Студопедия — Билет 4. 1.Идеалы в скульптуре Древней Греции. Мирон «Дискобол», Фидий «Афина-дева в Парфеноне», Александр «Афродита Милосская», «Ника Самофранкийская»
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Билет 4. 1.Идеалы в скульптуре Древней Греции. Мирон «Дискобол», Фидий «Афина-дева в Парфеноне», Александр «Афродита Милосская», «Ника Самофранкийская»






Билет 4. 1.Идеалы в скульптуре Древней Греции. Мирон «Дискобол», Фидий «Афина-дева в Парфеноне», Александр «Афродита Милосская», «Ника Самофранкийская».

 

2. М.И. Глинка – основоположник русской национальной классической музыки. Оперы: «Жизнь за царя», «Руслан и Людмила».

Михаил Иванович стал основоположником русской классической музыки. Он подытожил лучшие произведения своих предшественников и в то же время, поднялся на новую, гораздо более высокую ступень. Родился в Смоленской губернии в имении своих родителей. Много слушал народную музыку и оркестр крепостных музыкантов у дядюшки. С детства освоил игру на скрипке, флейте и фортепиано. С 1817- 1822 г. - учеба в Петербурге в Благородном пансионе при Главном педагогическом институте. Общался с передовыми людьми своего времени (А. Куницын – учитель А.С. Пушкина, В. Кюхельбекер – друг Пушкина, Лев Пушкин – брат поэта). Серьезно занимается музыкой (фортепиано и теория), изучает языки. По окончании учебы (1822) поступают на службу в ведомство путей сообщения, но вскоре вышел в отставку. Приобретает известность как автор фортепианных пьес и романсов. 1830-1834 г. – поездка в Италию и Германию. По возвращении – начало работы над оперой об Иване Сусанине. Опера "Иван Сусанин" исполнена 27 ноября 1836 г. и имела большой успех. 1837 – 40г. - капельмейстер в Придворной певческой капелле. 27 ноября 1842 г. премьера оперы "Руслан и Людмила"- первой русской сказочно-эпической оперы, холодно воспринята аристократическими кругами, но поддержана передовой музыкальной общественностью. С 1844 г. – поездки по Европе (Франция, Испания, Германия). Написаны оркестровые произведения "Арагонская хота"(1845), "Ночь в Мадриде"(1848), "Камаринская"(1848). Концерты в Европе и постановки опер. Старается меньше бывать в Петербурге из-за плохого отношения к нему придворно-аристократических кругов. Умер в 1857 г. в Берлине, прах перевезен в Петербурге и похоронен на кладбище Александро-Невской лавры.

 

Сочинения: Оперы "Иван Сусанин", "Руслан и Людмила", музыка к трагедии Кукольника "Князь Холмский". 80 произведений для голоса с фортепиано: романсы, песни, арии. Симфонические пьесы: испанские увертюры "Арагонская хота" и "Ночь в Мадриде"; симфоническая фантазия "Камаринская", "Вальс-фантазия". Инструментальные ансамбли, фортепианные пьесы (вариации, мазурки, вальсы, ноктюрны и др.).

 

Опера "Иван Сусанин" - первый в истории мировой музыки образец героической народной музыкальной драмы. В первой постановке называлась "Жизнь за царя". Несомненно воздействие на Глинку "Думы об Иване Сусанине" К.Ф. Рылеева. В основу оперы положено действительное историческое событие – патриотический подвиг крестьянина села Домнино, близ Костромы, Ивана Осиповича Сусанина, совершенный в начале 1613 года. Москва была тогда уже освобождена от польских интервентов, но отряды захватчиков еще бродили по русской земле. Чтобы помешать полному освобождению России, один из таких отрядов хотел захватить в плен только что избранного русского царя Михаила Федоровича Романова, жившего неподалеку от Костромы. Но Сусанин, которого враги пытались сделать своим проводником, завел захватчиков в глухой лес и погубил их, погибнув при этом сам.

 

Музыка оперы глубоко национальна, песенна. Опера обрамлена большими народными сценами – интродукцией и эпилогом. Это подчеркивает, что основным действующим лицом является народ.

 

Опера "Руслан и Людмила", по определению Глинки, - "большая волшебная опера". Однако она имеет лишь внешнее сходство с волшебными операми начала XIX века. Фантастический сюжет не стал у Глинки поводом для создания феерического зрелища. Автор использовал сказку для выражения идей верности долгу, победы добра над злом, торжества любви, для правдивого воплощения русских народных образов. В основе лежит одноименная поэма А.С. Пушкина. Образ ее главного героя вырос из русских былин и сказок.

