Либеральные реформы Александра II в России
Наро́дничество — идеология интеллигенции в Российской империи в 1860—1910-х годах, ориентированная на «сближение» с народом в поиске своих корней, своего места в мире. Движение народничества было связано с ощущением интеллигенцией потери своей связи с народной мудростью, народной правдой. В советской историографии народничество считалось вторым, революционно-демократическим («разночинским») этапом революционного движения в России, пришедшим на смену «дворянскому» (декабристам) и предшествовавшим «пролетарскому» (марксистскому) этапу. Народничество - господствующее направление в русском освободительном движении 2-ой половины 19-ого века и начала 20-ого века. Его родоначальники: Герцен, Чернышевский. Народничество с самого начала было неоднородным движением. Уже в 1860-х годах в нем наметилось две основные тенденции, тоже делившиеся на отдельные лини: революционная и либеральная. С 1860-х и до начала 80-х доминировали революционные народники, но потом их погромили, и с середины 80-х господствующее положение занимали либеральные народники. В народничестве соединялись идеи утопического социализма с радикальной программой буржуазно-демократического преобразования: выступали против пережитков крепостничества, против буржуазного развития страны. Народничество возникло под влиянием неудовлетворения результатами буржуазно-демократической революций на Западе и под влиянием резкого проявления социального антагонизма в капиталистических странах. Главное в идеях народников - это теория некапиталистического развития Росси и тесно связанное с нею возможность перехода к социализму в России, минуя капитализм через трансформацию крестьянской общины, в которой они видели зародыш социализма в силу развитого коллективистского начала. Среди отличительных признаков народничества особо важны следующие: 1) признание капитализма в России упадком, регрессом, поскольку он ведет к расслоению крестьянства и его пролетаризации; 2) признание самобытности русского экономического строя вообще и крестьянства с его общиной, артелью и т.п. в частности [они считали, что развитие этих устоев «русской жизни» спасет страну от капитализма и откроет ей возможность непосредственного перехода к социализму]. 3) интеллигенция - носитель прогресса [народ/толпа - лишь материал в руках критически мыслящей личности из интеллигенции] Николай Бердяев писал, что народничество - это, прежде всего, вера в русский народ, трудящийся, крестьянский. Народ для них не равен нации. Все народники верили в то, что в народе хранится тайна истинной жизни, скрытая от культурных классов. Эмоционально в основе народничества лежало чувство оторванности интеллигенции от народа. Народники не ощущали организацию частью народа и остро ощущали свою вину перед ними. Это чувство вины перед народом играло огромную роль в психологии народников: интеллигенция всегда в долгу перед народом и обязана оплатить этот долг. Вся культура создана за счет народа, за счет его труда, и это возлагает тяжкую ответственность на носителя этой культуры. Религиозные народники [Толстой, Достоевский] верили, что в народе скрыта религиозная правда; народники-атеисты [Герцен, Бакунин] верили в социальную правду народа. И все они сознавали неправду своей жизни, потому что настоящий человек, то есть не отягощенный чувством вины, грехом эксплуатации своих собратьев - это человек из народа, то есть трудовой человек. Народники считали, что культура сама по себе не оправдание жизни, потому что куплена слишком большой ценой порабощения народа. Бердяев писал, что интеллигентский и культурный слой в России слабо осознавал свое достоинство, культурное призвание. На вершинах творчества люди этого слоя остро чувствовали свое одиночество и все мечтали припасть к истокам. Миросозерцание - коллективистское, а не индивидуалистическое: народ - это коллектив, к которому они хотят приобщиться. Они ненавидели буржуазность и боялись развития капитализма в России. Они верили в особые пути