Внутренняя и внешняя политика России в период правления Николая I
12 декабря 1825 г. на русский престол вступил Николай I Павлович (1825 - 1855 гг.). Николай был третьим сыном Павла I. Старших сыновей Павла I - Александра и Константина - с детства готовили к престолу, младших - Николая и Михаила - к военной службе. Внутренняя политика. Император приступил к переустройству системы государственного управления. Огромную роль в его правление стала играть Собственная его императорского величества канцелярия. Она была создана Александром I для рассмотрения прошений на высочайшее имя. Николай I значительно расширил ее функции, придав ей значение высшего органа управления государством. В 1826 г. Канцелярия была разделена на 5 отделений. Особое значение приобрело III отделение - тайная полиция под руководством графа А.Х. Бенкендорфа. В ведении III отделения находились: - сыск и следствие по политическим делам; - контроль за литературой и театром, периодикой; - борьба со старообрядчеством и сектантством. В самом начале своего правления Николай I заявил, что в основу государственного управления он хочет положить закон. Для этого он решил привести российское законодательство в порядок, что не делалось со времен Алексея Михайловича. Кодификация (упорядочение) законодательства проводилось II Отделением канцелярии под руководством М.М. Сперанского. М.М. Сперанский к этому времени отошел от либеральных убеждений и стал убежденным сторонником монархии. М.М. Сперанский проделал титанический труд и в 1830 г. представил представил государю 45 томов "Полного Собрания Законов Российской Империи", в котором заключалось более 30 тыс. законов, изданных в хронологическом порядке начиная с 1649 до воцарения Николая I. Через 3 года появился "Свод Законов Российской Империи" в 15-ти томах, в котором в систематическом порядке были изложены действующие законы. "Свод" был разослан во все правительственные учреждения и поступил в продажу. Предполагалось, что теперь любой человек в своей деятельности мог ими руководствоваться. При Николае I в России появились железные дороги. В 1837 г. была открыта первая железная дорога между Петербургом и Царским Селом (совр. г. Пушкин) - Царскосельская. На Царскосельской дороге работали шесть паровозов, закупленных за рубежом. С 1838 г. движение по Царскосельской дороге стало с паровой тягой. В 1851 г. Николаевская железная дорога связала Петербург и Москву.
Внешняя политика. После разгрома наполеоновской армии Россия стала играть ведущую роль в европейских делах. До 50-х гг. XIX в. Россия поддерживала мирные отношения со всеми европейскими державами. На юго-восточной границе Российской империи сложилась иная ситуация: отношения с Османской империей постоянно ухудшались. Одной из причин осложнения отношений с Турцией стало усиление влияния России на Балканах среди христианских народов Османской империи. Османская империя к этому времени стала переживать глубокий всеобъемлющий кризис. Во второй четверти XIX в. в европейской политике обозначился восточный вопрос. Вследствие этого освободительная борьба балканских христианских народов за освобождение от турецкого владычества усилилась. В этой борьбе балканские народы стремились опереться на Россию. Это вызывало раздражение Турции. Еще одной причиной враждебных отношений России с Турцией были события на Кавказе. Кавказ - магическое и самое беспокойное место на Земле. Это гигантская крепость, разделяющая Европу и Азию, омывается двумя морями - Черным и Каспийским; в горах Кавказа берут начало две крупнейшие реки - Терек и Кубань. С глубокой древности Кавказ пережил множество войн, миграций, стихийных бедствий. Кавказские горы издавна были населены племенами горцев - чеченцев, ингушей, лезгинов, осетин, черкесов и др. Чтобы выжить, горцы все выше и выше карабкались в горы, враждовали между собой и жили за счет войн и набегов. Мужчины здесь рождались воинами. Горские народы были многочисленны, относились к разным языковым, этническим группам, находились на разной стадии развития, исповедывали разные религии, враждовали между собой и никому не подчинялись. Но время создало здесь уникальную, единую цивилизацию горцев. Для многих, мечтавших покорить Кавказ, он на деле оказывался "острым клинком из многослойной стали". Кавказ оставался непокоренным и никому не принадлежал. До XVI в. Кавказ был сферой влияния Турции и Ирана. В XVI в. во времена Ивана Грозного ситуация меняется. Иван IV Грозный женился на