превращался в дополнительную ленту проемов. Окна имели сложные по рисунку резные переплеты, которые обычно состояли из нескольких фигурных рам, последовательно вставляемых друг в друга. Переплеты заполнялись витражами часто с изображениями снятых или отдельных культовых сцен. Свет, проходивший сквозь цветные стекла, создавал настроение таинственности, потусторонности.

В пластической разработке фасадов готическая конструкция отразилась двумя сторонами; непосредственным включением в композицию структурных элементов здания (нефов, трансепта, башен, аркбутанов, стрельчатых сводов, оконных проемов и т. п.) и наряду с этим стремлением к «дематериализации» массы посредством ее всемерного декоративного расчленения. При этом декор часто повторяет в миниатюре начертания форм основных конструктивных элементов здания. Во внешнем убранстве зданий готического периода нетрудно различить романские мотивы: аркатуры перспективные порталы, профилированные оконные проемы и др., но здесь они приобрели вытянутые пропорции и скульптурный характер. Очертания арок стали стрельчатыми, вводились остроконечные треугольные элементы. Горизонтальные членения нейтрализовались; вертикальные элементы были расчленены и приобрели сложный профиль, плоскости стен обильно покрылись скульптурой. Была разработана целая система резных венчающих элементов в виде ажурных остроконечных башенок, пинаклей, фиалов, вимпергов, крестоцветов, балюстрад с химерами и т.. п. Все эти приемы придают объемам легкую ажурную структуру. Единство наружных объемов и интерьера проявилось в конструкциях, декоре и объединяющей их высотной динамике, достигнутой всемерным подчеркиванием вертикальных членений.

Собор Нотр-Дам де Пари имел размеры, превышающие габариты всех известных соборов. Его длина в 130 м и высота в 35 м (не считая сводов) были грандиозными для своего времени.

Собор был построен как пятинефная базилика (рис 14.15), что ставило его сразу в ряд наиболее значимых соорркений подобного назначения.

Перекрытие главного нефа осуществлено с помощью шестичастного свода, что облегчало впечатление от его массивности. Ощущению легкости способствуют также уходящие вверх изящные тройные пилястры, переходящие

в нервюры сводов. Окончательный разрыв с массивностью несущих конструкций Романской эпохи, а также стремление к освобождению стены от ее естественной функции несущего элемента при восприятии горизонтальных усилий от сводов не стеной, а контрфорсами через арочные аркбутаны, сделало это сооружение ориентиром в готическом строительстве. Благодаря этому конструктивному решению появилась возможность прорезать стену множеством оконных проемов. Одновременно собор обладает яркими индивидуальными чертами. Его башни, венчающие сдвоенные боковые нефы, превратились в более устойчивые композиционные элементы по сравнению с собором в Лане. Объединяющая массивность стены западного фасада не позволяет ни контрфорсам, ни портальным аркам разорвать общую композицию, несмотря на то, что порталы уходят в глубь фасада. Однако необходимо отметить, что тенденция к устремленности многих элементов фасада вверх, свойственная готическому построению, здесь еще не так очевидна. Она прерывается активным горизонтальным направлением верхней аркатурнои галереи и скульптурного фриза, на котором изображены все французские короли, что символизировало непрерывность династической власти и мощь монархии. Так, опираясь на уже сложившиеся тенденции готического строительства, архитекторам Нотр-Дам де Пари удалось возвести сооружение, которое окончательно сформировало основополагающие правила строительства соборов того времени не только во Франции, но и в других европейских странах, где эти приемы будут восприняты, переработаны и обретут индивидуальные особенности.

 







Дата добавления: 2015-12-04; просмотров: 185. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Этапы и алгоритм решения педагогической задачи Технология решения педагогической задачи, так же как и любая другая педагогическая технология должна соответствовать критериям концептуальности, системности, эффективности и воспроизводимости...

Понятие и структура педагогической техники Педагогическая техника представляет собой важнейший инструмент педагогической технологии, поскольку обеспечивает учителю и воспитателю возможность добиться гармонии между содержанием профессиональной деятельности и ее внешним проявлением...

Репродуктивное здоровье, как составляющая часть здоровья человека и общества   Репродуктивное здоровье – это состояние полного физического, умственного и социального благополучия при отсутствии заболеваний репродуктивной системы на всех этапах жизни человека...

Постинъекционные осложнения, оказать необходимую помощь пациенту I.ОСЛОЖНЕНИЕ: Инфильтрат (уплотнение). II.ПРИЗНАКИ ОСЛОЖНЕНИЯ: Уплотнение...

Приготовление дезинфицирующего рабочего раствора хлорамина Задача: рассчитать необходимое количество порошка хлорамина для приготовления 5-ти литров 3% раствора...

Дезинфекция предметов ухода, инструментов однократного и многократного использования   Дезинфекция изделий медицинского назначения проводится с целью уничтожения патогенных и условно-патогенных микроорганизмов - вирусов (в т...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.01 сек.) русская версия | украинская версия