Студопедия — Гражданского общества и проблема его интерпретации
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Гражданского общества и проблема его интерпретации






Одно из центральных мест в теории политической науки принадлежит гражданскому обществу. Проблема гражданского общества не только предмет теоретических разработок и эмпирических исканий исследователей, оно предстает глобальной идеей и идеалом формирования общественного и политического устройства и представляет собой одну из важнейших задач развития общества, провозглашенную в мировом масштабе, декларируемую многими странами, одну из глобальных ценностей современности.

В современной концепции развития Российской Федерации важное место занимает проблема формирования гражданского общества, рассматриваемая Правительством страны как «первоочередная задача[34]». Несмотря на то, что понятие гражданского общества в Конституции прямо не озвучивается, а правового государства подробно отдельно не рассматривается, но уже заложено в самом тексте Конституции, более того, с его провозглашения она и начинается. Преамбула Конституции и самая первая статья первой главы, названной основы конституционного строя, провозглашает что «Российская Федерация – Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления». Права человека, занимают центральное и неизменное место в Конституции Российской Федерации и Конституциях ее субъектов. Им посвящена вторая глава Конституции, названная «Права и свободы человека и гражданина», которые согласно ст. 18 Конституции РФ «определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием».

Изучение гражданского общества насчитывает тысячелетия. Истоки теории гражданского общества уходят в античность. В Новое Время в Европе сформировались классические концепции гражданского общества, которые трансформировались и развивались в истории и в настоящее время продолжают свою жизнь в теориях современных авторов. Его массовое изучение берет начало в последних десятилетиях прошлого столетия, но оно успело занять одно из центральных мест во многих общественных науках, стать одним из основных вопросов в политической науке, популярнейшей темой современности.

Основные теоретические разработки в исследовании гражданского общества в нашей стране можно классифицировать по нескольким направлениям, сгруппировать в несколько тематических блоков, основные из которых: исследование предмета гражданского общества[35]; осмысление, интерпретации концепций классиков и современных западных исследователей гражданского общества[36]; анализ взаимодействия государства, власти и гражданского общества[37]; анализ цивилизационного аспекта становления и развития гражданского общества[38]; изучение зависимости уровня развития гражданского общества от типа политического режима, зависимости его от демократии[39]; рассмотрение институтов гражданского общества[40] (НПО, религии, СМИ, МСУ и т.д.); анализ проблемы становления гражданского общества в России[41]; изучение и анализ отдельных черт гражданского общества, рассмотрение вероятности их применения к российской действительности, сравнительный анализ существующих моделей гражданского общества между собой и с идеальным классическим образцом[42].

Каждый исследователь гражданского общества в первую очередь сталкивается с проблемой его определения. Помимо существующих известных классических определений гражданского общества, которые уже изначально несут разный смысл, почти каждый современный автор дает свое. Трактовки и интерпретации гражданского общества неоднозначны, и могут рассматриваться как в общем смысле (как цель или идеал), или как одна из сторон гражданского общества – его отдельный элемент – некоммерческие организации. Выбор зависит от сферы деятельности автора, от дисциплины, от взглядов и ориентаций исследователя. Одни исследователи определяют его в общем как общество, общность и объединение, сформированное для защиты и выражения интересов, для других оно отождествляется с правовым государством, для третьих, важно рассмотрение его взаимоотношений с государством.

Наиболее распространенные в России интерпретации понятия гражданского общества можно сгруппировать в несколько подходов:

– идеологический подход,рассматривающий гражданское общество как общественный идеал. Оно предстает как идеальный тип в концепции А. Хлопина[43], а согласно Д. Коэну и Э. Арато «гражданское общество становится сегодня политическим идеалом современности [44] ». В нашей стране оно представляет собой основную цель реформирования и модернизации политики, цель, декларируемую в программах партий и различных организаций;

– проективный подход, предполагающий становление общества, которое отличается особой формой взаимоотношений с государством (приоритетный высший статус личности, контроль обществом власти, обособление власти от собственности, существование организаций вне рамок государства, защита граждан от государства, «способность воздействия на государство[45]»), и наличием у граждан высокого уровня общественного сознания (интерес и участие граждан в политике, способность формировать и поддерживать объединения и специализированные институты), а также высокого уровня психического и морального развития (ответственность, активность, высокий уровень морали, политической и правовой культуры, высокоразвитое сознание и самосознание, способность и умение отстаивать свои права и свободы), и подразумевает внедрение основополагающих общечеловеческих демократических ценностей;