черкесской княжне Марии и обратил свои взоры на Кавказ. На реке Терек по его приказанию была заложена первая русская крепость, где стали нести службу 500 стрельцов. Сюда постоянно прибывали казаки, беглые крестьяне, бойко шла приграничная торговля. Так русские начали осваивать Кавказ. После русско-турецких войн Екатерины II к России была присоединена Кубань. После этого Кавказ стал ареной упорной, ожесточенной борьбы трех могущественных государств - Османской империи, Персии и России. Во времена Екатерины II естественной границей России на Кавказе стали реки Кубань и Терек. После ликвидации гетманства на Украине в 1764 г. несколько тысяч запорожских казаков переселились на Кубань. Возникли города-крепости - Ставрополь (1777 г.), Екатеринодар (1793 г.) и др. По рекам Кубань и Терек была сооружена сплошная линия укреплений. Она получила название Кавказской линии. Кавказская линия стала южной границей России. Кавказские горцы к этому времени уже приняли ислам и признавали над собой власть турецкого султана как главы всего мусульманского мира. Поэтому, чтобы остановить продвижение России на Кавказ, турецкий султан оказывал всяческую поддержку горским народам. К 1804 г. Грузия вошла в состав России. Для сообщения с Грузией русскими через Кавказский хребет была проложена Военно-Грузинская дорога. Она соединяла Владикавказ и Тифлис. В начале XIX в. сложилась следующая ситуация: на севере от Кавказского хребта были русские территории, к югу - также лежали русские владения. Между ними оказались горские народы. Сообщение по Военно-Грузинской дороге было затруднено из-за постоянных нападений горцев. Казаки также нападали на селения горцев. На Военно-Грузинской дороге шла постоянная война русских с горцами. Стало ясно: прочно овладеть Закавказьем можно было только покорением горских народов Кавказа. В 1816 г. все воинские части, действовавшие на Кавказе, были сведены в одну Кавказскую армию. Главнокомандующим Кавказской армией был назначен герой Отечественной войны 1812 г. генерал А.П. Ермолов. Началась Кавказская война. 20. Европейское Просвещение и рационализм. Культура России первой половины XIX в.: наука, образование, литература, живопись, архитектура, музыка. Необычайный взлет отечественной культуры в первой половине XIX в. позволил назвать это время се «золотым иском». Если в экономическом и социально-политическом развитии Россия отставала от передовых европейских государств, то в культурных достижениях она не только шла вровень с ними, но и часто опережала. Просвещение и образование. Уровень образованности общества является одним из показателей культурного состояния страны. В России в конце XVIII — начале XIX в. он был крайне невысок. Население, и главным образом крестьянство, было неграмотным или малограмотным. Поэтому усилия правительства Александра I были направлены на создание системы государственного образования. Она состояла из: одногодичных приходских школ; трехклассных уездных училищ; семиклассных гимназий. В эпоху Александра I образование было бессословным. При Николае I оно приняло замкнутый сословный характер: приходские школы для крестьян; уездные училища Для детей купцов, ремесленников и других городских обывателей; гимназии для детей дворян и чиновников. Для дворянства, кроме того, открывались и специальные средние учебные заведения — кадетские корпуса и др. Лишь гимназическое образование или окончание специальных дворянских учебных заведений давало право поступления в университеты. Наука. В отличие от XVIII в., для которого был характерен энциклопедизм ученых, в первой половине XIX в. началась дифференциация наук, выделение самостоятельных научных дисциплин (естественных и гуманитарных). Наряду с углублением теоретических познаний все большее значение приобретали научные открытия, имевшие прикладное значение и внедрявшиеся, хотя и медленно, в практическую жизнь. Литература. Именно расцвет литературы позволил определить первую половину XIX в. как «золотой век» русской культуры. Писатели, отражавшие российскую действительность, занимали разные общественно-политические позиции. Существовали различные художественные стили (методы), сторонники которых придерживались противоположных убеждений. В литературе первой половины XIX в. закладывались те основополагающие принципы, которые определили ее дальнейшее развитие: народность, высокие гуманистические идеалы, гражданственность и чувство национального самосознания, патриотизм, поиски социальной