лет академику Владимиру Ивановичу Вернадскому
? Почему разнообразие сельскохозяйственных культур в Вологодской области невелико?
? Почему на полях Вологодской области преобладают кормовые культуры?
? Какие новые овощные растения появились в личных подсобных хозяйствах?
! Сравните влияние на окружающую среду крупных животноводческих комплексов, фермерских и личных подсобных хозяйств. Пророк ноосферы лет академику Владимиру Ивановичу Вернадскому // Литературная газета. №10-11 2013-03-13 http://www.lgz.ru/article/21078/ «Вчера для меня стало ясно, что в структуру ноосферы входит человеческая мысль. То есть в реальной жизни человека свобода мысли должна стоять наравне с теми экономическими «свободами», которые лежат в основе всякого социализма», – писал он в 1941 году, во время жесточайшей из войн. История любого государства – это история не войн, не династий сильных мира сего, а поколений лучших граждан Отечества. Владимир Иванович Вернадский создал учение о биосфере, выдвинул идею эволюции биосферы в ноосферу, без которой в принципе невозможно упредить те угрозы и вызовы, что надвигаются на человечество. Анализируя причины возникновения фашизма, нападения нацистской Германии на СССР, он сформулировал основы ноосферного подхода к истории развития человечества, предсказал в самом начале войны крах фашизма как идеологии. Вернадский верил в решающую роль научных знаний, образования в решении проблем глобализации, которые резко обострились в XXI веке. Учёный-энциклопедист, он был человеком и гражданином поистине планетарного масштаба. И он же раскрыл ноосферный потенциал цивилизационной самодостаточности России. Когда сегодня исторически близорукие деятели навязывают России комплекс вины, его предвидения открывают громадные перспективы нашей страны. В 1911 году, когда Россия отмечала 200-летие со дня рождения великого Михаила Ломоносова, он писал: «Ломоносов был плоть от плоти русского общества, его творческая мысль проникала – сознательно или бессознательно – бесчисленными путями в современную ему русскую жизнь. Национальное самосознание вырастало и строилось внутренней культурной перестройкой общества – созданием новой русской литературы, поэзии, театра, музыки, искусства, науки, религиозной жизни, расширением образования и технических навыков. Только тот народ может сейчас выжить свободным и сильным в мировой жизни, который является творческим народом в научной работе человечества». ________________________________ Мир и мы – ДАТА ___________ «Я сделал всё, что мог сделать» Девиз мероприятий, посвящённых 150-летнему юбилею Владимира Ивановича Вернадского, – «Ноосферное мышление – мышление XXI века» // Литературная газета. №10-11 (6407) 2013-03-13. Автор: Василий ВАСИЛЕНКО, доктор философских наук, главный научный редактор электронного альманаха «НООСФЕРА XXI века» http://www.lgz.ru/article/21108/ Ноосфера – сфера разума, сфера взаимодействия общества и природы, в границах которой разумная человеческая деятельность становится определяющим фактором развития. Ноосфера – предположительно новая, высшая стадия эволюции биосферы, становление которой связано с развитием общества, оказывающего глубокое воздействие на природные процессы. Вернадский считал, что «в биосфере существует великая геологическая, быть может, космическая сила, планетное действие которой обычно не принимается во внимание в представлениях о космосе… Эта сила есть разум человека; устремлённая и организованная воля его как существа общественного». 12 марта 1943 года академику Вернадскому исполнилось 80 лет. За выдающиеся достижения в науке ему присудили Государственную премию I степени и наградили орденом Трудового Красного Знамени. Созданную им биогеохимическую лабораторию реорганизовали в Лабораторию геохимических проблем, присвоив ей его имя. В приветствии президиума АН СССР отмечалось: «Ваше научное творчество охватывает почти целую академию: кристаллограф, минералог, почвовед, химик, биолог, историк науки – Вы в каждой из этих дисциплин создали нечто новое, своеобразное, возбуждающее пытливость исследователя. Мы преклоняемся перед Вашим непоколебимым оптимизмом. В самые тяжёлые дни Отечественной войны Вы, Владимир Иванович, утверждали, что в XX веке проповедующий дикие идеи Средневековья никогда не может иметь успеха, что фашизм обречён на гибель, что разум, добро и справедливость должны победить и восторжествовать. И в эту зиму предвидение Ваше начало осуществляться. Будем, как и Вы, Владимир Иванович, верить, что с уничтожением фашизма человечество начнёт жить в ноосфере, в области разума». В ответ на юбилейные поздравления И.