Студопедия — Объект и предмет исследования социальной антропологии
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Объект и предмет исследования социальной антропологии






Первоначально социальная антропология исследовала представления о человеке как общественном существе, сложившихся в так называемых «примитивных» обществах.

 

К основоположникам социальной антропологии относят Э. Дюркгейма и Марселя Мосса, очерк последнего «О даре» считается классической работой в области социальной антропологии. Данных исследователей относят к разряду «arm-chair anthropologists» (антропологи в креслах), так как они использовали для анализа чужие наблюдения, не отправляясь в «поле» самолично.

 

В научный оборот понятие «социальная антропология» в 1906 г. ввел один из ее основателей английский этнолог Джеймс Фрэзер. Как самостоятельная наука социальная антропология начала формироваться в середине ХIХ в. Наибольшее развитие она получила в Великобритании и США. В Великобритании антропология базировалась на этнографическом материале, почерпнутом за пределами страны - в многочисленных колониях. Английские ученые часто уезжали в разные уголки мира в поисках затерянных примитивных племен. В других странах Европы антропология складывалась на базе местного фольклора и крестьянской культуры, она была направлена как бы вовнутрь и чаще называлась этнологией. В США антропология формировалась на весьма специфичном культурном ареале – изучении американских индейцев, т.е. исконных жителей континента.

 

В дореволюционной России проблематикой социальной антропологии занималась этнография – наука о народах. В нашей стране интерес к этническим проблемам появился во второй половине XVIII в. Первый труд по антропологии в России принадлежит Панкратьевскому диакону Ивану Михайлову и относится к концу ХVIII в. В 40-50-х гг. XIX в. русские ученые К.М. Бэр, Н.И. Надеждин, К.Д.Кавелин сформировали основные принципы этнографической науки, которые затем легли в основу деятельности Русского географического общества. Значительный вклад в разработку антрополого-этнографической проблематики внесли российские ученые Г.И. Новицкий, В.Н. Татищев, В.Н. Тенишев, Д.К. Зеленин, В.Я. Пропп, Н.Я. Данилевский, К.М. Бэр, Н.Н. Миклухо-Маклай, А.П. Богданов, М.А. Кастрен, П.С. Ефименко, П.И. Якушкин, С.В. Максимов, П.В. Шейн, М.М. Ковалевский, П.Сорокин, П.И. Кушнер, В.К. Никольский, Д.Н. Анучин, С. Широкогоров, Л.Н. Гумилев, Ю.В. Бромлей, С.П. Толстов, Н.Н. Чебоксаров, С.А. Токарев, В.В. Бунак, Ю.И. Семенов, Г.С. Маслова, В.Ю. Крупянская, Б.А. Куфтин, Л.М. Сабурова, В.Н. Белицер, Н.И. Воробьев, М.Г. Левин, П.Е. Терлецкий, Г.Ф. Дебец, Я.Я. Рогинский, М.М. Герасимов, В.Н. Топоров, М.Л. Бутовская, О.Ю.Артёмова, Н.Н.Козлова, А.Я. Гуревич, Р.Ф.Итс, В.Р.Кабо, И.С. Кон, М.О.Косвен, Н.Н. Крадин, С.В. Лурье, И.И.Шмальгаузен, В.П. Алексеев, А.И. Першиц, В.А.Тишков, С.П.Толстов, А.К. Байбурин, А.П. Топорков, Ю.В. Арутюнян, Л.М.Дробижева, Э.А.Орлова, В.А.Шнирельман и др.

 

В горизонт исследований социальной антропологии сегодня входят, в частности, традиционные культуры народов России, народные знания, проблемы аудиовизуальной этнологии, межэтнические конфликты, интеграция малых этнических групп в полиэтничном обществе, соотношение народной и официальной медицины, поликонфессиональность и картографирование священных мест, структура семьи в традиционном обществе, уличная субкультура в большом городе, проблемы адаптации и натурализации, культурные механизмы поддержания социального равновесия.