– коммуникативный подход, рассматривающий гражданское общество как «совокупность внегосударственных и внеполитических отношений[46]», базирующийся на таких формах социальных отношений и взаимоотношения индивидов как равенство, равноправие, справедливость, защита интересов, ответственность личности за общество, ассоциации граждан. По определению И. Кального гражданское общество это «сообщество вольных граждан в проявлении их социальной активности… свободное сообщество равных людей, способных к творческому созиданию своего общежития и осуществлению своих потребностей[47]», по мнению З. Голенковой, «гражданское общество специфическая совокупность общественных коммуникаций и социальных связей, институтов и ценностей, главными субъектами которых являются: гражданин со своими гражданскими правами и гражданские (не политические и не государственные) организации: ассоциации, объединения, общественные движения и гражданские институты[48]»;

– институциональный подход, предполагающий отождествление гражданского общества с отдельными его элементами (структурами, институтами – НПО[49], местным самоуправлением, СМИ, религиозными организациями, профсоюзами, предпринимательскими организациями, партиями и общественными объединениями). В большинстве случаев оно ассоциируется именно с неправительственными организациями («третий сектор»). По мнению,
К.С. Гаджиева, «гражданское общество – это система обеспечения жизнедеятельности социальной, социокультурной и духовной сфер, их воспроизводства и передачи от поколения к поколению, система самостоятельных и независимых от государства общественных институтов и отношений, которые призваны обеспечить условия для самореализации отдельных индивидов и коллективов, реализации частных интересов и потребностей, будь то индивидуальных или коллективных[50]». Согласно Л. М. Романенко гражданское общество это «совокупность межличностных отношений и взаимодействий экономических культурных, религиозных и др. структур и институтов, существующих вне рамок государства и имеющих своей задачей защиту граждан от его диктата[51]». По определению И.А. Гобозова «Гражданское общество – это такое общество, в котором существуют неофициальные структуры в виде различных политических партий, организаций, движений, комитетов, ассоциаций, собраний, обществ и т.д., действующие в рамках юридических законов и норм и оказывающие заметное влияние на официальные органы власти[52]»;

– антропоцентрический подход – исходящий из декларирования ценности каждой отдельной личности[53], являющейся центром гражданского общества, и предполагающий отношение к каждому гражданину как к свободной и полноценной личности, имеющей неукоснительный приоритет прав и свобод – как гражданских, так и политических;

– культурно-цивилизационный – трактует гражданское общество как продукт западной цивилизации, особую ступень развития общества.

Приведенные примеры не исчерпывают все разнообразие представлений о гражданском обществе, а учитывают только наиболее распространенные трактовки ученых, политиков и общественных деятелей.

Понятие «гражданское общество» многогранно и многоаспектно. В общем виде его можно определить как некий утопический глобальный идеал общественного устройства и отношений, требующий формирования в обществе приоритета высокоразвитой и высокоморальной личности, способной контролировать государство, определять его политику. Его функционирование поддерживается отношениями уважения, равенства, справедливости и закона. Гражданское общество нельзя рассматривать односторонне, не учитывая три его взаимосвязанные составляющие, три его основы: личность и систему ее взаимосвязей и отношений; институты гражданского общества; общественный порядок, идеальную форму развития общества.

Подобный подход отводит особое место личности, занимающей важное место в нашем исследовании, от анализа интересов, мировоззрения и сознания которой мы и будем отталкиваться во многих вопросах.

Личность – центральное ядро гражданского общества. Можно сказать, что вся концепция гражданского общества строится вокруг личности. Появившаяся в Новое время либеральная классическая концепция гражданского общества во главу угла поставила личность, свободу и права человека. Само определение гражданского общества часто отождествляется с высокой ценностью личности в обществе и государстве, с приоритетом ее прав и свобод. «Говоря о гражданском обществе, следует исходить из понятия человека и гражданина, т.е. его прав и свобод, как из основной детерминанты политической системы общества, которое стремится быть модерным и демократическим[54]». Основным элементом гражданского общества «является активная, творческая, инициативная личность, которая готова отстаивать как собственные, индивидуальные, так и групповые интересы[55]».

Можно выделить один из распространенных в России подходов к интерпретации понятия гражданского общества – антропоцентрический подход. В рамках этого подхода гражданское общество трактуется через ценность отдельной личности, являющейся центром гражданского общества, и предполагающей отношение к каждому гражданину как к автономной, свободной и полноценной личности, имеющей неукоснительный приоритет прав и свобод – как гражданских, так и политических. Проблема гражданского общества коренится в проблеме отдельной личности, в проблеме ее положения и места в обществе, в уровне ее развития, активности, в отношениях и взаимоотношениях личностей между собой и с государством, в возможностях отстаивать свои интересы, контролировать и влиять на государство.

Основу гражданского общества в идеале составляет личность, обладающая необходимым набором качеств – высокоморальных, нравственных, интеллектуальных и гражданских. Такая личность независима, развита, активна и инициативна. С.А. Кислицын отмечает, что «сообщество свободных, деятельных и ответственных личностей и есть реальное гражданское общество в России[56]».
Ж.Т. Тощенко, также в основу гражданского общества ставит личность. «Гражданское общество, прежде всего, феномен человека[57]». М. Кузьмин считает существование свободной личности необходимым условием функционирования гражданского общества[58].

