Личность базовое понятие в психологии – это социальное качество индивида; субъект общественных отношений. Личность – индивид занимающий определенное положение в обществе, выполняющий определенную общественно – полезную деятельность и отличающийся присущими только ему индивидуальными и социально-психологическими особенностями. Отечественные психологи под личностью понимали высший уровень развития человека. Процесс развития личности – социализация (ее механизмы: подражание, идентификация, рефлексия, чувство вины и стыда). Впервые попытку структурировать личность предпринял Фрейд и предложил 3-х компонентную структуру личности: ид (оно) – врожденное, неосознаваемое (кипящий котел влечений), эго(я)- опыт взаимодействия с реальностью (хочу-нельзя), суперэго (сверх я) – моральный цензор. В отечественной психологии структуру личности описывали Рубинштейн, Платонов, Божович, Леонтьев. Гиппенрейтер выделяет 3 механизма развития личности: 1. сдвиг мотива на цель (сначала ребенок выполняет действие (цель) ради общения с матерью (мотив), позже в случае позитивного общения со взрослыми «правильное» поведение приобретает самостоятельную побудительную силу (становится мотивом)). 2. идентификация (подражание взрослым). 3. принятие и освоение социальных ролей. Социальная роль – система предписаний, которая отражает ожидаемую форму поведения в той или иной социальной группе. Социальный статус (позиция) – это место человека в системе сложившихся социальных отношений. Отечественные психологи отмечали необходимость рассматривать личность, выходя за пределы статусно – ролевых ограничений (личность не должна ограничиваться ролью и статусом). Божович: выделяет 2 критерия сформирной личности: 1. чел-ка можно считать личностью, если в его мотивах есть иерархия, т е если он способен преодолевать собственные непосредственные побуждения ради чего-либо другого, т е он способен к опосредованному поведению. 2. Способность к сознательному руководству сознательным поведением – оно осуществляется на основе мотивов-целей. Психологическая структура личности – целостное системное образование, совокупность социально значимых свойств, качеств, позиций, отношений, алгоритмов действий и поступков человека, сложившихся прижизненно и определяющих его поведение и деятельность. Наиболее известная структура личности К.К. Платонова. Направленность (формируется путем воспитания и включает в себя убеждения, мировоззрения, стремления, интересы). Социальный опыт (объединяет знания, навыки, умения, привычки, приобретенные на основе личного опыта путем обучения, но уже с заметным влиянием и биологически обусловленных свойств личности). Индивидуальные особенности психических процессов (объединяет индивидуальные особенности отдельных психических процессов, или психических функций: памяти, ощущений, восприятия, мышления, эмоций, чувств, воли, которые формируются в процессе социальной жизни). Биопсихические свойства (объединяет типологические свойства личности, ее половые, возрастные особенности и патологические изменения). Личность характеризуется: развивающимся самосознанием; активностью – стремлением выйти за пределы реализованных возможностей; наличием Я-образа – системы представлений человека о себе реальном; направленностью – устойчивой системой мотивов: потребностей, интересов; способностями, свойствами и качествами, обеспечивающими успешность выполнения определенной деятельности; характером, представляющим собой совокупность устойчивых индивидуальных свойств человека, обусловливающих типичные для него способы поведения и эмоционального реагирования. Индивидуальность – своеобразие психики и личности индивида, ее неповторимость. Проявляется в чертах темперамента и характера.
24. Соотношение понятий: человек, личность, индивид, индивидуальность, субъект.
Человек - существо, воплощающее высшую ступень развития жизни, субъект общественно-исторической деятельности. Человек как субъект и продукт трудовой деятельности в обществе является системой, в которой физическое и психическое, генетически обусловленное и прижизненно сформированное, природное и социальное образуют нерасторжимое единство. Человек - сложное явление. Он «объективно выступает в системе своих бесконечно многообразных качеств, свойств, отношений. Человек -это физическое тело, организм, индивид, личность, индививидуальность». Понятия «Индивид»,«Индивид-ть»,«Лич-ть» имеют свою специфику, но все они взаимосвязаны. Понятие индивид имеет несколько толкований. Прежде всего, индивид (родовая принадлежность) – это человек как единичное природное существо, представитель вида Homo sapiens, индивидом рождаются. (Леонтьев). В данном случае подчеркивается биологическая сущность человека. Но иногда это понятие используют для обозначения человека как отдельного представителя человеческой общности, как социальное существо, использующее орудия труда. Однако и в этом случае не отрицается биологическая сущность человека. Человек как индивид обладает опред свойствами. Б.Г.Ананьев выделял первичные и вторичные свойства индивида. Первичные свойства, присущие всем людям: возрастные особенности (соответствие определенному возрасту), половой диморфизм (принадлежность к определенному полу), конституциональные особенности (особенности сложения тела), нейродинамические свойства мозга, функциональная ассиметрия мозга. Совокупность первичных свойств индивида определяет его вторичные свойства: динамику психофизиологических функций и структуру органических потребностей. В свою очередь, интеграция всех этих свойств обусловливает особенности темперамента и задатки человека. Другое понятие, характеризующее человека как объект реального мира - личность. Также имеет различные варианты толкования. В частности, под личностью понимается индивид как субъект социальных отношений и сознательной деятельности. Личность – является результатом онтогенетического развития и выступает как высший уровень разввития индивида. Личность - уровень развития в социальной среде. Личностью человек не рождается, а становится, благодаря этой социальной среде. Личность формируется благодаря жизни человека в обществе. Поэтому личностью может быть только человек, и то достигший определенного возраста. В ходе деятельности человек вступает в отношения с другими людьми (общественные отношения), и эти отношения становятся «образующими его личность». Со стороны самого чел-ка формирование и жизнь его как личности выступает, прежде всего, как развитие, трансформация, подчинение и переподчинение его мотивов. (Леонтьев). Следущее понятие – субъект деят-ти. (Рубинштейн, Брушлинский). Это понятие по своему содержанию занимает промежуточное положение между понятиями индивид и личность. Субъект деятельности соединяет в единое целое биологическое начало и социальную сущность человека. Если бы человек не обладал способностью выступать в качестве субъекта деятельности, то вряд ли он мог бы рассматриваться как социальное существо, т.к. его эволюция и социальное развитие невозможны без деятельности. Субъект деятельности - всегда направленая активность и не только на предмет деятельности, но и самого себя. Понятие субъект употребляется совместно с понятием объект (это существующие независимо от нашего сознания предмет или явление реального мира, выступающие в виде цели, на которую обращена активность человека – субъекта воздействия). Главная черта человека, отличающая его от других – это сознание (высшая форма психического отражения, присущая только человеку). Оно определяет возможность познания объективной реальности, формирования целенаправленного поведения и, как следствие, преобразования действительности. Субъект деят-ти – это индивид как носитель сознания, обладающий способностью к деятельности. Итак, человек может рассматриваться, во-первых как представитель живой природы, во-вторых, как субъект сознательной деят-ти и, в-третьих, как социальное существо. Глубинное изменение человека – индивидуальность (по Ананьеву): индивидуальные качества; качества субъекта деятельности; личностные качества (приобретенные). Объединение этих 3 уровней формирует интегральную характеристику человека, его индивидуальность – это совокупность психических, физиологических и социальных особенностей конкретного человека с точки зрения его уникальности, своеобразия и неповторимости. Предпосылкой формирования человеческой индивидуальности служат анатомо-физиологические задатки, которые преобразуются в процессе воспитания, имеющего общественно обусловленный характер. Проявляется в свойствах темперамента, характера, привычках, установках, идивидуальном стиле деятельности и способностях.