 

Большой вклад в развитие социальной антропологии внес известный представитель структурализма Клод Леви-Стросс.

 

Становление социальной антропологии как научной дисциплины в первую очередь связано с именами антропологов А. Рэдклиффа-Брауна и Бронислава Малиновского.

 

Они также выступили невольными родоначальниками структурного функционализма в социологии, так как их работы впоследствии использовали уже социологи, в первую очередь Толкотт Парсонс.

 

Мертон, Роберт Кинг позже критиковал Малиновского и Брауна, обвиняя их в некорректном использовании термина «функция», что привело, по его мнению, к дальнейшему кризису структурно-функциональной теории.

 

В нашей стране термин «социальная антропология» получил гражданство в начале 1990-х годов, хотя сама дисциплина утвердилась только в начале 2000-х годов. Она считается, как в Англии и США, дисциплиной социологической, и ее кафедры часто открываются на факультетах социологии.

До сих пор термин «социальная (культурная) антропология» употребляется реже, чем «этнология».

 

В Советском Союзе социальная антропология долгое время не существовала как отдельная наука, предмет её исследования изучался в различных смежных дисциплинах, главным образом - в этнографии. В начале девяностых наука получила своё самостоятельное развитие в России, она преподаётся на социологических факультетах университетов. Близкий к ней спектр вопросов изучается наукой этнологией (этнографией), преподающейся на исторических факультетах.

 

Для некоторых авторов социальная антропология – всего лишь аналог этнологии («этнографическая антропология»), которая специализируется на теоретическом обобщении социальной и культурной истории народов всего мира, для других – раздел социологии, объектом изучения которого выступают примитивные племена и традиционные общества (в отличие от современных институтов, которые исследуются социологами). Третьи рассматривают ее как своеобразное ответвление или эмпирическое приложение философской антропологии, не получившее еще пока рельефных предметно-структурных очертаний. И сегодня считается, что этнография является преимущественно описательной (эмпирической наукой), а этнология и антропология восходят на уровень теоретических обобщений и универсально-исторических законов.

 

Различие взглядов наблюдается и в понимании объекта и предмета социальной антропологии. Одни исследователи объектом считают человека (или личность), другие – культуру, третьи – общество, четвертые – народы, населяющие те или иные регионы. Из такого разнообразия определений можно заключить, что социальная антропология оперирует понятиями философии, культурной антропологии, социологии, психологии и других наук.

 

В зарубежной науке тоже нет единства воззрений. Социальную и культурную антропологию в одном случае рассматривают как одну дисциплину, называя ее то, социальной, то культурной антропологией, а в другом – как две самостоятельные отрасли антропологии, между которыми очень много общего. Тем не менее, все сходятся в том, что эта дисциплина, как бы она ни звалась, занимает очень высокое, если не центральное место среди отраслей антропологии.

 

Культурная антропология исследует особенности связи человека и культуры; устройство культуры: культурные институты, обычаи, традиции, быт, языки, особенности социализации человека в различных культурах и другие проблемы. Социальная антропология изучает социальные структуры и взаимодействие в них людей.

 

Культурная антропология занимает центральное место в системе антропологических дисциплин. Она изучает общество и культуру, описывает и объясняет социальные и культурные сходства и различия. Однозначного мнения о том, является ли культурная антропология самостоятельной наукой или входит в состав социальной антропологии (а возможно, и в состав этнографии), в зарубежной и отечественной литературе не существует. Американские ученые отмечают у культурной антропологии две стороны: этнографическую (основанную на полевых исследованиях) и этнологическую (основанную на кросс-культурных сравнениях). Европейские же ученые полагают, что этнография и этнология - самостоятельные науки, а не части антропологии. Хотя наибольшее развитие культурная антропология получила в Великобритании и США, этот термин употребляется главным образом в США, в других стран используют термин «этнология».