В "Руслане и Людмиле" можно наметить две основные драматургические линии. Одна их них - героико-патриотическая, богатырская; другая- лирическая, воплощающая идею верности героев в любви вопреки всем испытаниям. Обе линии сливаются в финале. Их развитие приводит к торжеству добра над злом, жизни над враждебными ей силами.

 

 

Билет № 5

1. Образы победителей Олимпийских игр в античной культуре. Своеобразие динамики и пластики движений борющегося человека.

 

2. Романтизм в музыке (Ф. Шуберт, Р. Шуман, Ф. Шопен, А. Скрябин).

 

Развитие муз. Р. протекало неравномерно и разл. путями в зависимости от нац. и историч. условий, от индивидуальности и творч. установок художника. В Германии и Австрии муз. Р. был неразрывно связан с нем. лирич. поэзией (определившей в этих странах расцвет вок. лирики), во Франции - с достижениями драм. т-ра. Неоднозначным в Р. было и отношение к традициям классицизма: в творчестве Шуберта, Шопена, Мендельсона, Брамса эти традиции органично переплетались с романтическими, в творчестве Шумана, Листа, Вагнера, Берлиоза они радикально переосмыслялись (см. также Веймарская школа, Лейпцигская школа). Завоевания муз. Р. (у Шуберта, Шумана, Шопена, Вагнера, Брамса и др.) полнее проявились в раскрытии индивидуального мира личности, выдвижении психологически усложнённого, отмеченного чертами раздвоенности лирич. героя. Воссоздание личной драмы непонятого художника, тема безответной любви и социального неравенства приобретают иногда оттенок автобиографичности (Шуберт, Шуман, Берлиоз, Лист, Вагнер). Наряду с методом образных антитез в муз. Р. большое значение имеет и метод последоват. эволюции и трансформации образов ("Симф. этюды" Шумана), иногда совмещающиеся в одном произв. (фп. соната h-moll Листа). Важнейшим моментом эстетики муз. Р. была идея синтеза иск-в, к-рая нашла наиб. яркое выражение в оперном творчестве Вагнера и в программной музыке (Лист, Шуман, Берлиоз), отличавшейся большим разнообразием источников программы (литра, живопись, скульптура и др.) и форм её преподнесения (от краткого заголовка до развёрнутого сюжета). Выразит. приёмы, сложившиеся в рамках программной музыки, проникли в непрограммные соч., что способствовало усилению их образной конкретности, индивидуализации драматургии. Разнообразно трактуется романтиками сфера фантастики - от изящной скерцозности, нар. сказочности ("Сон в летнюю ночь" Мендельсона, "Вольный стрелок" Вебера) до гротеска ("Фантастич. симфония" Берлиоза, "Фауст-симфония" Листа), причудливых, порождённых изощрённой фантазией художника видений ("Фантастич. пьесы" Шумана). Интерес к нар. творчеству, в особенности к его нац.-самобытным формам, в значит. мере стимулировал возникновение в русле Р. новых комп. школ - польской, чешской, венгерской, позднее норвежской, испанской, финской и др. Бытовые, нар.-жанровые эпизоды, локальный и нац. колорит пронизывают всё муз. иск-во эпохи Р. По-новому, с невиданной до того конкретностью, живописностью и одухотворённостью, воссоздают романтики образы природы. С этой образной сферой тесно связано развитие жанрового и лирико-эпич. симфонизма (одно из первых соч. - "большая" симфония C-dur Шуберта). Новые темы и образы потребовали от романтиков разработки новых средств муз. языка и принципов формообразования (см. Лейтмотив, Монотематизм), индивидуализации мелодики и внедрения речевых интонаций, расширения тембровой и гармонич. палитры музыки (натуральные лады, красочные сопоставления мажора и минора и т. д.). Внимание к образной характерности, портретности, психологич. детализации обусловило расцвет у романтиков жанра вок. и фп. миниатюры (песня и романс, музыкальный момент, экспромт, песня без слов, ноктюрн и др.). Бесконечная изменчивость и контрастность жизненных впечатлений воплощается в вок. и фп. циклах Шуберта, Шумана, Листа, Брамса и др. (см. Циклические формы). Психологич. и лирико-драм. трактовка присуща в эпоху Р. и крупным жанрам - симфонии, сонате, квартету, опере. Тяга к свободному самовыражению, постепенной трансформации образов, сквозному драматургич. развитию породила свободные и смешанные формы, свойственные романтич. сочинениям в таких жанрах, как баллада, фантазия, рапсодия, симфоническая поэма и др.

 

Билет № 6

1. Образ человека в классической скульптуре. Аллегорическое изображение времени, года и суток в искусстве. Человеческое обличие скульптурных образов.

 

2. В чем сила и красота музыки И.С. Баха?