справедливости. Литература становилась важным средством формирования общественного сознания. Живопись и скульптура. Для русского изобразительного искусства также были характерны романтизм и реализм. Однако официально признанным методом был классицизм. Академия художеств стала консервативным и косным учреждением, препятствовавшим любым попыткам свободы творчества. Она требовала строго следовать канонам классицизма, поощряла написание картин на библейские и мифологические сюжеты. Молодых талантливых русских художников не удовлетворяли рамки академизма. Поэтому они чаще, чем прежде, обращались к портретному жанру. В первой половине XIX в. в русскую живопись входит бытовой сюжет. Одним из первых к нему обратился А. Г. Венецианов. Она посвятил свои картины «На пашне», «Захарка», «Утро помещицы» изображению крестьян. Его традиции продолжил П. А. Федотов. Его полотна реалистичны, наполнены сатирическим содержанием, разоблачающим торгашескую мораль, быт и нравы верхушки общества («Сватовство майора», «Свежий кавалер» и др.). Современники справедливо сравнивали П. А. Федотова в живописи с Н. В. Гоголем в литературе. Архитектура и градостроительство. Русская архитектура первой половины XIX в. связана с традициями позднего классицизма. Характерная черта — создание крупных ансамблей. Это особенно проявилось в Петербурге, в котором многие кварталы поражают своим единством и гармоничностью. По проекту А. Д. Захарова было воздвигнуто здание Адмиралтейства. От него разошлись лучи петербургских проспектов. Стрелку Васильевского острова украсило здание Биржи и ростральные колонны (архитектор Т. де Томон). Невский проспект приобрел завершенный вид после возведения А. Н. Воронихиным Казанского собора. По проекту А. А. Монферрана был создан Исаакиевский собор — самое высокое здание России того времени. К. И. Росси закончил формирование петербургских ансамблей зданиями Сената, Синода, Александринского театра и Михайловского дворца. Именно в первой половине XIX в. Петербург стал подлинным шедевром мирового зодчества. Существенные преобразования затронули лишь центр старой стопины России. В целом же ее облик изменился мало, она оставалась деревянной и архаично застроенной. На Красной площади располагались многочисленные торговые ряды и лавки, заслонявшие ее красоту. Тверскую улицу обрамляли сады и огороды. За Тверской заставой (в районе нынешнего Белорусского вокзала) простиралось огромное поле, на котором охотники травили зайцев. Музыка. В первой половине XIX в. открылась новая страница в истории отечественной музыкальной культуры. Композиторы не стремились к заимствованиям у немецкой, итальянской и французской школ. Многовековое народное творчество создало основу для развития национальной музыкальной школы. Сочетание народных мотивов с романтизмом обусловило появление особого жанра — русского романса (А. А. Алябьев, А. Е. Варламов, А. Л. Гурилев).
21. В начале 30-х гг. XIX в. появилось на свет идеологическое обоснование реакционной политики самодержавия — теория “официальной народности”. Автором этой теории выступил министр народного просвещения граф С. Уваров. В 1832 г. в докладе царю он выдвинул формулу основ русской жизни: “ Самодержавие, православие, народность ”. В основе ее была точка зрения, что самодержавие — исторически сложившийся устой русской жизни; православие — нравственная основа жизни русского народа; народность — единение русского царя и народа, ограждающее Россию от социальных катаклизмов. Русский народ существует как единое целое лишь постольку, поскольку сохраняет верность самодержавию и подчиняется отеческому попечению православной церкви. Любое выступление против самодержавия, любая критика церкви трактовались им, как действия, направленные против коренных народных интересов. Уваров доказывал, что просвещение может быть не только источником зла, революционных потрясений, как это случилось в Западной Европе, а может превратиться в элемент охранительный — к чему следует стремиться в России. Поэтому всем “служителям просвещения в России предлагалось исходить исключительно из соображений официальной народности”. Таким образом, царизм стремился решить задачу сохранения и укрепления существующего строя. По мнению консерваторов николаевской эпохи, в России не было причин для революционных потрясений. Как говорил начальник Третьего отделения собственной Его Императорского Величества канцелярии А.