России, в возможность миновать западный капитализм, в предназначение русского народа разрешить социальный вопрос лучше и быстрее чем на Западе. Здесь сходятся социалисты и славянофилы, это идет от Герцена. Одной из главных опор народнического социализма был тот факт, что русскому народу всегда были чужды римские понятия: абсолютный характер частной собственности отрицался - для русского сознания важно не отношение к принципу частной собственности, то есть к закону, а отношение к живому человеку. Народники идеализировали уклад крестьянской жизни, община для них - оригинальный продукт русской истории или [по Михайловскому] высокий тип на низкой стадии развития. Капитализм для народников чуждое явление, симптом упадка, регресса. В рамках народнического движения существовали два основных течения — умеренное (либеральное) и радикальное (революционное). Представители умеренного течения стремились к ненасильственным социальным, политическим и экономическим преобразованиям. Представители радикального течения, считавшие себя последователями Чернышевского, стремились к быстрому насильственному свержению существовавшего режима и немедленному осуществлению идеалов социализма. Также по степени радикализма в народничестве можно различить следующие направления: (1) консервативное, (2) либерально-революционное, (3) социально-революционное, (4) анархистское. НАРОДНИЧЕСТВО - идеология и движение разночинной интеллигенции в России во 2-й пол. 19 в. Выступало против крепостничества и капиталистического развития России, за свержение самодержавия путем крестьянской революции. Народничество - разновидность крестьянской, общинной социалистической утопии. Родоначальники - А. И. Герцен, Н. Г. Чернышевский, идеологи - М. А. Бакунин, П. Л. Лавров, П. Н. Ткачев. Основные народнические организации 1860-80-х гг. - ишутинцы, ''чайковцы'' (организаторы ''хождения в народ''), ''москвичи'', ''Земля и воля'', ''Черный передел'', ''Народная воля''. Во 2-й пол. 1880-х - 1-й пол. 90-х народничество переживало кризис, вызванный разгромом ''Народной воли''. Возросло влияние либерального народничества (Н. К. Михайловский и др. публицисты журнала ''Русское богатство''), но не прерывалась и революционная традиция (Группа народовольцев в Санкт-Петербурге, другие местные кружки и организации). Возрождение революционного народничества в кон. 1890-х - нач. 1900-х гг. (т. н. неонародничество) связано с деятельностью партии эсеров. народничества. С середины 1880-х гг. либеральное Народничество, ранее не игравшее существенной роли, стало господствующим направлением. Народничество исчерпало свою революционность и было идейно разгромлено марксизмом. С начала пролетарского этапа ведущая роль в освободительном движении перешла к рабочему классу во главе с марксистско-ленинской партией. В движении Народничество участвовали представители многих национальностей России, идеология Народничество своеобразно преломлялась в условиях различных национальных районов страны. Культура России во второй половине XIXв.
Прогресс русской культуры, культуры других народов России во второй половине XIXв. определялся общественно политическим подъемом в стране, отменой крепостного права, проведением реформ 60-70-х г.г., высокими темпами развития капитализма в промышленности и др. Определяя особенности развития культуры этого периода, следует назвать: -во-первых, огромное воздействие демократических и социалистических идей на формирование культуры; -во-вторых, неустанный философско-нравственный поиск русской интеллигенцией справедливости, правды - истины, ее веру в особую миссию русского народа; -в-третьих, русская культура, с успехом вбиравшая достижения культур других народов, провозгласившая свободу, разум, счастье для всех людей, независимо от их социального происхождения и положения, языка и вероисповедания, вызвала к себе огромный интерес во всем мире. Полиграфическая промышленность, ставшая отдельной отраслью капиталистического производства, увеличила выпуск продукции. В 80-90-х г.