Сила и красота музыки Иоганна Себастьяна Баха, прежде всего, заключается в совершенстве гармонии и идеальном сочетании звучания всех голосов. Кроме того, каждая нота в его чудесных мелодиях имеет значение, важность. Его произведения заставляются задуматься о душе, о вечном, настраивает на философский лад. Все-таки, Иоганн Себастьян был замечательным композитором. Рассказать о творчестве.

 

Билет №7

1.Эстетика Высокого Возрождения в итальянском изобразительном искусстве (Леонардо да Винчи, Рафаэль Санти, Микеланджело Буонаротти).

1) Эпоха Возрождения в Италии прошла несколько этапов: раннее Возрождение, высокое Возрождение, позднее Возрождение. Родиной Возрождения стала Флоренция. Основы нового искусства разрабатывали живописец Мазаччо, скульптор Донателло, архитектор Ф. Брунеллески.

 

Итальянская живопись XV в. в основном монументальная (фрески). Живопись занимает ведущее место среди видов изобразительного искусства. Она наиболее полно соответствует ренессансному принципу "подражать природе". Новая изобразительная система складывается на основе изучения натуры. В развитие понимания объема, его передачи с помощью светотени внес достойный вклад художник Мазаччо. Открытие и научное обоснование законов линейной и воздушной перспективы значительным образом повлияли на дальнейшую судьбу европейской живописи. Формируется новый пластический язык скульптуры, его основоположником был Донателло. Он возродил свободно стоящую круглую статую. Его лучшее произведение - скульптура Давида (Флоренция).

 

В архитектуре воскрешаются принципы античной ордерной системы, поднимается значение пропорций, складываются новые типы зданий (городской дворец, загородная вилла и др.), разрабатываются теория архитектуры и концепция идеального города. Архитектор Брунеллески построил здания, в которых соединил античное понимание архитектуры и традиции поздней готики, добиваясь новой образной одухотворенности архитектуры, неизвестной древним. В период высокого Возрождения новое мировоззрение наилучшим образом воплотилось в творчестве художников, которых с полным правом называют гениями: Леонардо да Винчи, Рафаэля, Микеланджело, Джорджоне и Тициана. Последние две трети XVI в. называют поздним Возрождением. В это время кризис охватывает искусство. Оно становится регламентированным, придворным, утрачивает теплоту и естественность. Однако отдельные великие художники - Тициан, Тинторетто продолжают создавать шедевры в этот период.

Итальянское Возрождение оказало огромное влияние на искусство Франции, Испании, Германии, Англии, России.

 

2.Жизнь и творчество польского композитора Ф. Шопена. Малые формы инструментального творчества: мазурки, вальсы.

Фридерик Шопен (Chopin) (полное имя и фамилия Фридерик Францишек (во французском варианте Фредерик Франсуа) — польский композитор и пианист.

Музыке Шопена присущи лиризм, тонкость в передаче различных настроений; его произведения отличаются широтой национально-фольклорных и жанровых связей. По-новому истолковал многие жанры: возродил на романтической основе прелюдию, создал фортепианную балладу, опоэтизировал и драматизировал танцы — мазурку, полонез, вальс; превратил скерцо в самостоятельное произведение. Обогатил гармонию и фортепианную фактуру; сочетал классичность формы с мелодическим богатством и фантазией.

2 концерта (1829, 1830), 3 сонаты (1828-44), фантазия (1841), 4 баллады (1835-42), 4 скерцо (1832-42), экспромты, ноктюрны, этюды и другие произведения для фортепиано; песни. В его фортепианном исполнении глубина и искренность чувств сочетались с изяществом, техническим совершенством.

Юный гений

Фридерик Шопен родился 1 марта 1810 года, Желязова Воля, в Польше в смешанной французско-польской семье; родным языком Шопена был польский. В 1816-1822 обучался игре на фортепиано у Войцеха Живного (1756-1842), чье преподавание основывалось на музыке Иоганна Себастьяна Баха и венских классиков. По-видимому, тогда же состоялось первое знакомство будущего композитора с итальянским бельканто.

 

Неповторимый мелодический стиль Шопена складывался под совокупным влиянием Вольфганга Амадея Моцарта, польской национальной музыки, в частности, салонных пьес его старших современников Михаила Клеофаса Огиньского, Марии Шимановской и других, а также итальянской оперы. Первые композиторские опыты Шопена (два полонеза) относятся к 1817 году. С 1819 года он выступал как пианист в варшавских аристократических салонах.

 

В 1822 году Шопен начал заниматься частным образом у ведущего польского композитора Юзефа Эльснера. В 1823 году он поступил в Варшавский лицей, незадолго до окончания которого опубликовал свой первый опус — Рондо c-moll (1825). В 1826-1829 годах Шопен учился в классе Эльснера в варшавской Главной школе музыки. К этому периоду относятся Вариации на тему дуэта из оперы Моцарта «Дон Жуан» для фортепиано с оркестром соч. 2, Первая соната соч. 4 и ряд пьес. При окончании консерватории Шопен был официально удостоен характеристики «музыкальный гений».

