Структура антропологии
Боязнь оценки (Evaluation facilitation) — обеспокоенность тем, как нас оценивают окружающие. Содеятели (Co-actors) — группа людей, работающих одновременно, но индивидуально, выполняя работу, не предполагающую соперничества. Социальная фасилитация (Social facilitation) — 1) первоначальное значение — тенденция, побуждающая людей лучше выполнять простые или хорошо знакомые задания в присутствии других; 2) современное значение — усиление доминирующих реакций человека в присутствии других людей.
Вопрос№18
Антропология - наука о происхождении и эволюции человека
Антропология как термин образована из греческих слов: anthropos - человек, logos -слово, учение. Термин впервые употреблен Аристотелем (IVB. до н. э.). Оформление в науку произошло в XIX в.
При всей многогранности данной науки, антропология не является чем-то аморфным, она имеет определенную структуру и предметные рамки. Поэтому каждый структурный элемент антропологии, так или иначе, направлен на раскрытие определенного среза целостности человека и представляет собой самостоятельное направление исследований, тесно взаимосвязанное с другими компонентами.
Антропология есть сложноструктурированный процесс само постижения человека как объекта и субъекта бытия. Этот процесс требует сочетания всех познавательных форм – обыденно-практических, научных, эстетических, этических, религиозных, философских. Каждая из этих форм имеет право на существование и дает как утилитарно-полезные, так и объективно-истинные знания.
Рис.1.1.
Предмет и содержание антропологического знания Антропология(от греч. Anthropos – человек и logos – понятие, учение) – наука о происхождении и эволюции человека. В наиболее общем виде антропология изучает: биологическую и культурную эволюцию человека; общие принципы и законы, управляющие этой эволюцией; естественные связи между физическими типами, речью и обычаями людей прошлого и настоящего; общие законы отношений человека и группы; пластичность человека и степень воздействия на него воспитания и природных условий; специфику функционирования различных личностных типов для тех или иных обществ.
Термин «антропология» появился в XVI веке в Германии в названии анатомического труда Магнуса Хандта «Антропология о достоинстве, природе и свойствах человека и об элементах, частях и членах тела человека», где повествуется о физическом строении человеческого тела. В конце того же столетия вышел трактат Отто Касманна «Антропологическая психология, или учение о человеческой душе. Антропология, ч. II, о строении человеческого тела в методическом описании». В этом случае речь шла уже не об анатомии, а о психологии, поэтому проблематика антропологии как бы перемещалась из сферы тела в область души.
В ХV–ХVI вв. утвердился двойственное значение слова «антропология», а именно как науки о человеческом теле и учении о человеческой душе. Позже это позволило французским просветителям расширить значение и смысл антропологии, трактуя ее как всю совокупность знаний о человеке.
Начиная с XIX в. под антропологией в Англии, США и Франции понимают учение, во-первых, о физической организации человека и, во-вторых, о культуре и быте различных народов и племен в прошлом и настоящем.
Таким образом, современная антропология представляет собой раздел общей биологии, включающий естественную историю человечества, расоведение, генетику популяций современного человека, разнообразие морфологических типов, возрастные особенности человека и эволюцию его поведения.
Антропология - отрасль естествознания, которая занимает особое место среди биологических наук. Она изучает происхождение и эволюцию физической организации человека и его рас. Это наука об изменчивости человеческого организма в пространстве и во времени, о законах этой изменчивости и факторах, ею управляющих. Антропология как бы венчает собой естествознание. Но так как жизнь человека неразрывно связана с общественной средой, то и антропология, изучая человека, вступает в ту область, где существуют социально-исторические закономерности. В этом специфика антропологии, сложность ее исследований, в этом заключается ее отличие от других биологических наук, ее непосредственная связь с историческими науками: археологией, этнографией, историей.
Для современной антропологии характерно исключительное разнообразие тематики, и в этом отношении она разделяет общую тенденцию современного естествознания. За сравнительно небольшой отрезок времени антропология достигла значительных успехов, многие вопросы, которые в недалеком прошлом казались трудноразрешимыми, нашли свое объяснение, стали значительно ближе к окончательному решению.