В. Сталина учёный написал лидеру СССР: «Наше дело правое и сейчас стихийно совпадает с наступлением ноосферы – нового состояния области жизни, биосферы – основы исторического процесса, когда ум человека становится огромной геологической силой». Академик отправил в «Правду» и Верховному главнокомандующему статью «Что и зачем нам нужно знать о ноосфере» и вторую телеграмму: «Дорогой Иосиф Виссарионович! Посылаю Вам текст моей статьи, которую я послал в редакцию «Правды» одновременно с этим и которую было бы полезно поместить в газете ввиду того, что я указываю на природный стихийный процесс, который обеспечивает нашу конечную победу в этой мировой войне. В телеграмме, которую я послал Вам, передав в пользу Красной Армии половину премии Вашего имени, мной полученной, я указываю на значение ноосферы. С глубоким уважением и преданностью. В. Вернадский. Посылаю Вам статью, так как не знаю, будет ли она опубликована». В своём дневнике он отмечает: «Сегодня послал телеграмму Сталину о том, что я жертвую 100 000 рублей из премии его имени, передаю для нужд обороны и говорю о ноосфере. Интересно, будет ли ответ. Это первое широкое высказывание о ноосфере в реальной обстановке». Труды, дневники, обширная переписка Вернадского – уникальные по глубине и широте оценок времени документы. «Жизнь святая – есть жизнь по правде. Это такая жизнь, чтобы слово не расходилось с убеждением, чтобы возможно больше, по силам, помогал я своим братьям, всем людям, чтобы возможно больше хорошего, честного, высокого я сделал, чтобы причинил возможно меньше, совсем, совсем мало горя, страданий, болезни, смерти. Это такая жизнь, чтобы, умирая, я мог сказать: я сделал всё, что мог сделать. Я не сделал никого несчастным, я постарался, чтобы после моей смерти к той же цели и идее на моё место стало таких же, нет, лучших работников...» Вот другая мысль: «Богатство страны или народа может быть разложено на две хотя и связанные, но во многом независимые друг от друга части: 1) силы природы той территории, которая находится в распоряжении страны, и 2) силы народа, который эту территорию занимает. Духовные силы человечества – его мысль, его воля, его нравственная сила – несомненно, являются основным, определяющим условием национального богатства. Обладая ими, народ в сложных условиях исторической жизни приобретёт и добудет себе необходимые для их проявления силы природы». «Но у нас наука находится в полной власти политических экспериментов, и, например, история нашей высшей школы вся написана в этом смысле страдальческими письменами. Русское общество, без различия партий, должно понять, что наука, как национальное благо, должна стоять выше партий. …Отсутствие этого сознания и понимания представляет главную причину, почему в борьбе за политические цели дня не охраняются у нас вечные интересы научной мысли, почему, с другой стороны, так бедно, позорно бедно обставлена научная деятельность в России и так жалки в этом отношении условия, в которых приходится работать русским учёным». Увы, и сегодня это признание звучит крайне злободневно. Но Вернадский верил в лучшее: «Исторический процесс на наших глазах коренным образом меняется. Впервые в истории человечества интересы народных масс – всех и каждого – и свободной мысли личности определяют жизнь человечества, являются мерилом его представлений о справедливости. Человечество, взятое в целом, становится мощной геологической силой. И перед ним, перед его мыслью и трудом, становится вопрос о перестройке биосферы в интересах свободно мыслящего человечества как единого целого. Это новое состояние биосферы, к которому мы, не замечая этого, приближаемся, и есть «ноосфера». По его мысли, ноосферное мышление людей – это планетарный коллективный ум, мудрость поколений этносов человечества, способных учитывать угрозы, риски, вызовы безопасности, устойчивому развитию государств в общем Доме Земли. Но он прекрасно понимал, что от провозглашения принципов до их реализации в социальной и политической практике государства дистанция огромного размера. «Ноосфера – последнее из многих состояний эволюции биосферы в геологической истории планеты Земля – состояние наших дней, потенциал и вектор будущего страны. Мы входим в ноосферу. Мы вступаем в неё – в новый стихийный геологический процесс...» Идеи об эволюции биосферы в ноосферу зарождались во время революции в России, созревали в ходе планетарного противостояния идей социализма капитализму, в годы чудовищной по размаху насилия войны. В них он видел будущее мирное и творческое развитие человечества. В заключение хотелось бы сказать: освоение ноосферного потенциала творческого наследия великих граждан России и человечества лучше всего начинать с их биографии, чтения дневников, писем, где пульсирует живая мысль. Овладение высшими духовными ценностями и знаниями – это и есть условие формирования ноосферного сознания людей государства, залог их безопасности, устойчивого развития в единой семье человечества XXI века.
По мысли Вернадского, предпосылками создания ноосферы являются: • «расселение человечества по всей поверхности Земли и физическое уничтожение видов, «конкурирующих с человеком»; • «радикальное усовершенствование средств связи и создания единой информационной системы и единой системы контроля над людьми; • «создание и разработка новых источников энергии (атомной, геотермической, «лунной»); • «подъём благосостояния трудящихся» и «победа демократии»; • «установление «равенства всех людей», причём не только равенства перед законом; • «учреждение единого планетарного государства; • «вовлечение «широких народных масс» в занятие наукой; • «превращение человечества в «геологическую силу».
|