Студопедия — НООСФЕРНЫЕ ИМПЕРАТИВЫ ГЛОБАЛИЗАЦИИ УПРАВЛЕНИЯ. Для меня ноосфера – не фикция, не создание веры – а эмпирическое обобщение
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

НООСФЕРНЫЕ ИМПЕРАТИВЫ ГЛОБАЛИЗАЦИИ УПРАВЛЕНИЯ. Для меня ноосфера – не фикция, не создание веры – а эмпирическое обобщение






 

Для меня ноосфера – не фикция, не создание веры – а эмпирическое обобщение.

Ноосфера, в которой мы живем, – является основным результатом

моего понимания окружающего.

В.И. Вернадский, 1941 г.

Наше дело правое и сейчас стихийно совпадает с наступлением ноосферы

нового состояния области жизни, биосферы – основы исторического процесса,

когда ум человека становится огромной геологической силой.

Из телеграммы В.И. Вернадского И.В. Сталину, 1943 г.

 

Глобальный финансово-экономический кризис государств планеты заставляет пересматривать парадигмы всех уровней и форм управления хозяйством, в широком смысле – природопользованием территории на соответствие естественноисторической (эволюционной) природе Человека разумного (Homo sapiens) в регионах биосферы Земли. Ведь от понимания разумной роли (функции), статуса (миссии) Homo sapiens в биосфере Земли – общего дома жизни поколений человечества, – и произошло понятие ноосфера (с греч. noospfere: noosразум и сфера – шар). Введено оно в научный оборот французским ученым Эдуаром Ле Руа в 1927 году, который слушал лекции В.И. Вернадского в Сорбонне (Париж, 1923 – 1925) и принимал участие в его семинарах. Вернадский безоговорочно принял понятие ноосфера, наполнив его естественнонаучным и эмпирическим содержанием. Обратите внимание на фундаментальные обобщения академика – создателя ноосферной философии о научном единстве народа с территорией государства (1917), основателя учения о живом веществе и биосфере (1927), о глобальной геологической силе человечества и планетном явлении научной мысли (1938), его выводы об эволюции биосферы в ноосферу (1943), которые с каждым годом становятся актуальнее.

Научно-мировоззренческие формулы Вернадского из его Боровского дневника (1941 – 1943)[1], в котором он анализирует причины нашествия фашизма на СССР и по-новому смотрит на планетарную общеобязательность учета в политике государств ноосферной функции институтов научного знания и образования, которые выражают императивы жизнеспособности поколений человечества в его природном Доме. Глубокое изучение трудов Вернадского позволит стратегически упреждающе учитывать угрозы глобализации во всех сферах взаимодействия субъектов общества с природой. Мы выделили обобщения, имеющие для институтов и сфер управления универсальное мировоззренческое, научно-прикладное и стратегическое значение: «Для меня ноосфера – не фикция, не создание веры – а эмпирическое обобщение, 1941», «Ноосфера, в которой мы живем, – является основным результатом моего понимания окружающего», «Демократия – это свобода мысли и свобода веры», «Наше дело правое и сейчас стихийно совпадает с наступлением ноосферы – нового состояния области жизни, биосферы – основы исторического процесса, когда ум человека становится огромной геологической силой». В них выражен этико-ноосферный подход экспертов, специалистов к проблемам глобализации вообще, тем более к функциям, точнее, миссии управления в обществе и обществом.