Добровольное изгнание

В 1829 и 1831 годах Фридерик Шопен с успехом концертировал в Вене. Тогда же немецкий композитор и музыкальный критик Роберт Шуман восторженно отозвался в печати о Вариациях соч. 2 («Шапки долой, господа, перед вами гений!»). Весть о поражении польского восстания 1830-1831 застала Шопена, когда он находился в Штутгарте (согласно популярной легенде, Шопен откликнулся на нее пьесой, которая ныне широко известна как «Революционный этюд»).

Будучи убежденным сторонником польской независимости, Фридерик отказался вернуться на родину и обосновался в Париже, где вскоре приобрел репутацию выдающегося педагога и пианиста. Он был принят в высших кругах парижской аристократии, познакомился с популярными пианистами-виртуозами Ф. Калькбреннером и К. Плейелем (которые оказали ему практическую помощь в первый период его парижской жизни), бельгийским музыковедом и композитором Франсуа Жозефом Фетисом, композиторами Ференцом Листом, Винченцо Беллини, французским живописцем, графиком и художником Эженом Делакруа, писателями Генрихом Гейне, Виктором Гюго, другими видными представителями парижской художественной элиты; среди его друзей были также представители польской эмиграции.

В 1835 и 1836 годах Шопен выезжал в Германию (где встречался, в частности, с Шуманом и Феликсом Мендельсоном), в 1837 году — в Лондон. Между тем у него развивался туберкулез легких, первые симптомы которого обнаружились еще в 1831 году. Вскоре Ф. Шопен фактически отказался от карьеры виртуоза, ограничив свою концертную деятельность редкими выступлениями, преимущественно для немногочисленной аудитории, и сосредоточился на композиции, публикуя свои опусы одновременно в Париже, Лондоне и Лейпциге.

Рядом с Жорж Санд

 

В 1837 году начался роман Шопена с известной французской писательницей Жорж Санд, которая относилась к Фридерику Шопену отчасти по-матерински, как к хрупкому и незрелому созданию, за которым необходим постоянный уход. Зиму 1838-1839 годов Шопен и Ж. Санд провели на острове Майорка (Испания), что благотворно повлияло на здоровье композитора. Его связь с писательницей продолжалась около 10 лет. После разрыва с Ж. Санд (1847) здоровье Шопена резко ухудшилось.

 

В феврале 1848 года он дал свой последний концерт в Париже. Начавшаяся несколько дней спустя революция вынудила Шопена выехать в Великобританию, где он провел семь месяцев, играя в аристократических салонах (в том числе для королевы Виктории) и давая уроки.

По возвращении в Париж Шопен уже не был в силах заниматься с учениками; летом 1849 года он написал свое последнее произведение — Мазурку f-moll соч. 68.4.

Виртуоз и импровизатор

Почти вся музыка Фридерика Шопена предназначена для фортепиано (среди немногих исключений — поздняя Соната для виолончели и фортепиано, посвященная другу композитора, виолончелисту О. Франкомму, и полтора десятка песен на слова польских поэтов). По отзывам современников, Шопен был вдохновенным импровизатором. Он сочинял в процессе игры, мучительно пытаясь зафиксировать свои музыкальные идеи в нотах.

Наследие Шопена невелико по объему, однако воплощенный в нем художественный мир универсален. Один из полюсов творчества Шопена составляют юношеские виртуозные пьесы (в том числе рондо) и произведения для фортепиано с оркестром (два концерта, 1829-30, и другие), в которых он еще придерживается традиционных форм романтического пианизма «большого стиля». На другом полюсе находятся монументальная Третья соната h-moll (соч. 58, 1844) и окружающие ее Фантазия (1841), Колыбельная (1843-44), Баркарола (1845—6), Третья и Четвертая баллады (1840-41, 1842), Четвертое скерцо (1842), три мазурки соч. 56 (1843), три мазурки соч. 59 (1845), Полонез-фантазия (1845-46), ноктюрны соч. 62 (1846) — произведения огромной выразительной силы и благородства, новаторские по форме (для позднего Шопена характерна свободная трехчастная форма с длительно подготавливаемой сокращенной репризой, которая обычно переходит в сжатую коду), фактуре, гармоническому языку. Между этими двумя полюсами располагаются этюды, прелюдии, ноктюрны, вальсы, мазурки, полонезы, экспромты — неизменно совершенные во всех деталях и многообразные, как сама жизнь. Поэт и музыкант Борис Леонидович Пастернак считал это многообразие отличительной чертой Шопена и называл его творчество «орудием познания всякой жизни».