Проблема личности и ее роли в обществе анализировалась еще в трудах мыслителей, служащих истоками формирования теории гражданского общества. Высокое место личности закрепилось в концепции гражданского общества в Новое время. Со времен
Д. Локка, берет начало Л-традиция, определяющая гражданское общество как «общественное устройство или «государство особого типа, в котором юридически обеспечены и политически защищены основные права и свободы личности[59]». Значение отдельной личности для общества подчеркивается словами А. Фергюсона: «Великой целью гражданского общества является счастье индивидов: ибо как может благоденствовать общество, если каждый из составляющих его членов является несчастным? [60]». Автономность личности отмечает Гегель «в гражданском обществе каждый для себя – цель, все другие для него ничто. Но без соотношения с другими он не может достигнуть всего объема своих целей[61]».

Личность формирует основу гражданского общества, по ее статусу, по показателям ее реального положения в обществе, по отношению к ней государства можно определить, существует ли гражданское общество, и насколько высок уровень его развития.

В России гражданское общество только недавно начало строиться и в настоящее время только закладывается его фундамент. Большинство населения страны родилось и выросло в условиях советской идеологии, на ценностях и принципах глубоко отличных от ценностей и принципов гражданского общества. Демократия, индивидуализм, независимость, автономность, инициативность и многие другие ценности, внедряемые гражданским обществом новые для граждан нашей страны. Формирование гражданского общества в России наталкивается на три основные проблемы:

1) формирование основ, предпосылок, возможностей и условий для построения гражданского общества, создаваемых и гарантируемых государством. «Для формирования нового гражданского общества необходимы определенные институциональные условия, прежде всего совокупность демократических прав и свобод, рыночная экономика, которые создают возможности как для свободы личности, так и для самоорганизации граждан[62]»;

2) готовность принять ценности и нормы гражданского общества;

3) уровень развития личности, формирование системы ценностей соответствующих таким ценностям гражданского общества как: «личная сознательная ответственность, инициативность, независимость, убежденность в необходимости соблюдения законов, развитое правосознание, правовая культура, знание своих обязанностей перед обществом, внутренняя убежденность в их разумности, необходимости и возможности их исполнения, соблюдение прав и свобод других лиц[63]».

В России уровень развития демократии недостаточно высок, права и свободы человека часто не учитываются и игнорируются, не утвердилась ценность личности и уважение к ней. Многие структуры гражданского общества на самом деле не являются независимыми, свободными и развитыми. Традиционное общество полностью не уступает свои позиции гражданскому, отсюда и отсутствие равноправия, и отсутствие автономности и независимости личности, ее полной свободы. Нравственные, моральные и правовые ценности большинства людей находятся на недостаточно высоком уровне. Уровень развития личности, ее система ценностей, правосознание, активность, гражданская и политическая культура, на сегодняшний день у большинства граждан далеки от норм гражданского общества. Российский человек еще не привык считать себя автономной, независимой, свободной, самодостаточной и ответственной личностью, не стал защитником своих прав и интересов.

В стране существуют и определенные предпосылки, ростки гражданского общества. Некоторые граждане нашей страны осознали себя как личность, научились отстаивать свои интересы и бороться за свои права, свидетельство тому создание и функционирование многочисленных неправительственных организаций, наличие граждан отличающихся активностью и обладающих высокой политической и гражданской культурой.

 

 







Дата добавления: 2015-06-15; просмотров: 532. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

Пункты решения командира взвода на организацию боя. уяснение полученной задачи; оценка обстановки; принятие решения; проведение рекогносцировки; отдача боевого приказа; организация взаимодействия...

Что такое пропорции? Это соотношение частей целого между собой. Что может являться частями в образе или в луке...

Растягивание костей и хрящей. Данные способы применимы в случае закрытых зон роста. Врачи-хирурги выяснили...

ЛЕКАРСТВЕННЫЕ ФОРМЫ ДЛЯ ИНЪЕКЦИЙ К лекарственным формам для инъекций относятся водные, спиртовые и масляные растворы, суспензии, эмульсии, ново­галеновые препараты, жидкие органопрепараты и жидкие экс­тракты, а также порошки и таблетки для имплантации...

Тема 5. Организационная структура управления гостиницей 1. Виды организационно – управленческих структур. 2. Организационно – управленческая структура современного ТГК...

Методы прогнозирования национальной экономики, их особенности, классификация В настоящее время по оценке специалистов насчитывается свыше 150 различных методов прогнозирования, но на практике, в качестве основных используется около 20 методов...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.009 сек.) русская версия | украинская версия