Образование человеческой общины и формирование первых нравственно-социальных требований человеческого общежития
Антропосоциогенез (от греч. антропос – человек, лат. societas – общество, греч. генезис – происхождение) – процесс перехода от животного мира к человеческому состоянию. Двумя его двумя неразрывно связанными сторонами являются: (1) превращение непосредственного животного предка человека (хабилиса) в человека –антропогенез, и (2) трансформация биологического объединения (стада) животных предков человека в человеческое общество – социогенез. Антропосоциогенез начался примерно 1,8 млн. лет тому назад и завершился около 40 тысяч. лет тому назад. По археологической периодизации это ранний палеолит.
Люди, жившие в эпоху антропосоциогенеза, были людьми еще только формирующимися – пралюдьми. Пралюди жили в формирующемся обществе – праобществе. Основой антропосоциогенеза был процесс развития производственной деятельности, становления общественного производства.
Уже поздние предлюди – хабилисы перешли от использования готовых, данных природой орудий, что было характерно для ранних предлюдей – австралопитеков, к изготовлению орудий и использованию этих, созданных ими орудий. Вскоре производственная деятельность превратилась в основное условие их существования. Настоятельной необходимостью стало ее развитие, совершенствование. Но этому препятствовали, во-первых, отсутствие у хабилисов языка и мышления, во-вторых, зоологический индивидуализм, господствовавших в их объединениях - стадах. Хабилисы были животными и, как у всех животных основными стимулами их поведения были биологические инстинкты, прежде всего такие, как пищевой и половой.
Когда животные живут не в одиночку, а в составе объединения, то с неизбежно должно было иметь место постоянные столкновение стремлений разных особей удовлетворить свои инстинкты. Поэтому необходимое условие существования всякого сколько-нибудь прочного зоологического объединения – систематическое согласовывание сталкивающихся стремлений всех животных, входящих в их состав. Оно осуществляется путем доминирования. Доминирование есть такого рода отношение между двумя животными, при котором одно животное получает возможность удовлетворить свои инстинкты, не считаясь с потребностями другого животного и даже за его счет, а это второе животное вынуждено воздерживаться от удовлетворения своих инстинктов, если это стремление приходит в противоречие со стремлениями первого животного. Первое животное занимает положение доминирующего (господствующего), а второе – доминируемого (подчиненного). Элементарные отношения доминирования, существующие между каждыми двумя взрослыми животными, в группе образуют сложную иерархическую систему, в которой каждое животное занимает определенное место. Одно из животных имеет высший ранг и играет роль вожака. Большинство членов объединения становятся господствующими по отношению к одним и подчиненными по отношению к другим. В самом низу находятся животные, которые являются только подчиненными.
Уже у хабилисов важной формой обеспечения существования стала охоты. В силу господства в их стадах доминирования основная часть мяса доставалась доминирующим особям, доминируемые члены объединения получали мало или совсем ничего. На определенном этапе эта зоологическая форма распределения продукта стала препятствием на пути прогресса производственной деятельности. Возникла объективная необходимость в качественно иных отношениях распределения, суть которых должна была заключаться, что все члены объединения без исключения должны были получить равный доступ к мясу. А это предполагало возникновения строжайшего запрета физическим сильным членам объединения лишать более слабых доступа к мясу. Так стали возникать отношения распределения, которых не могло быть в животном мира, отношения принципиально иные – социальные, отношения вначале общей собственности на мясо, а затем и все предметы потребления и орудия производства, отношения первобытно-коммунистические, коммуналистические. Животный эгоизм мог быть обуздан только человеческим, социальным коллективизмом.
Новые, социальные по своей природе отношения были несовместимы с зоологическим индивидуализмом. Возникая, они стали обуздывать, ограничивать отношения биологические, вводить их в социальные рамки. Новые, социальные отношения требовали возникновения у членов группы новых регуляторов индивидуального поведения – мышления и воли. Возникновения мышления и воли требовало и развитие производственной деятельности самой по себе. Чтобы успешно развиваться, деятельность должна была из условно-рефлекторной, каковой является деятельность высших животных, превращаться в сознательную, целенаправленную. Общественная воля всегда проявляется в нормах. Первые нормы преимущественно имели характер запретов, которые принято называть табу. Совокупность табу образовывало первую форму общественной воли – табуитет. С появлением социальных, коммуналистических отношений распределения и общественной воли стадо хабилисов превратилось в формирующееся человеческое общество – праобщество, а сами они из животных превратились в формирующихся людей – пралюдей.