В условиях глобализации сочетание понятий «Экономика и ноосфера», вынесенное авторами в название научно-методической работы, в научно-концептуальном и прикладном смысле означает использование ноосферного (этико-экологического) подхода к проблемам и функциям управления социально-экономическими процессами, отраслями и предприятиями на территории поселений и в регионах государств планеты. Актуальность использования ноосферного подхода особенно возрастает в связи обострением проблем эколого-демографических проблем в кризисных регионах планеты и депопуляции в Российском государстве. В современном понимании учения о биосфере и эволюции биосферы в ноосферу в миссии институтов научных знаний, образования на первое место выходит этико-экологическое упреждение демографических вызовов поколениям граждан отечеств и человечества в целом, обоснованное Вернадским в «книге» жизни «Химическое строение биосферы Земли и ее окружения», Боровском дневнике, философском труде «Пережитое и передуманное» и других. Но, к ак и во времена Вернадского, научная мысль оказалась слабой по сравнению с эгоистической этикой политики лидеров классово-формационной модели глобализации. Поэтому ф утурологические актуальнейшие разработки ученого по планетарным проблемам развития цивилизации недооцениваются политологами, демографами, вообще глобалистами России, которые ориентируются на западные теории и концепции модернизации, пренебрегая опытом даже соседей.

Ученые Китая считают: «нельзя копировать историю и перенимать модели других стран, а надо искать свою модель, соответствующую реалиям и специфике своей страны» [2]. Соединяя конфуцианство, даосизм и марксизм с уникальным советским опытом, в Китае нашли прививку от издержек «болонского процесса», «перезагрузок», «цветных революций», иных «ветрянок» глобального рынка. На основе учения о ноосфере, ноосферного подхода к жизнеустройству государств в России эпохи глобализации формируются императивы ноосферного социализма и устойчивого развития [3], позволяющие упреждать угрозы убывания народа – феномена «окончания человека» (оценка академика РАН В.А. Лекторского[4]). Попыткой упреждения депопуляции был указ Президента «О Концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию» (1996), разработка ведущими учеными Российской академии наук основ стратегии устойчивого развития государства[5], ныне преданные забвению.

Ноосферную концепцию глобальной роли, институционально высшей социальной функции, всеобщей гражданской миссии науки В.И. Вернадский формировал на основе глубокого анализа истории развития науки вообще, особой футурологической и гражданской роли знаний в судьбе поколений человечества в природном Доме. К высшим достижениям XIX века он относил «рост науки и развитие научного миропонимания», «могущественные народные движения пролетариата, и социализм – …научное представление о правильном общественном устройстве»[6]. В дневнике 1938 года (26 – 28 мая) записан вывод, актуальнейший для понимания места (функции), роли (статуса) Homo sapiens в биосфере Земли и универсальной миссии (стратегически высшего значения) науки в анализе угроз, вызовов глобализации поколениям человечества: «Наука есть природное явление – активное выражение геологического проявления человечества, превращающего биосферу в ноосферу. Она в обязательной для всех форме выражает реальное соотношение между человеческим живым веществом – совокупностью жизни людей – и окружающей природой, в первую очередь ноосферой. Человек и его совокупность могут быть только мысленно из нее изъяты. Соотношение человек ноосфера неразделимо»[7]. Неотделим Человек и от биосферы Земли – основы эколого-демографической безопасности поколений, устойчивого развития человечества.

Коротко о ноосферном подходе Вернадского к феномену Человека (Homo sapiens) в биосфере природы: «Ноосфера – биосфера, переработанная научной мыслью, подготовлявшаяся шедшим сотнями миллионов, может быть миллиарды лет, процессом, создавшим Homo sapiens faber[8], не есть кратковременное и преходящее геологическое явление»[9]. В эпоху глобализации футурологически и стратегически универсальная планетарная функция Homo sapiens faber (Человека разумного умелого) реализуется в единственоосферной природы (начал), ноосферного статуса (роли), ноосферной функции (миссии) поколений Человека разумного институционального (Homo sapiens institutius[10]). Развитие Homo sapiens faber до Homo sapiens institutius возможно только в системе образования, институтах наук и управления граждан, реализующих ноосферный потенциал (высшие духовно-интеллектуальные способности) Homo sapiens faber в биосферно-экологических условиях территории государств Земли, позволяющие упреждающе учитывать угрозы, риски, вызовы глобализации поколениям.

