Индийский танец имеет глубокую духовную основу, уходит корнями в мифологию и религию. С утверждением раннего индуизма главными божествами провозглашается триада: Брахма, Шива и Вишну. Верховные божества раннего индуизма, согласно трактатам, имеют самое непосредственное отношение к искусству танца. Главными богами, ассоциировавшимися с хореографией, являются Шива - породивший танец, овладевший им в совершенстве и получивший за это имя Натараджа - царь танца; его супруга Кали и воплощение Вишну в образе бога-человека Кришны.Танцы Шивы имеют многослойный сакральный смысл. Могущественный бог созидания и разрушения предстает в них в образе космического творца; как воплощение жизни и смерти; открывая людям "цель пути" - освобождение от земных иллюзий и достижение просветления, неся им идею о человеческом сердце как о центре Вселенной. Каждый из танцев Шивы, в зависимости от его основной темы, имеет свое собственное наименование. Идея разрушения воплощена в танце "Тандава тамасик". Вид бога необычен и грозен: тело обвито кобрами, непобедимая сила и мощь заключены в его десяти руках. Место, где совершается этот танец, нереально, символично: охваченная пламенем Земля - символ очищающего себя огнем и разрушением человеческого сердца. Танец призван вселять в души смертных покой и умиротворение, изгоняя из них печаль, гордость и горе.Главный танец Шивы - "Танец Одарения", с которым связано выражение созидательных функций божества. Образ Шивы-Натараджи - это образ творца Вселенной: танцуя, он все разрушает и одновременно заново создает жизнь. В движениях и позах танца получили свое символическое выражение пять функций божества: созидание, покровительство, разрушение, благосклонность и защита. Верхняя правая рука Шивы держит маленький барабан, знаменующий созидание, нижняя правая, поднятая на уровне плеча, согнутая в локте и обращенная ладонью к молящимся, обещает покровительство; в левой нижней руке - огнь, символ разрушения; и, наконец, левая верхняя рука с опущенной вниз кистью и вытянутым указующим перстом обещает благосклонность и защиту, как бы указывая путь к спасению. Правой ногой Шива попирает демона. Глаза его полузакрыты, словно в трансе; фигура полна напряжения и ритма. Помимо танцев Шивы, индийская традиция вкладывает глубокий религиозно-философский смысл и в танцы других богов индуистского пантеона. Танцы Кришны представлены тремя разновидностями. Первый (Тандава) содержит в своей основе легенду о поединке Кришны со стоглавым змеем Калиндой. Второй и третий ("Чувства возлюбленных" и "Великий танец") выражают идею о соединении человеческой души и божественного духа. Радха, возлюбленная Кришны, тоскующая по своему избраннику, и веселый хоровод пастушек, явившихся по зову Кришны танцевать с ним на берегу реки, - символы души смертной, стремя-щейся к соединению и слиянию с божеством.