г. крупными издателями были И.Д. Сытин (1851-1934), выпускавший большими тиражами дешевые книги для народа; братья А.Н. и И.Н. Гранаты, А.С. Суворин (1834-1912), Ф.Ф. Павленков (1839-1900), П.Г. Сойкин (1862-1938). В Москве также были открыты Исторический, Политехнический музеи, Третьяковская галерея. В Петербурге в 1898г. был открыт Императорский Русский музей. Вторая половина XIXв. - это период выдающихся достижений в науке и технике, позволивших русскую научно-исследовательскую деятельность ввести в мировую науку. Русские ученые принимали участие в экспериментальных и лабораторных исследованиях в научных центрах Европы и Северной Америки. В стране возникали новые научные центры: Общество людей естествознания, антропологии и этнографии (1863), Общество русских врачей, Русское техническое общество (1866). Крупным центром математических исследований стал Петербург, где сложилась математическая школа, связанная с именем выдающегося математика П.Л. Чебышева (1831-1894). Его открытия относятся к теории приближения функций, теории чисел и теории вероятностей. Гениальным ученым-химиком, создавшим периодическую систему химических элементов, был Д.И. Менделеев (1834-1907). Работа его "Основы химии" была переведена на многие европейские языки, а в России только прижизненно была издана 8 раз. Мировую известность приобрели открытия А.С. Попова (1859-1905). В 1825г. он продемонстрировал работу "грозоотметчика" - радиоприемника, нашедшего очень скоро практическое применение. А.Ф. Можайский (1825-1890) исследовал возможности создания испытательных аппаратов. В 1876г. с успехом прошла демонстрация полетов его моделей. Выдающееся значение имели работы К.Э. Циолковского (1857-1935), одного из пио-неров космонавтики: нашел решения конструкции ракет и ракетных двигателей. Крупные научные и технические открытия были сделаны физиком П.Н. Лебедевым (1866-1912), который доказал и измерил давление света. Огромны были успехи биологических наук. Русские ученые открыли целый ряд законов развития организмов. Научные интересы И.П. Павлова (1849-1936) представляла физиология мозга. Он создал основанное на опыте учение о высшей нервной деятельности. Крупнейшим представителем российской науки был К.А. Тимирязев (1843-1920). Он исследовал явление фотосинтеза, доказав применимость закона сохранения энергии к органическому миру. Большой интерес в мире вызвали экспедиции по изучению Средней и Центральной Азии, Уссурийского края Н.М. Пржевальского (1839-1888), впервые описавшего природу этих регионов. Он внес огромный вклад в исследование флоры и фауны этих регионов. Н.Н. Миклухо-Маклай (1846-1888) - русский ученый, путешественник, общественный деятель и гуманист. Во время путешествий в Юго-Восточную Азию, Австралию, на острова Океании он провел ценные географические исследования, не утратившие до сегодняшнего дня своего значения. Получили разработку филология и лингвистика. И.И. Срезневский (1812-1880) подготовил работы по истории старославянского языка и древнерусской литературе. Его заслугой является также создание петербургской школы славистов. В.И. Даль (1801-1872) - создатель "Толкового словаря живого великорусского языка", который в отличие от академических словарей того времени, содержит лексику живой народной речи. Разработка истории России осуществлялась рядом крупных историков. В 50-70-х г.г. над 29-томным изданием "История России с древнейших времен" работал талантливый русский историк С.М. Соловьев (1820-1879). На вторую половину XIXв. и первую половину XXв. приходится творчество гения мысли и слова Л.Н. Толстого (1828-1910). К 80-м гг. относится начало творчества А.П. Чехова (1860-1904). В 80-х гг. начал свою литературную деятельность В.Г. Короленко (1853-1921) - писатель-демократ. С развитием литературы неразрывно связаны музыка, живопись, театр. Конец XIX начало ХХв.в. - период достижений русской музыкальной культуры, связанных с именами П.И. Чайковского, М.П. Мусорского, Н.А. Римского-Корсакова, С.В. Рахманинова и многих других.