В сферу антропологических исследований постепенно включаются такие вопросы, как определение закономерностей роста и развития человека в соответствии с формированием его конституционального типа, характера, темперамента, выяснение механизмов наследования многих физических, умственных особенностей в зависимости от пола, возраста, социального положения, зонально-климатических условий. Задача антропологов - изучить популяции людей, дать биологическую и физиологическую характеристику тем группам, которые живут в экстремальных условиях, обследовать и сравнить различные этнические, возрастные, социальные группы в регионах, сходных по биологическим условиям. Объектом антропологии является человек, взятый в контексте его культуры. Человек рассматривается здесь как родовое существо, прошедшее историко-культурную эволюцию.
Современная антропология выросла из опыта общения с примитивными народами и ее инструменты необычны потому, что были выкованы в этой особенной «мастерской». Исследование примитивных народов позволяет лучше видеть самих себя. Антропология как бы держит перед человеком большое зеркало и дает ему возможность посмотреть на себя во всем его безграничном разнообразии.
Структура антропологии Изучение антропологии является важной составляющей для формирования у современного человека представления о проблемах человековедения в единстве исторического и логического аспектов, а также понимания сложности и многомерности природы человека, противоречивости пути «очеловечивания» индивида. Антропология выступает в роли некой базы для освоения накопленного человековедческими науками опыта.
Любой раздел антропологии так или иначе направлен на раскрытие определенного среза целостности человека, и именно только в этом он и может обрести свою специфичность в рамках общего антропологического направления гуманитарного знания. Иными словами, определить предмет антропологической дисциплины, означает определить тот срез целостного видения человека, на раскрытие и изучение которого эта дисциплина направлена. В настоящее время оформился целый ряд антропологически ориентированных дисциплин, «региональных антропологий», изучающих отдельные «стороны» человека.
Структурно антропология состоит из следующих дисциплин: 1. физическая антропология (рассматривается биосоциальная природа человека) включает три направления развития теории: эволюционная антропология (антропогенез); конституционная антропология (природа, возрастные особенности); популяционная антропология (генетические процессы в популяциях современного человека, проблемы этнической антропологии, расогенеза); палеонтология приматов (описание вымерших разновидностей человека и его ближайших животных родственников); антропометрия (техника измерения человека); соматология (описание живущих разновидностей человека, половых и индивидуальных физических различий); расовая антропология (расовая классификация человечества, расовая история человека, смешение рас); сейчас развивается также направление изучения полиморфизма человека как биологического вида. 2. философская антропология – рассматриваются природа человека, ее эволюция в истории, экзистенциальные проблемы, экология и будущее человека, реальное человеческое существование во всей его полноте, определяет место и отношение человека к окружающему миру. 3. социальная (культурная) - изучается проблема «общество-личность», взятая в историко -цивилизационном и культурном срезах. Отличие от этнографии заключается в том, что бытие человека рассматривается в социокультурном контексте. 4. прикладные антропологии (развиваются в рамках «своих» классических дисциплин): медицинская, психологическая, экономическая, политическая, и другие антропологии. Развитие прикладных антропологий вызвано к жизни тем, что в настоящее время каждая научная дисциплина ищет «человеческое», активное начало в отрасли, которую она исследует.
Особое место в структуре антропологии занимает социальная антропология, представляющая собой область знания, изучающую внутренний духовный мир человека, который позволяет ему реализовывать себя как субъекта – творца своей социальной реальности, а также исследующую социальные процессы и социальную структуру общества.
Специфический комплекс проблем выделяется в юридической, медицинской, исторической антропологии. Существуют и такие формы ненаучного познания человека, как религиозная и художественная антропология.
Таким образом, современная наука охватывает разнообразные отношения и связи человека с миром. Человек изучается и как продукт биологической эволюции - вид homo sapiens, и как естественный индивид с присущей ему генетической программой, и как субъект, и как объект исторического процесса - личность.
Важное значение имеет исследование человека как основной производительной силы общества, субъекта познания и управления, предмета воспитания и т.д.
Многообразие аспектов человекознания – специфическое явление современности, связанное с прогрессом научного познания и его применением к различным областям социальной практики. Система теоретического и практического человекознания для будущего человечества не менее важна, чем фундаментальные науки о природе.
|