Композиция – 2 трактовки термина – литературоведческая и лингвистическая. Литературоведение толкует композицию широко как этап творческого процесса, лингвистика понимает её как сочетание лингвистических единиц, составляющих речевое произведение, определяя жанр как относительно устойчивую композиционно-речевую схему.
Любое построение всегда предполагает наличие частей, которые следует расположить определённым образом. Не случайно в
литературоведении наравне с термином «композиция» часто употребляют термин «архитектоника», а работу писателя сравнивают с работой архитектора.
Принято различать композицию художественного произведения, в основе которого лежит сюжет, и композицию произведения, не относящегося к литературе художественной, в основе которого лежит план, т. е. поэтический образ в первом случае, логическое построение – во втором. Понятие «композиция» шире понятия «сюжет», и лишь изучение композиции позволяет оценить авторский замысел во всём его своеобразии (пример – «Герой нашего времени» Лермонтова – части не в хронологическом порядке).
Композиция информационных публикаций преследует цель – сообщить информацию, точно передать факты, используя для этого выработанные практикой стереотипы построения.
Материалы массовой информации, как правило, невелики по объёму. Вся публикация обычно находится перед нашими глазами, и целостность текста должна быть очевидной. Работа над малым жанром отнюдь не проще, чем над многостраничным произведением. Специфика литературной формы материалов массовой информации выдвигает перед редактором проблемы: границы частей должны быть чётко определены, а структура – выверена. Количественно уравнивать части – неправильно, хотя такое часто бывает, особенно, если остаётся мало времени, полосу искусственно делят на абзацы, наспех придумывают подзаголовки, чтобы не так скучно было читать. Деление должно соответствовать смыслу произведения, его композиции.
К выделению единиц структуры можно подойти на основании различных принципов (содержательного, логического, ориентированного на психологию читателя, учитывающего способы внешнего оформления структурных единиц). Каждый из этих принципов для редактора существен.
В условиях газетной полосы в качестве структурных единиц выступают материалы, объединённые названиями рубрик, шапками, общими заголовками, части публикаций, снабжённые подзаголовками, части текста, набранные другим шрифтом, выделенные линейками или другими средствами оформления. Роль зрительных сигналов в небольшом по объёму материале особенно велика.
Типичные недостатки композиции журналистского материала, с которыми редактору приходится сталкиваться особенно часто:
• отход от темы;
• неудачно выбранный принцип расположения частей;
• неоправданное нарушение последовательности изложения;
• несоразмерность частей;
• неудачные композиционные приемы;
• непрочность связей между частями;
• нечёткость композиционных рамок (неудачный заголовок, начало, концовка).
Практикой закреплены схемы построения коротких информационных заметок, фиксирующие смысловые отношения между их частями и последовательность этих частей.
• Событие уже свершившееся, завершённое. Рассказ о том, как происходило событие. Указания на подробности. Значение события (практический смысл, перспективы).
• Событие, уже свершившееся, завершённое. Характеристика этого события (описание явления, служащего предметом заметки). Значение события (практический смысл, перспективы).
• Событие, происходящее в определённый момент. Конкретизация фактов, описание деталей. Значение события, перспективы, перечисление конкретных мер, принимаемых в данный момент.
Следование этим композиционным схемам способствует передаче информации в её наиболее «чистом» виде. Отход от них вносит в текст дополнительные смысловые акценты, которые должны быть мотивированы. Проявление авторской позиции, личного к ним отношения влечёт усложнение композиции.
В публицистике эффект выразительности достигается трансформацией линейной последовательности – реальной или логической. Как и в современной художественной литературе, в публицистике стремление к оригинальности ощущается сейчас всё более отчётливо. Это и апелляция к ассоциативному мышлению читателя, и уверенность в том, что он сумеет извлечь из текста всё, что в нём заложено, и обращение к читателю внимательному и просвещённому. Это различные переносы во времени, введение дополнительных планов повествования, включение авторских монологов и отступлений, открытые концовки и другие приёмы, рассчитанные на сотворчество с читателем.
Достаточно часто авторские просчёты в построении материала объясняются тем, что приёмы композиции не связаны с его содержанием или связь эта проявлена недостаточно последовательно.
План (авторский – будущего или уже написанного произведения; редакторский – изменений, рекомендаций) помогает более грамотно выстроить композицию. Однако только 34 из 130 журналистов пишут по заранее заготовленному плану. Ещё до написания статьи важно не только представлять суть проблемы, но и основные элементы конструкции (заголовок, вступление, заключение, порядок частей). Обсуждение плана произведения с редактором позволяет ему, редактору, включиться в творческий процесс и при необходимости скорректировать его. Целостность произведения закладывается именно на начальных этапах.
Вопрос 28. Заголовок в газете и журнале: понятие, функции, классификации, приемы работы редактора.
Функции заголовка:
1. Номинативная
2. Информативная
Заголовок выражает целостную идею, настраивает читателя тематически и психологически.
3. Реклама. участвует в создании прецедентных текстов.
4. Воздействующая/ убеждающая - эмоциональное воздействие текста.
5. Делимитативная (в верстке - графическо - выделительная функция)
6. Контактная- связанная с созданием мнения, впечатления у читателя
7. Конструктивная
8. Интегративная
развернутый заголовок, заголовок из нескольких фраз.
9. Композиционная
Пример: "Здоровых наркоманов не бывает"
Грамматическая природа заголовка. Синтаксический статус заголовка:
1. Заголовок расссматривается, как слово, словосочетание
2. Заголовки делятся на предложения и не на предложения(Бахарев)
3. Заголовок является номинативным предложением (Пешковский)
4. Заголовки всех типов являются предложениями (Коробова)
Любой заголовок приближается к предложению
Классификация газетно - журнального заголовка.
Классификация Лазаревой:
1. Строится на основе того, сколько элементов смысловой схемы текста выражает заголовок.
Заголовки однонаправленные и комплексные.
Однонаправленные - один компонент в структуре текста.
Комплексные соотносятся с несколькими элементами смысла текста.
Предложения с союзом "или"
Пример: "Резервы мозга или как помочь ребенку стать умнее"
2. Полностью или нет отражен в заголовке смысловой аспект текста:
1) полно информативные. пример: "газеты дорожают, как и все в России"
2) пунктирные. лишь приблизительно указывают на содержание статьи.
примеры: "звери в осаде", "тайна 26 степеней"
3. Семантическая - эмоциональность заголовка. Заголовки одноплановые и двуплановые.