В музыкальной культуре второй половины XIX в. особое место занимает "Могучая кучка" или "Новая музыкальная школа". Задачи и эстетические позиции членов кружка сложились под влиянием взглядов русского художественного и музыкального критика В.В. Стасова (1834-1906). Поворот русского изобразительного искусства к критическому реализму обозначился в конце 50-х г.г. XIX в. Важнейшие тенденции развития живописи определили художники, объединившиеся по инициативе И.Н. Крамского, Г.Г. Мясоедова, Н.Н. Ге, В.Г. Перова в Товарищество передвижных художественных выставок. Идейным вождем объединения стал И.Н. Крамской. В истории русской педагогики и просвещения середины второй половины XIX в. Выдающееся место принадлежит замечательным русским деятелям культуры: ученому-медику Н.И. Пирогову, педагогу К.Д. Ушинскому, ученому-анатому и педагогу П.Ф. Лесгафту и писателю Л.Н. Толстому. Русская наука во второй половине XIXв. развивается в неразрывной связи с достижениями мировой культуры, внося в это развитие неоценимый вклад. Периодическую печать этого времени характеризует большое оживление. Кроме новых "толстых" журналов, которые вместе с прежними задавали тон в печати, появилось много специализированных, сельскохозяйственных, педагогических, посвященных различным видам искусства, рассчитанных на различные группы и слои населения России. Особенно выросла газетная периодика, в том числе провинциальная, чему способствовала отмена запретов на издание частных газет и журналов универсального характера. Реалистическая литература 60-х годов с большим успехом развивала традиции Пушкина, Лермонтова, Гоголя и писателей натуральной школы. Она была представлена прозаиками и поэтами разных поколений, идейно-творческих позиций и разной степени дарования. Достижения драматургии этого времени неразрывны с достижениями русской реалистической школы искусства в целом. Кроме А.Н. Островского, большой вклад в развитие драматургии внесли М.Е. Салтыков-Щедрин и А.В. Сухово-Кобылин; ее влияние испытали также А.Ф. Писемский, Н.С. Лесков, А.К. Толстой, А.А. Потехин. Революционно-демократическое направление в развитии драматургии 60-х годов представляют драматические произведения М.Е. Салтыкова-Щедрина, включенные в его сатирические циклы, и главным образом пьесы "Смерть Пазухина" и "Тени". Крупным достижением драматургии 60-х годов является трилогия А.В. Сухово-Кобылина: "Свадьба Кречинского" (1854), "Дело" (1861) и "Смерть Тарелкина" (1869). Также самым выдающимся достижением драматургии 60-х годов и всей второй половины XIX в. являются пьесы А.Н. Островского, стоящие в одном ряду с классической русской поэзией. По выражению Гончарова, Островский достроил здание, в основание которого краеугольные камни положил Грибоедов, Пушкин и Гоголь Зарождение и развитие русского декадентства имели свои особенности, обусловленные своеобразием социальных противоречий русской жизни конца XIX начала XXв., отразившихся и во многих областях гуманитарной культуры, в частности в журналистике и критике. Литературной трибуной русского декадентства становится в 90-х годах журнал "Северный вестник", главным сотрудником которого критик А.Л. Волынский, сразу же определившийся как "борец за идеализм". С 1893г. вокруг "Северного вестника" объединяются писатели - символисты Д.С. Мережковский, Н.М. Минский, З.Н. Гиппиус, Ф.К. Соллогуб и др. Русская поэзия XIX в. была чрезвычайно разнообразна: появилось много новых поэтов, завоевавших широкую популярность. В условиях 80-х годов возродилось влияние патриарха "чистой поэзии" А.А. Фета. К середине 50-х годов русский драматический театр стал важным фактором не только культурной, но и идейной жизни России. Театр второй половины XIXв. неразрывно связан с именем Островского, который внес неоценимый вклад в историю театра. В период творчества А.