Место и роль философии в культуре. функции
Место и роль философии в культуре. функции. Ос-ность ф.-выступает как универсальное теорет. познание всеобщих принципов бытия. Это отличает ф. от конкр. наук, которые не стремятся к выявлению универсальных связей. Роль ф.-выступает в кач-ве теоретич. основы мировоз. и решает проблемы познаваемости мира, ориентации человека в мире культуры и дух. ценностей. Функции: 1. мировоззренческая – созд. собств. мировоз.; 2.методологическая- формул. осн. принципы познания для др. наук; 3.соц.-критическая- анализ. общество в соотв. с идеалом. 2.Фил.Др.Вост. на протяж. неск. тысячелетий может быть приурочена к 3 ценрам: древнеиндийск, древнекит цивилиз. и древн. цивил.Средн.Востока.ФДВ развилась из мифологич. сюжетов этих цивилиз-ий..Причины возникн:1.соц-эк(переход от меди к железу);2.товарно-ден.отнош;3.ослабление родо-плем связей;4.первое гос-во;5.духовн жизнь. В Индии процесс зарождения Ф. наз-ся "эпохой брожения умов".Ф.возникает в Индии как критика брахманизма,буддизм (попытка осознать духовное и телесное). Веды-первые свящ.книги древн. Индии, результатом дальнейшей разработки канонов учения стали Брахманы(I тыс. до н.э. ритуальные тексты). Для древнеинд. школы хар-ны:1.внимание к вопросам поиска сущности чел. и окружающ.мира;2.призн. тождества между микро и макрокосмосом;3.признание существ. 4х уровней бытия. В Китае процесс зарождения Ф.наз-ся "эпохой борющихся царств".Первые ф-ы бродяги критик. мифологию.Ф-ы Конфуций и Лао-дзы. Для др. Китая хар-на опора на свящ. книги-"пятикнижие". Уже в наиб.ранней из книг упомин. два принципа янь и инь олицитворяют 2 взаимодополн. начала (муж.и жен.). Буддизм-зарод. в Индии в VI-V вв.до н.э., видит освобожд. от страданий на пути нравств. совершенств., удаления от мира и достиж. путем особых дух. медитаций и физич.упражнений сост. нирваны. В первых веках н.э. буддийская религия терпит поражение. 3.Античная философия. 1.досократический этап (натурфилософский: 7-5вв. до н.э.); 2.сократический (классич.: софисты Сократ, Платон, Аристотель: 5-4вв. до. н.э.); 3. эллинистический (3-2вв: скептики, эпикурейцы). 4. Место средневековой философии в дух. культуре общества. Счастье – там, достичь безграничной жизни. Ср.века — особый период в истории человеч. мысли. И его ос-ность-на первый план выст. христианство и христ. идеология. признаки: а) теоцентризм, постановка в центр картины мира бога. отличает ФСВ от античной философии, для которой центром мира были природа, космос. ФСВ тесно связана с христианством; б) идея творения. Если в античности боги были частью природы, то в Средние века бог рассм. как внеприродное начало; в) идея откровения. Если высшим бытием является надприродный бог, то познать его рациональным путем невозможно. Этапы развития философии Средних веков: Три периода: Период формирования, или патристика (2—6 вв.). ф. и теология отцов церкви, то есть духовно-религ. лидеров христ. до VII века. Учения, выработанные отцами церкви, стали основополагающими для христианского религиозного мировоззрения. Внесла огромный вклад в формир. этики и эстетики позднеантичного и средневек. общества. (Василий великий, Оригей) Схоластика (XI—XIV вв.). рациональное обоснование и систематизирование христ. догматов. В рамках этого периода выделяются: 1) ранняя схоластика (XI—XII вв.), представителями которой являются Иоанн Росцелин, Ансельм Кентерберийский, Петр Абеляр, Бернард Клервоский и др.; 2) поздняя схоластика (XIII—ХМВВ.), к которой принадлежат Раймонд Луллий, Фома Аквинский, Иоанн Дуне Скот. Обычно в средневековой философии различают «рационалистическую» линию, связанную с верой в разум, и «мистическую» линию, опиравш. гл. образом на откровение.
|