Эпопея: (греч. epopoi(с)a, от épos - слово, повествование и poiéo - творю), монументальное по форме эпическое произведение, отличающееся общенародной проблематикой. На ранних стадиях словесности - преобладающая разновидность нар. Эпоса, изображала наиболее существенные события и коллизии жизни: или мифологически осознанные народной фантазией столкновения сил природы, или военные столкновения племён и народов. Древние и средневековые Э. - большие стихотворные произведения - возникали посредством либо объединения коротких эпических сказаний, либо развития (разрастания) центрального события.
Так, будем объяснять по пунктам определения:
- монументальное произведение. Подходит? Подходит. Куда уж монументальней. По Далю монументальный - славный, знаменитый, пребывающий в виде памятника. Поэму Гомера самые авторитетные и в античном мире (учили наизусть, Аристотель иллюстрировал примерами свои мысли, непререкаемый авторитет, восхищение поэтикой), и в современности. Не даром к этому памятнику обращаются исследователи. Пожалуй самое знаменитое произведение античности.
- Общенародная проблематика. Гомер рассказывал об ахейцах, которые жили за несколько столетий до него. Но проблематика не в самих войнах, а в нравственных проблемах. Сюда приплетать: вмешательство богов и их очеловечивание как след архаического сознания, и храбрость войны, и зло войны, которым ужасается поэт, и ужасы мстительности, и все, все, что еще вспомните по проблематике, но основное – ужас войн и зло от жадности, но это имхо. Короче, проблемы, которые затрагивает Гомер в поэмах затрагивали каждого в том мире, да и сейчас некоорых в принципе тоже затрагивают.
- Изображает столкновение племен. Троя или Илион сталкивается с ахейцами. Нападали и раньше, это был первый удачный поход. Столкновение мифологически осознанное народной фантазии – отсюда вмешательство богов в ход битвы вплоть до физического (Диомед ранит Ареса и Афродиту).
- Большое стихотворное произведение. Ну да, согласитесь, что немаленькое.
- Возникали посредством либо объединения коротких эпических сказаний, либо развития (разрастания) центрального события. В Илиаде разрастается одно события. В Одессе, более зыбко, потому как с одной стороны вроде бы все объединено одним героем, а с другой, поэму вполне можно было бы разделить на отдельные самостоятельные эпические сказания, в зависимости от места например (Приехал к Циклопам – одна песнь, у Кирки – другое, долго плавал, вернулся, отомстил – третья и т.д.)
Гекзаметр: в античном метрическом стихосложении 6-стопный дактиль (кто уже забыл, трехстопный размер с ударением на первый слог, т.е. / _ _) с последней усечённой стопой (т.е. в последней стопе не 3 слога, а 2); в каждой стопе, кроме 5-й, два кратких слога могут заменяться долгим
Схемка: "- UU - UU - | UU - UU - UU - U"
Например первые строки Илиады:
Гнев, богиня, воспой Ахиллеса, Пелеева сына,
Грозный, который ахеянам тысячи бедствий содеял: …