 

Музыка Шопена почти целиком выдержана в гомофонно-гармоническом складе; отсутствие контрапункта в обычном смысле компенсируется в ней богатой игрой аккомпанирующих голосов, создающей эффект тончайшей подголосочной полифонии. Многие его пьесы написана в популярных бытовых, салонных, учебных (этюды) жанрах, однако под пером Шопена их жанровые прототипы приобретают совершенно новый масштаб. Слова Шумана об одном из этюдов Шопена (соч. 25.1): «Это не столько этюд, сколько поэма», приложимы ко всем остальным этюдам, а также к большинству мазурок, вальсов, прелюдий, ноктюрнов и др. (жанровое начало преобладает над поэтическим лишь в некоторых ранних пьесах Шопена). Для его гармонии характерны необычайно смелые тональные сопоставления и модуляции (часто принимающие форму внезапных «соскальзываний» в отдаленные тональные сферы), экскурсы в сферу чистой хроматики или модальности.

Фридерик Шопен умер 17 октября 1849 года, в Париже. На отпевании в парижской церкви святой Марии Магдалины присутствовало около трех тысяч человек; звучали его Прелюдии e-moll и h-moll из соч. 28 и Реквием Моцарта. На похоронах оркестр играл траурный марш из его Второй сонаты b-moll соч. 35. По желанию Шопена его сердце было перевезено в Польшу; оно покоится в варшавской церкви Святого Креста.

Влияние гармонического и мелодического языка Шопена прослеживается в творчестве таких разных выдающихся людей, как: венгерский композитор, пианист и дирижер Ференц Лист; немецкий композитор, дирижер и музыкальный писатель Рихард Вагнер; французский композитор, один из основателей Национального музыкального общества

Габриель Форе; французский композитор, основоположник музыкального импрессионизма Клод Дебюсси; норвежский композитор, пианист и дирижер Эдвард Григ; испанский композитор и пианист Исаак Альбенис; русский композитор Петр Ильич Чайковский, русский композитор и пианист Александр Николаевич Скрябин; русский композитор, пианист и дирижер Сергей Васильевич Рахманинов, польский композитор и пианист Кароль Шимановский.

С 1927 года в Варшаве проводится Международный конкурс имени Шопена.

 

Билет № 8

1. Защитник отечества в портретной живописи. Портрет героя войны.

2. Образы природы в музыке и живописи (П.И. Чайковский «Времена года», М. Мусоргский «Рассвет на Москва-реке», картины Левитана, Шишкина, Васильева).

Пейза́ж— жанр изобразительного искусства, в котором основным предметом изображения является природа.

В зависимости от характера пейзажного мотива можно выделить сельский, городской (в том числе городской архитектурный), индустриальный пейзаж, по временам года.

Особую область составляет изображение морской стихии — марина. Пейзаж может носить исторический, героический, фантастический, лирический и эпический характер.

В пейзаж входят некоторые основные элементы:

Земная поверхность

Растительность

Перспектива вида

Картина также может включать:

водоёмы (озера, моря, реки)

фауну

людей

свет

метеорологические образования (облака, дождь).

Пейзажи по пространственному принципу подразделяются на открытые, полуоткрытые, полузакрытые и закрытые.

Элементы пейзажа встречаются в искусстве глубокой древности: в изображениях сцен охоты, рыбной ловли, битв. Однако вплоть до эпохи Возрождения пейзажные мотивы неотъемлемы от изображения человека, они лишь указывают на место действия, часто довольно условно (как, например, в русских иконах). Художники Ренессанса обращаются к непосредственному изучению натуры, разрабатывают принципы перспективного построения пейзажного пространства. Исключительно важное место занимает пейзаж как самостоятельный жанр в искусстве средневекового Китая, где вечно обновляющаяся природа считалась наиболее наглядным воплощением жизни. В эпоху классицизма повышается содержательность пейзажа; наряду с топографическим видовым появляются эмоционально насыщенные героический и идиллический варианты пейзажа. Ведущим жанром становится пейзаж в творчестве французских импрессионистов, работавших на рубеже XIX и XX вв.; важнейшим компонентом их произведений стала вибрирующая световоздушная среда, словно оживляющая изображенные на полотнах уголки природы.

В России пейзаж как самостоятельный жанр складывается в начале XVIII в., поначалу это чисто видовой пейзаж, преобладавший в основном в графике.

Позднее в нем находят отражение мотивы и настроения, характерные для того или иного художественного направления - классицизма, романтизма и др. Значительный вклад в развитие пейзажного жанра внесли художники-передвижники (И. И. Шишкин, А. К. Саврасов, Ф. А. Васильев, А. И. Куинджи, И. И. Левитан и др.), в их полотнах реалистическое изображение природы сочетается с драматическими или лирическими настроениями, с возвышенно-философским толкованием пейзажа.