 

Антропология
Культурная антропология
Физическая антропология
Культурная антропология историческая (или этнология)
Предыстория (или предысторическая археология)
Лингвистика (или лингвистическая антропология)
Этнография описательная
Сравнительная этнология
Социальная антропология (общая)
Специализированные области исследований Изучение технологий, музыковедение, мифология и др.

 


Рис. 1.3. Дисциплинарная терминология в США

 

Этнология
Этнология
Физическая антропология
Этнология Исторические описания и сравнения
Предыстория (или предысторическая этнология)
Лингвистика (или лингвистическая этнология)
Этнография описательная
Сравнительная этнология
Социальная антропология (общая)
Специализированные области исследований Изучение технологий, музыковедение, мифология и др.

Рис. 1.4. Дисциплинарная терминология в Европе

 

Культурная антропология имеет дело не с расовыми различиями людей и биологической эволюцией человеческого рода, а с культурными различиями и развитием человеческого общества. Она исследует групповое поведение, истоки и происхождение религии, социальные нормы и обычаи, семейную и родственную структуру, механизмы власти в примитивном обществе, зачатки технологии.

 

Раньше считалось, что антропология ограничивается изучением только примитивных (дописьменных) обществ и не затрагивает современные. В отличие от нее социология изучает не древние общества, жителей которых уже нельзя опросить присущими ей анкетными методами, а только современные. Однако сегодня представления о предмете антропологии изменились. Считается, что антропология обладает широким гуманистическим взглядом на мир.

 

Сегодня слово «антропология» обозначает широкий – философско-гуманистический – подход к осмыслению человеческой природы во всем ее многообразии, не обязательно, а часто и вовсе не связанном с историческим прошлым.

 

Объектом социальной антропологии является человек, жизнедеятельность которого протекает совместно с другими, в обществе как социокультурной
системе. Следовательно, в объект этой дисциплины включается также природное, социальное и искусственное окружение человека. Все это вместе можно представить в виде статического и динамического состояний: в первом случае мы имеем систему (картину) взаимоотношений человека с этим окружением, во втором – процессы его взаимодействия с ним. В обоих случаях есть нечто, упорядочивающее его состояния. Этим нечто выступает культура как первичное опосредование между человеком и его обществом (социумом).

 

В объект социальной антропологии входит также географическая среда формирования развития той или иной культуры. Для сравнения – жизнь и культурные атрибуты эскимоса, и жизнь и культура члена племени пигмеев в Тропической Африке.

Предметом социальной антропологии являются закономерности и механизмы взаимодействия человека с его социальным и природным окружением в условиях конкретной культурной системы. Окружение изучается в функциональных и символических аспектах.

 







Дата добавления: 2015-12-04; просмотров: 305. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Роль органов чувств в ориентировке слепых Процесс ориентации протекает на основе совместной, интегративной деятельности сохранных анализаторов, каждый из которых при определенных объективных условиях может выступать как ведущий...

Лечебно-охранительный режим, его элементы и значение.   Терапевтическое воздействие на пациента подразумевает не только использование всех видов лечения, но и применение лечебно-охранительного режима – соблюдение условий поведения, способствующих выздоровлению...

Тема: Кинематика поступательного и вращательного движения. 1. Твердое тело начинает вращаться вокруг оси Z с угловой скоростью, проекция которой изменяется со временем 1. Твердое тело начинает вращаться вокруг оси Z с угловой скоростью...

Типология суицида. Феномен суицида (самоубийство или попытка самоубийства) чаще всего связывается с представлением о психологическом кризисе личности...

ОСНОВНЫЕ ТИПЫ МОЗГА ПОЗВОНОЧНЫХ Ихтиопсидный тип мозга характерен для низших позвоночных - рыб и амфибий...

Принципы, критерии и методы оценки и аттестации персонала   Аттестация персонала является одной их важнейших функций управления персоналом...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.01 сек.) русская версия | украинская версия