Х. Бенкендорф, "прошедшее России было удивительно, ее настоящее более чем великолепно, что же касается ее будущего, то оно выше всего, что может нарисовать самое смелое воображение". В России становилось практически невозможным бороться за социально-экономические и политические преобразования. Попытки русской молодежи продолжить дело декабристов успеха не имели. Студенческие кружки конца 20-х — начала 30-х гг. были малочисленны, слабы и подвергались разгрому. В условиях реакции и репрессий против революционной идеологии широкое развитие получила либеральная мысль. В размышлениях об исторических судьбах России, ее истории, настоящем и будущем родились два важнейших идейных течения 40-х гг. XIX в.: западничество и славянофильство. Представителями славянофилов были И.В. Киреевский, А.С. Хомяков, Ю.Ф. Самарин и многие др. Наиболее выдающимися представителями западников выступали П.В. Анненков, В.П. Боткин, А.И. Гончаров, Т.Н. Грановский, К.Д. Кавелин, М.Н. Катков, В.М. Майков, П.А. Мельгунов, С.М. Соловьев, И.С. Тургенев, П.А. Чаадаев и др. По ряду вопросов к ним примыкали А.И. Герцен и В.Г. Белинский. И западники, и славянофилы были горячими патриотами, твердо верили в великое будущее своей России, резко критиковали николаевскую Россию. Особенно резко славянофилы и западники выступали против крепостного права. Причем западники — Герцен, Грановский и др. — подчеркивали, что крепостное право — лишь одно из проявлений того произвола, который пронизывал всю русскую жизнь. Ведь и “образованное меньшинство” страдало от беспредельного деспотизма, тоже было в “крепости” у власти, у самодержавно-бюрократического строя. Критикуя российскую действительность, западники и славянофилы резко расходились в поисках путей развития страны. Славянофилы, отвергая современную им Россию, с еще большим отвращением смотрели на современную Европу. По их мнению, западный мир изжил себя и будущего не имеет (здесь мы видим определенную общность с теорией “официальной народности”). Славянофилы отстаивали историческую самобытность России и выделяли ее в отдельный мир, противостоящий западу в силу особенностей русской истории, религиозности, русского стереотипа поведения. Величайшей ценностью считали славянофилы православную религию, противостоящую рационалистическому католицизму. Славянофилы утверждали, что у русских особое отношение к властям. Народ жил как бы в “договоре” с гражданской системой: мы — общинники, у нас своя жизнь, вы — власть, у вас своя жизнь. К. Аксаков писал, что страна обладает совещательным голосом, силой общественного мнения, однако право на принятие окончательных решений принадлежит монарху. Примером такого рода отношений могут стать отношения между Земским собором и царем в период Московского государства, что позволило России жить в мире без потрясений и революционных переворотов, типа Великой французской революции. “Искажения” в русской истории славянофилы связывали с деятельностью Петра Великого, который “прорубил окно в Европу”, нарушил договор, равновесие в жизни страны, сбил ее с начертанного богом пути. Славянофилов часто относят к политической реакции в силу того, что их учение содержит три принципа “официальной народности”: православие, самодержавие, народность. Однако следует отметить, что славянофилы старшего поколения истолковывали эти принципы в своеобразном смысле: под православием они понимали свободное сообщество верующих христиан, а самодержавное государство рассматривали как внешнюю форму, которая дает возможность народу посвятить себя поискам “внутренней правды”. При этом славянофилы защищали самодержавие и не придавали большого значения делу политической свободы. В то же время они были убежденными демократами, сторонниками духовной свободы личности. Когда в 1855 г. на престол вступил Александр II, К. Аксаков представил ему “Записку о внутреннем состоянии России”. В “Записке” Аксаков упрекал правительство в подавлении нравственной свободы, приведшей к деградации нации; он указывал, что крайние меры могут только сделать в народе популярной идею политической свободы и породить стремление к ее достижению революционным путем. Ради предотвращения подобной опасности Аксаков советовал царю даровать свободу мысли и слова, а также возвратить к жизни практику созыва Земских соборов. Идеи предоставления народу гражданских свобод, отмены крепостного права занимали важное место в работах славянофилов. Неудивительно поэтому, что цензура часто подвергала их преследованиям, мешала свободно выражать свои мысли. Западники, в отличие
|