В первой половине XIX в. в живописи романтизма пробуждается интерес к передаче различных состояний природы, своеобразию национального пейзажа, проблемам пленэра. Романтические традиции играют важную роль в русском пейзаже середины XIX в.

У художников-романтиков пейзаж становится важным средством восприятия чувства любви к родине и формирования демократических умонастроений. Эта роль пейзажа характерна и для русской живописи. Наиболее ясно она выступает в искусстве И. И. Шишкина, А. Куинджи, И. И. Левитана и других. В их произ-ведениях пейзаж становится средством для выражения очень глубокого гражданского содержания.

В искусстве XX в. признанными мастерами пейзажа стали художники прогрессивных направлений, опирающиеся на реалистическую традицию мирового искусства. В XX столетии получают развитие такие разновидности пейзажа, как городской и индустриальный.

Для советского пейзажа, проникнутого духом социалистического реализма, свойственны жизнеутверждающие образы, воспевающие красоту родной природы и красоту преобразованной трудом советских людей земли. Уже в 1920-е гг. зародился советский индустриальный пейзаж (Б. Н. Яковлев «Транспорт налаживается».,

Известные российские пейзажисты

Васильев, Фёдор Александрович

Куинджи, Архип Иванович

Левитан,

Исаак Ильич

Поленов, Василий Дмитриевич

Рерих, Николай Константинович

Саврасов, Алексей Кондратьевич

Шишкин,

Иван Иванович

Юон, Константин Фёдорович

 

.

Билет № 9

1. Особая роль пейзажа в русской реалистической живописи И.И. Левитана («Март», «Золотая осень», «Владимирка», «У омута»…), И. Шишкина («Утро в сосновом лесу», «Рожь»), Дать характеристику пейзажному жанру.

 

2. ГВ центре бетховенского искусства(1802-1812-зрелый стиль) – героика борьбы.

Эту тему Бетховен варьирует с вдохновением и разнообразием, достигая размаха и силы выражения, высокого драматизма. Он полностью преодолевает черты «чувствительного» стиля XVIII века;

музыка наполняется мощной динамикой,

приобретает силу и целеустремленность,

в которых с реализмом отражается диалектика жизненных процессов.

Герой бетховенских произведений зрелого периода – уже не Вертер, а народный вождь. Не шаловливой Сюзанне, а возвышенной героической Леоноре посвящает Бетховен свою единственную оперу.

«Наше время нуждается в людях, мощных духом», – говорил композитор, и такого героя он показал в своих новых произведениях.

Преодолевая каноны старого искусства и создавая новый героико-драматический стиль, Бетховен неизменно сохранял классицистскую строгость и стройность формы. Он довел до высочайшего совершенства логику тематического и тонального, развития, целостность формы и строгую архитектонику, присущие классицистской сонате и симфонии.

Величественность бетховенских образов, их динамичность и контрастность вызвали прежде всего расширение рамок и изменение содержания сонатной формы. Активное развитие тематизма начало преобладать над экспозиционным методом. Увеличились масштаб и драматическая острота разработочных разделов.

Симфония «Героическая»(это третья симфония написанная Бетховеном) открыла не только центральный период в творчестве Бетховена, но и новую эпоху в истории симфонической музыки – симфонизм XIX века.ероическая тема в музыке Л. Бетховена.

 

Билет № 10

1. Передвижники. Социальная тематика в творчестве передвижников (И.Е. Репин «Бурлаки на Волге», В. Перов «Тройка»).

Во 2–ой половине XIX века (1870) в русском искусстве произошло значительное событие: создается Товарищество Передвижных художественных выставок во главе с художником И.Н. Крамским.

Товарищество Передвижных Художественных Выставок является ключевой вехой в развитии русского искусства. Художники-передвижники стали, своего рода, символом русской живописи 19 века. Возникшее как реакция на мертвое безжизненное искусство Академии Художеств, Товарищество Передвижников стало самым массовым и влиятельным художественным объединением в истории России. Никогда - ни до, ни после этого - искусство русских художников не было так близко и понятно народным массам. Передвижников объединяло стремление популяризировать искусство и непосредственно воздействовать через искусство на реальную жизнь, просвещая и воспитывая народ. Передвижники обличали социальную несправедливость, были приверженцами реализма в искусстве (правды жизни).