Н. Островского Малый театр сохранял положение главного центра театральной культуры. Его звали "Домом Щепкина", в нем живы были и развивались традиции отца сценического реализма. Вместе с тем Малый театр по праву зовется "Домом Островского". Кроме стационарных театров в пригородах Петербурга - Петергофе, Царском селе, Ораниенбауме, Павловске - были летние театры, в которых по разрешению дирекции устраивались концерты и спектакли с участием иностранных и русских артистов для увеселения отдыхающих двора, офицеров и другой светской публике. К началу второй половины XIX в. в музыкальной культуре России уже сложились прочные национальные традиции, ведущие начало от творчества Глинки и Даргомыжского. В это время четко обозначаются пути развития русской оперы, симфонизма, русского романса и других важных направлений музыкального творчества. Развитие русской национальной музыки происходило разными путями, подтверждавшими самостоятельность формирования композиторского мастерства. Во главе Петербургской композиторской школы стояла "Могучая кучка", в Москве - гениальный русский композитор П.И. Чайковский. Блестящие успехи русской исполнительной школы стали достижением мировой музыкальной культуры. Европейские страны и далекая Америка смогли ознакомиться с мастерством выдающихся русских музыкантов и с лучшими произведениями русских композиторов. Множество концертных поездок за границу совершил Рубинштейн, завоевав мировую славу величайшего пианиста. Большим успехом пользовалось концертирование замечательной русской пианистки А.Н. Есиповой, выступавшей в Австралии, Германии, Франции, Венгрии, Бельгии, Англии. Блестящий расцвет русской культуры второй половины XIX в. ярко проявился и в изобразительном искусстве, искусстве реалистическом, истинно народном, глубоко национальным. Посвященное народу, оно говорит с ним правдивым, простым и ясным языком. В изобразительном искусстве второй половины XIX столетия четко обозначены два периода: Первый начинается с конца 50-х годов и охватывает все 60-е годы. Второй этап - передвиженческий - от 70-х годов до начала 90-х. Он связан с деятельностью художников, членов Товарищества передвижных художественных выставок, которые вывели изобразительное искусство из Петербурга и Москвы на широкую дорогу всероссийского признания. Перед изобразительным искусством встала важнейшая задача - быть выразителем передовых идей эпохи. Кризис архитектуры как искусства начался еще в 30-40-е годы, кода благородный русский классицизм выродился под высочайшим покровительством Николая I в сухой, казарменный, казенный стиль. Так возникли унылые корпуса заводов и фабрик, тесно стоящие доходные дома с дворами - колодцами. Так постепенно менял свой стройный строгий вид Петербург, его прекрасные, уже сложившиеся улицы и площади. Таким образом, если вторая половина XIX в. для русского изобразительного искусства стала эпохой расцвета, то эти же годы для русской архитектуры были годами ее деградации в художественном отношении.
Внешняя политика Александра II В царствование Александра II Россия вернулась к политике всемерного расширения Российской империи, ранее характерной для царствования Екатерины II. За этот период к России были присоединены Средняя Азия, Северный Кавказ, Дальний Восток, Бессарабия, Батуми. Победы в Кавказской войне были одержаны в первые годы его царствования. Удачно закончилось продвижение в Среднюю Азию (в 1865—1881 годах в состав России вошла большая часть Туркестана). После долгого сопротивления он решился на войну с Турцией 1877—1878 годов. По итогам войны он принял чин генерал-фельдмаршала (30 апреля 1878 года). Смысл присоединения некоторых новых территорий, в особенности Средней Азии, был непонятен части российского общества. Так, М. Е. Салтыков-Щедрин критиковал поведение генералов и чиновников, использовавших среднеазиатскую войну для личного обогащения, а М. Н. Покровский указывал на бессмысленность завоевания Средней Азии для России. Между тем, это завоевание обернулось большими людскими потерями и материальными затратами. В 1876—1877 годах Александр II принял личное участие в заключении секретного соглашения с Австрией в связи с русско-турецкой войной, следствием которого, по мнению некоторых историков и дипломатов второй половины XIX века, стал Берлинский трактат (1878), вошедший в отечественную историографию как «ущербный» в отношении самоопределения балканских народов (существенно урезавший Болгарское государство и передавший Боснию-Герцеговину Австрии). Критику современников и историков вызвали примеры неудачного «поведения» императора и его братьев (великих князей) на театре войны. В 1867 году Аляска (Русская Америка) была продана Соединённым Штатам за 7 млн долларов (см. продажа Аляски).
|