Если наука человечества (совокупные знания поколений Homo sapiens) – природное явление в биосфере Земли, то граждане государств – это субъекты институтов разумных знаний, образования и управления. Они выражаютпотенциальный и реальный ноосферный статус Человека разумного институционального (Homo sapiens institutius), реализуемый в ноосферной миссии науки и образования, которые должны определять цели управления в жизнеустройстве народов отечеств планетарно единого Дома человечества. Первая половина ХХ века стала эпохой превращения науки в глобальную геологическую силу, а опыт СССР – это поиск народной формы эволюции биосферы в ноосферу, инструменты реализации которой академик В.И. Вернадский видел в планетарном сопротивлении угрозам фашизма – звериной этике Uber Mensch (сверхчеловека – нем.). Здесь делается акцент потому, что адепты капиталократической модели глобализации принижают роль народов СССР в победе над фашизмом.

Но в планетарном жизнеустройстве государств сохранился классово-формационный подход к общественно-экономическому развитию, необходимость преодоления которого выражена спросом на ценности социализма и социальной справедливости, отвечающих природе Человека. При классово-формационном понимании роли власти в обществе «Homo sapiens предстает как Homo institutius», «сделавший экономический выбор» (по О.В. Иншакову)[11]. Поэтому глобальный Homo economics institutius навязывает «рыночные», точнее капиталократические, интересы суверенным субъектам планетарного сообщества. В принятых на уровне ООН целях развития тысячелетия (2000 г.) доминируют рыночные стратегии глобализации и модернизации, не учитывающие статус Человека разумного институционального в биосфере и государствах планеты. Их не преодолеть без следования ноосферным критериям.

Организация Объединенных Наций была создана после Второй мировой войны, чтобы уберечь человечество от кровавых глобальных конфликтов за передел жизненного пространства. Но ни в России, ни в институтах ООН не восприняты футурологические и стратегически ключевые выводы академика Вернадского о ноосферной миссии науки, системы образования в повышении безопасности поколений в природном Доме человечества.

Критическое состояние возрастно-половой пирамиды народонаселения, вызвавший в регионах планеты депопуляцию – самый объективный показатель качества, уровня жизни граждан и стратегии реформ в эпоху глобализации. Это критерий следования в обществе умной политике, умной экономике, умному управлению, в совокупности выражающих способность специалистов управления реализовать ноосферную функцию научных знаний и образования на практике. Ноосферно-ориентированная функция научных знаний и образования особенно актуальна в условиях стратегического планирования и управления, выборе форм и методов модернизации в политике, науке и образовании, развития структур производства.

Творческие последователи Вернадского продолжают разработку учения о ноосфере, направлений ноосферологии, ноосферизма, ноосферного образования, ноосферной психологии и педагогики, позволяющие упреждать вызовы глобализации России и человечеству. Назовем имена Моисеева Н.Н., Фролова И.Т., Казначеева В.П., Коптюга В.А., Соколова Б.С. Яншина А.Л., Львова Д.С., Аксенова Г.П., Астафьева Б.А., Баландина Р.К., Буровского А.М., Бобкова В.Н., Василенко В.Н., Галимова Э.М., Гиренка Ф.И., Гирусова Э.В., Гординой Л.С., Григорьева С.И., Данилова-Данильяна В.И., Лукъянчикова Н.Н., Никитенко П.Г., Масловой Н.В., Мочалова И.И., Урсул А.Д. и Т.А., Субетто А.И., Лося В.А., Лосева К.С., Мантатова В.В., Вяч. Вс. Иванова, С.И., Патрушева В.И., Яншиной Ф.Т., Пюрвеева Д.Б., Шваневой И.В.(и др.). Ключевым в ноосферной миссии, ноосферном статусе, ноофункции гражданства в биосфере Земли является соблюдение в обществе принципов биосферосовместимого, экофильного взаимодействия поколений с природой, построенного на высших ценностях социальной справедливости, равной для всех народов планеты. Нарастание угроз глобализации человечеству обострило актуальность интеграции учения о ноосфере в научные дисциплины.Это необходимо для обоснования адекватных вызовам методов решения проблем в новых реальностях. К таким работам можно отнести монографию «Экономика и ноосфера», предлагающую « научно-методологические основы государственного управления социально-экономическим развитием в условиях глобализации». Актуальность темы несомненна, особенно в условиях участившихся «волн» глобального финансово-экономического кризиса человечества, показывающего «беспомощность» структур государственного управления процессами глобализации.