Наиболее характерная черта творчества передвижников — особое богатство и многогранность исканий во всех жанрах живописи, чрезвычайное многообразие тем, сюжетов и образов, подсказанных современностью. Тема народа, и главным образом тема крестьянства, открыла для художников возможность широких социальных и философских обобщений. Продолжалась напряженная творческая работа над монументальными сюжетными композициями, в которых действуют не одиночные фигуры или группы, а народные массы. Тяготение к созданию народных эпопей было связано с представлениями о том, что народ, его судьбы, его нужды и запросы, его историческая роль должны стать главным содержанием искусства. В этом отчетливо проявляется гражданственный пафос искусства художников-демократов, их духовный подъем, связанный с глубокой убежденностью в важности и нужности их деятельности для народа.

В рядах передвижников зажглись и навечно засияли ярчайшие звезды русской живописи - Саврасов, Суриков, Перов, Репин, Левитан, Куинджи, Поленов, Нестеров, Серов и многие другие. Эти мастера подняли планку русской живописи на невиданную доселе высоту.

Среди передвижников многие художники писали картины в жанре пейзажа и внесли значительный вклад в развитие этого жанра, создавая эстетику нового реалистического пейзажа.

Товарищество Передвижных Художественных Выставок распалось в 1923 году, однако за время его существования значение живописи в жизни в русского общества достигло своей кульминации.

Одно из мест в этом процессе принадлежит И.Е. Репину.

Являлся одним из активнейших членов «Товарищества передвижников».

Художник-живописец, рисовальщик, мастер картины на исторический, бытовой, сказочный сюжет. Портретист. Представитель критического реализма.

Почти каждая картина Ильи Ефимовича Репина имеет свою увлекательную историю, потому что редко какая из них писалась за один год. Обычно между замыслом и окончательным его воплощением проходило три-четыре года, а иногда и больше. Сенсацией стала картина Репина "Бурлаки на Волге" (1870–1873). На базе многочисленных этюдов, в основном написанных во время путешествия по Волге, молодой Илья Репин создал картину, впечатляющую и яркой выразительностью натуры, и грозной силой протеста, зреющей в этих изгоях общества. Смысл происходящего в картине выражался в определенной сцене, и потому общая композиция полотна ясно вырисовывалась уже в первых эскизах, а затем только уточнялась или незначительно изменялась. Образы бурлаков воплощают покорность судьбе, протест и озлобление, невозмутимость или простодушие. Перед нами - вереница персонажей, каждый из которых — самостоятельная портретная индивидуальность. Одиннадцать человек. Сильные и слабые. Непокорные и смирившиеся. Но все вместе они совсем не то, что порознь. "Эти одиннадцать человек, шагающих в одну ногу, натянувши лямки и натужившись грудью - писал о них Стасов,- могучие, бодрые, несокрушимые люди, которые создали богатырскую песню "Дубинушку". Репинские бурлаки не поют, угрюмо налегая на лямки, они не произносят ни слова, но вся картина – словно стон.

 

 

2. Современность музыки И.С. Баха.

Музыка Баха возвышает человека над всем земным, заставляет забывать нас о быте и мелких проблемах. Так было и в 17 веке, то же и сейчас. В этом ее современность.

 

Билет № 11

1. Древнерусское искусство. Конструктивные элементы русской деревянной и каменной храмовой постройки (Кижи, храм Покрова на Нерли). Характеристика древнерусской живописи.

 

История русского искусства не начинается с искусства первобытного человека, жившего на земле, которая затем стала русской, равно как и не с искусства тех многих народов, которые уже в исторические времена населяли до русских эту землю. История русского искусства начинается с истории самого русского народа. До нас не дошло памятников древнеславянского зодчества. Сохранилось описание славянского жилища.

Археологические исследования дают нам представление об устройстве древнерусского жилища. Древнеславянские памятники свидетельствуют об эстетическом чувстве наших далеких предков.

Деревянные постройки.Це́рковь Покрова́ на Нерли́— белокаменный храм во Владимирской области России, в полутора километрах от Боголюбова, выдающийся памятник зодчества владимиро - суздальской школы.

Покров на Нерли — четырёхстолпный, трёхапсидный, одноглавый храм, построенный из белого камня высочайшего качества (кладка весьма однородна, в ней практически отсутствует желтоватый оттенок, пористость блоков очень низка. Храм стоит на уникальном фундаменте, состоящем из восьми рядов качественного гладкотёсаного белого камня (в целом около 4 метров глубиной), базирующихся на обычной для суздальского зодчества бутовой основе, почти квадратной в разрезе (глубиной около 2 метров).

Дата постройки — 1165 год — оспаривается многими исследователями.

Церковь Покрова на Нерли близ Владимира является не только самым совершенным храмом, созданным на Руси, но и одним из величайших памятников мирового искусства…

Церковь Покрова на Нерли – памятник становления и расцвета Владимирского княжества при Андрее Боголюбском.