В эпохе праобщества выделяются два основных периода: (1) этап архантропов (питекантропы, синантропы, атлантропы и т.п.), начавшийся 1,8 млн. тому назад и закончившийся 0,3-0,2 млн. тому назад, и сменивший его этап палеоантропов ( неандертальцев ), начавшийся 300-200 тыс. лет назад и завершившийся 35-40 тыс. лет назад. С этапом палеоантропов связано появления памятников, неопровержимо свидетельствующих об утверждении в праобщинах этих пралюдей первобытно-коммунистических (коммуналистических) отношений распределения, развитии рационального мышления, формировании различных норм поведения, зарождении магии, тотемизма и начатков искусства. Пищевой инстинкт был полностью обуздан и введен в социальные рамки еще на стадии праобщества. Сложнее обстояло дело с половым инстинктом.
С появление коммуналистического распределения и соответственно пищевого табу, запрещавшего отстранять кого бы то ни было от мяса, доминирование начало рушиться во всех сферах жизни пралюдей, включая удовлетворение полового инстинкта. Старое биологические регулирование отношений между полами исчезло, а новое не возникло. В результате отношения между полами в праобщине пралюдей стали беспорядочными, никак нерегулируемыми или, иначе, промискуитетными.
Неконтролируемое проявление полового инстинкта даже когда оно не вело к открытым столкновениям, расстраивало хозяйственную жизнь формирующейся общины (праобщины), особенно негативно сказываясь на тех ее формах, которые требовали для своего успеха сплоченности всех ее членов. Важнейшей из них была охота. Поэтому развитие пошло по линии запрета половых отношений между членами коллектива в период предшествовавший охоте и самой охоты. Во всяком случае, как свидетельствуют данные этнографии, половые охотничьи табу и шире – вообще табу, связанные с различными видами хозяйственной деятельности, имели в прошлом человечества универсальное распространения. Люди, принадлежавшие к самым разным первобытным обществам, были глубокоубеждены, что воздержание от половых отношений в течение определенного времени (от одного дня до нескольких недель и даже месяцев) перед, скажем, охотой – необходимое условие ее успеха, что нарушение полового табу неизбежно влечет за собой неудачу.
В результате появления половых табу в жизни праобщины чередовались периоды, когда половые отношения были допустимы, и периодов, когда они были строжайше воспрещены. Праобщина раздвоилась во времени на группу, в которой были возможны половые отношения, и на объединения, в котором они были строжайше воспрещены. Подавление возможности удовлетворения полового инстинкта внутри праобщины толкало к поискам половых партнеров в других общинах. В свою очередь, завязывание половых отношений между членами разных праобщин делало возможны полный запрет половой жизни внутри каждого из первобытных коллективов. Когда этот запрет окончательно утвердился, каждая праобщина превратилась в род и, соответственно, возникла дуально - родовая организация. С ее появлением половые связи перестали быть неупорядоченными, промискуитетными. Они были введены в социальные рамки. На смену промискуитету пришел групповой дуально-родовой брак.
С появлением дуально-родового брака был обуздан и поставлен под социальный контроль половой инстинкт. Тем самым завершился процесс становления человека и общества. С завершением антропосоциогенеза на смену эпохе праобщества пришла эпоха существования и развития готового сформировавшееся человеческое обществе, первой формой бытия которого было первобытное общество. Вместе с готовым обществом возникли и готовые, сформировавшиеся люди – неоантропы, или Homo sapiens.
С появлением неоантропа развитие человека как биологического вида прекратилось. Это отнюдь не означает, что человек вообще перестал развиваться. Наоборот, только с появлением неоантропов началось стремительное, непрерывно убыстряющееся развитие человека. Если за 1,8 млн. лет существования праобщества все успехи людей в области производства сводятся к движению от двух-трех видов каменных орудий к несколько десяткам их типов, к использованию, кроме камня и дерева, кости и рога и освоению огня, то за последние какие-то 40 тысяч лет человечество прошло путь от каменного топора и деревянного копья до атомных электростанций, космических кораблей и компьютеров. Но все эти колоссальные изменения не затронули человека как биологический вид. Человек коренным образом изменился, но не как биологическое, а как социальное существо. Все это свидетельствует о том, что с появлением неоантропа сформировалось общество, и развитие человечества стало безраздельно определяться социальными закономерностями.
|