Авторы подробно рассматривают угрозы развитию цивилизации; показывают «биосферную (этико-ноосферную) обусловленность жизни цивилизации; внеэкономические факторы, которым должна быть подчинена культурная и экономическая политика (государственное управление народным хозяйством), если она ноосферна, т.е. — праведно-этична, разумна и ориентирована на устойчивое сохранение биологического вида «Человек разумный». Рассматривается реализация полной функции управления, обеспечивающего бескризисное социально-экономическое развитие. Введено понятие «научно-внедренческий цикл», в котором инновации становятся нормой жизни. Дано представление об экономической безопасности как о качестве жизни государства, обусловленном способностью к массовому осуществлению научно-внедренческих циклов. Высказаны обоснованные рекомендации по организационно-управленческому обеспечению инновационного развития страны на основе государственного регулирования рынка в русле этико-экологического (экофильного, биосферосовместимого, ноосферного) планирования социально-экономического развития».

Углубление исследователей в анализ феномена и проблем глобализации взаимодействия человечества с природой в биосфере Земли (в развитие традиций Вернадского) «заставляет» ученых мировоззренчески, концептуально и логически определиться с использованием научного понятия (идеи) ноосферы (сферы разума), внося свой вклад в развитие учения о ноосфере, формирование фундаментальных и актуальных направлений ноосферологии, ноосферизма, ноосферной футурологии, показывающих ноосферную роль институтов, инструментов и механизмов упреждающего подхода ученых, субъектов государственной власти и управления к методам решения проблем глобализации сфер жизни человечества.

Предлагаемые научно-методологические рекомендации при соответствующей доработке могут стать полезным пособием, раскрывающим ноосферный подход к институтам и функциям государственного управления социально-экономическим развитием в условиях глобализации. Анализ структуры книги, содержания глав показывает: авторы используют аспекты учения о биосфере к анализу социально-биологического и социально-экологического развития общества; пытаются по-своему оригинально «привязать» идеи ноосферы к концепции Достаточно общей теории управления (ДОТУ) эпохи глобализации.

В.Н. Василенко,доктор философских наук, академик Международной академии ноосферы (устойчивого развития), Ноосферной общественной академии наук, профессор кафедры истории и философии Волжского гуманитарного института (филиала) Волгоградского госуниверситета.

12 января 2012 г.

 

 







Дата добавления: 2015-06-15; просмотров: 413. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Расчет концентрации титрованных растворов с помощью поправочного коэффициента При выполнении серийных анализов ГОСТ или ведомственная инструкция обычно предусматривают применение раствора заданной концентрации или заданного титра...

Психолого-педагогическая характеристика студенческой группы   Характеристика группы составляется по 407 группе очного отделения зооинженерного факультета, бакалавриата по направлению «Биология» РГАУ-МСХА имени К...

Общая и профессиональная культура педагога: сущность, специфика, взаимосвязь Педагогическая культура- часть общечеловеческих культуры, в которой запечатлил духовные и материальные ценности образования и воспитания, осуществляя образовательно-воспитательный процесс...

Выработка навыка зеркального письма (динамический стереотип) Цель работы: Проследить особенности образования любого навыка (динамического стереотипа) на примере выработки навыка зеркального письма...

Словарная работа в детском саду Словарная работа в детском саду — это планомерное расширение активного словаря детей за счет незнакомых или трудных слов, которое идет одновременно с ознакомлением с окружающей действительностью, воспитанием правильного отношения к окружающему...

Правила наложения мягкой бинтовой повязки 1. Во время наложения повязки больному (раненому) следует придать удобное положение: он должен удобно сидеть или лежать...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.01 сек.) русская версия | украинская версия