 

Древнерусское искусство - одно из самых замечательных явлений народного творчества. Созданные древнерусскими художниками произведения по праву получили в наше время мировую известность.

Древнерусская живопись привлекает яркостью красок, удивительной выразительностью образа, ясностью композиций. Тонкий вкус и понимание цвета, глубина, сдержанность и благородство в выражении чувств, терпение и любовное отношение к творческому труду были свойственны древнерусским художникам. Русские мастера овладели техникой живописи и приемами, шедшими из глубины веков, из Византии, откуда с введением христианской веры пришел к нам культ святых и способы их изображения. Древнерусские художники сумели создать шедевры в области живописи, архитектуры и скульптуры. Первый расцвет древнерусского искусства падает на XI-XII века - эпоху Киевского государства. Мозаики и росписи Софийского собора в Киеве, собора Михайловского монастыря, иконы, предметы ювелирного искусства, говорят о существовании в то время крупных художников.

Первоначальный период нашей живописи очень сложен, образы в иконах лишены того примитивного характера, который свойствен начинающему искусству.

После разделения Киевского государства на отдельные княжества в русских городах образуется много местных школ живописи, получающих свой ясно выраженный, глубоко народный характер: новгородская, псковская, ростовская, тверская, позднее - московская. После нашествия татар, в трудные и тяжелые годы их долгого владычества русский народ медленно собирается с силами.

 

 

2.Народная песня, ее особенности и жанровые разновидности.

Народная песня – музыкально-поэтическое произведение, наиболее распространённый вид вокальной народной музыки. Народная песня – одна из древнейших форм музыкально-словесного творчества. В некоторых древних и отчасти современных видах народной музыки она существует в синкретическом единстве с танцем, игрой, инструментальной музыкой, словесным и изобразительным фольклором. Обособление её – результат длительного исторического развития фольклора. Народную песню отличает богатство жанров, различных по происхождению, характеру и функции в народной жизни. Существенная черта большинства традиционных жанров – непосредственная связь народной песни с бытом, трудовой деятельностью (например, песни трудовые, сопровождающие различные виды труда – бурлацкие, покосные, прополочные, жатвенные, молотильные и другие, обрядовые, сопровождающие земледельческие и семейные обряды и празднества, – колядки, масленичные, веснянки, купальские, свадебные, похоронные, игровые календарные и т. п.). Плясовые народные песни неотделимы от разнообразных народных танцев. Наибольшее музыкальное развитие в фольклоре всех народов получили лирические песни. Они поются соло, ансамблем, хором. Именно в этом жанре откристаллизовались высшие формы многоголосия, сложные мелодические и музыкально-поэтические композиционные структуры. Разнообразие содержания лирических народных песен обусловлено прежде всего разнообразием социальных групп, создающих и исполняющих их (земледельцы, ремесленники, рабочие, студенты и другие). Каждая социальная группа общества имеет свою песенную лирику.

 

В народной песне преобладает строфическая и куплетная форма, часто с композиционно выделенными запевом, припевом или рефреном (особенно в хоровой народной песне). Различным по содержанию поэтическим строфам (куплетам) каждой народной песни соответствует обычно один напев, варьируемый при неоднократном повторении (на протяжении всей песни). Традиционной крестьянской песенности, особенно архаичной по истокам (связанной с трудом и обрядом), свойственны так называемые напевы-формулы – короткие мелодии, соответствующие обычно одной стиховой строке или двухстишной строфе и уп







Дата добавления: 2015-06-15; просмотров: 1158. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Картограммы и картодиаграммы Картограммы и картодиаграммы применяются для изображения географической характеристики изучаемых явлений...

Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Что такое пропорции? Это соотношение частей целого между собой. Что может являться частями в образе или в луке...

Растягивание костей и хрящей. Данные способы применимы в случае закрытых зон роста. Врачи-хирурги выяснили...

ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ИЗНОС ДЕТАЛЕЙ, И МЕТОДЫ СНИЖЕНИИ СКОРОСТИ ИЗНАШИВАНИЯ Кроме названных причин разрушений и износов, знание которых можно использовать в системе технического обслуживания и ремонта машин для повышения их долговечности, немаловажное значение имеют знания о причинах разрушения деталей в результате старения...

Оценка качества Анализ документации. Имеющийся рецепт, паспорт письменного контроля и номер лекарственной формы соответствуют друг другу. Ингредиенты совместимы, расчеты сделаны верно, паспорт письменного контроля выписан верно. Правильность упаковки и оформления....

БИОХИМИЯ ТКАНЕЙ ЗУБА В составе зуба выделяют минерализованные и неминерализованные ткани...

Типология суицида. Феномен суицида (самоубийство или попытка самоубийства) чаще всего связывается с представлением о психологическом кризисе личности...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.014 сек.) русская версия | украинская версия