Тенденции развития естествознания в XXI веке
В начале XXI в. естествознание, по-видимому, вступило в новую историческую фазу своего развития -- на уровень постнеклассической науки. В современном обществе значительно возросла роль науки. На основе научного знания рационализируются, по сути, все формы общественной жизни. Как никогда близки наука и техника. Наука стала непосредственной производительной силой общества. По отношению к практике она выполняет программирующую роль. Новые информационные технологии и средства вычислительной техники, достижения генной инженерии и биотехнологии обещают в очередной раз коренным образом изменить материальную цивилизацию, уклад нашей жизни. Под влиянием науки (в том числе) возрастает личностное начало, роль человеческого фактора во всех формах деятельности. Вместе с тем радикально изменяется и сама система научного познания. Размываются четкие границы между практической и познавательной деятельностью. В системе научного знания проходят интенсивные процессы дифференциации и интеграции знания, развиваются комплексные и междисциплинарные исследования, новые способы и методы познания, методологические установки, появляются новые элементы картины мира, выделяются новые типы объектов познания, характеризующиеся историзмом, универсальностью, сложностью организации, которые раньше не поддавались теоретическому (математическому) моделированию. Одно из таких новых направлений в современном естествознании представлено синергетикой. Для постнеклассической науки характерно выдвижение на первый план междисциплинарных, комплексных и проблемно ориентированных форм исследований. В определении познавательных целей науки все чаще начинают играть решающую роль не внутринаучные цели, а внешние для науки цели -- цели экономического, социального, политического, культурного характера. Объектами современных междисциплинарных исследований становятся уникальные системы, характеризующиеся открытостью и саморазвитием. Исторически развивающиеся системы представляют собой более сложный тип объекта даже по сравнению с саморегулирующимися системами, так как с течением времени они формируют новые уровни своей организации, изменяют свою структуру, характеризуются принципиальной необратимостью процессов и т.п. Среди таких систем особое место занимают природные комплексы, в которые включен человек (объекты экологии, медико-биологические объекты, объекты биотехнологии, системы человек -- машина и др.). Становление постнеклассической науки связано с изменением методологических установок естественно-научного познания: · формируются особые способы описания и предсказания возможных состояний развивающегося объекта -- построение сценариев возможных линий развития системы (в том числе и в точках бифуркации); · все чаще применяются методы исторической реконструкции объекта, сложившиеся в гуманитарном знании; · исследование развивающихся объектов требует изменения стратегии эксперимента: результаты экспериментов с объектом, находящимся на разных этапах развития, могут быть согласованы только с учетом вероятностных линий эволюции системы; в первую очередь это относится к системам, существующим лишь в одном экземпляре, -- они требуют особой стратегии экспериментального исследования, поскольку нет возможности воспроизводить первоначальные состояния такого объекта; · изменяются представления классического и неклассического естествознания о ценностно нейтральном характере научного исследования -- современные способы описания объектов (особенно таких, в которые непосредственно включен человек) не только допускают, но даже предполагают введение аксиологических факторов в содержание и структуру способа описания (этика науки, социальная экспертиза программ и др.). Есть основания считать, что по мере развития науки все эти современные особенности естественно-научного познания будут проявлять себя еще более контрастно и очевидно. В прогнозах развития естествознания особое значение придается следующим направления: 1) дальнейшее развитие достижений естествознания прошлого века; 2) создание новых теорий и экспериментальных методов изучения сложных саморазвивающихся систем; 3) ориентация всей науки на решение глобальных, практически значимых проблем развития современной цивилизации. Достижения естествознания прошлого века качественно изменили производительные силы общества на основе объяснения ряда физических, химических и биологических процессов, которые длительное время были недоступны для их практического использования в жизни людей (энергия атома, волновая природа излучений, генетическая природа наследственности и многое другое). Естествознание прошлого века позволило создать современные технологии: ядерная энергетика, лазерная техника, технология сверхпроводимости в передаче электромагнитных сигналов, тонкопленочная технология производства микросхем, цифровое представление волновых процессов в передаче информации и многие другие. В прошлом веке был сделан существенный прорыв в развитии космической техники. В 1986 г. была запущена на орбиту Земли пилотируемая космическая станция "МИР" (СССР). В целом многие ученые считают, что космонавтика прошлого века была мощным стимулом развития естествознания и должна развиваться в XXI в., поскольку космические исследования требуют соответствующего уровня развития "земной" технологии. Например, корабль "Буран" (СССР, 1988 г.) провел в космосе всего три часа, но наши ученые и инженеры (математики, программисты, металловеды и представители других технологий) доказали реальную возможность управления космическим кораблем в полном автоматическом режиме, что стало общепризнанным сегодня фактом.
Заключение На всем протяжении своего существования Человек изучает окружающий его мир. Будучи мыслящим существом, Человек, как в отдаленном прошлом, так и сейчас, не мог и не может ограничиваться тем, что ему непосредственно дано на уровне его повседневной практической деятельности, и всегда стремится выйти за ее пределы. Характерно то, что познание окружающего мира человеком началось с космогонических размышлений. Именно тогда на заре умственной деятельности и возникла мысль о "начале всех начал". История не знает ни одного народа, который рано или поздно в той или иной форме не задался этим вопросом и не пытался бы ответить на него. Ответы, конечно, были разными, в зависимости от уровня духовного развития данного народа. Развитие человеческой мысли, научно-технический прогресс позволили продвинуться в разрешении вопроса о возникновении Вселенной от мифологического мышления к построению научных теорий. За истекшее столетие наука о Вселенной добралась до самых верхних этажей структурной организации материи - галактик, их скоплений и сверхскоплений. Современная космология активно взялась за проблему происхождения (формирования) этих космических образований.[6] Слово естествознание представляет из себя сочетание двух слов: естество (природа) и знание. В настоящее время под естествознанием подразумевается в основном точное знание о том, что в природе, во Вселенной действительно есть или по крайней мере возможно. Первоначально к физике Аристотель относил проблемы устройства, происхождения, организации всего, что есть во Вселенной, даже жизни. Само слово физика, греческое по происхождению, близко к русскому слову природа. Таким образом, первоначально естествознание называлось физикой. В своем развитии наука прошла четыре стадии развития. На первой стадии формулировались общие представления о природе, окружающем мире как о чем-то целом. В этой стадии произошло развитие натурфилософии (философии природы) ставшей вместилищем идей и догадок, которые к 13-15 векам стали зачатками естественных наук. В 15-17 веках последовала аналитическая стадия - мысленное расчленение и выделение частностей, превратившая физику, астрономию, химию, биологию действительно в науки. Позднее, ближе к нашему времени, наступила синтетическая стадия изучения природы, характеризуемая воссозданием целостной картины мира на основе ранее познанных частностей. Сегодня пришло время обосновать не только принципиальную целостность всего естествознания, но пояснить, почему именно физика, химия и биология стали основными и самостоятельными разделами науки о природе. Т.е. в настоящее время осуществляется целостная интегрально - дифференциальная стадия развития естествознания, как единой науки о природе.
Список использованной литературы
1. Башкова Н.В. Преображение человека в философии русского космизма. - М.: URSS: КомКнига, 2007. Библиогр. С.: 219; 2. Булгаков С.Н. Философия имени. - Спб.: Наука, 2008. - С.:447; 3. Булгаков С.Н. Философия хозяйства. - М.: Институт русской цивилизации, 2009. - С.:464; 4. Вопросы культурологии. Научно-практический и методический журнал №8/2009. Шеф-редактор В.А.Петров, редактор А.В. Агошков; 5. Вопросы культурологии. Научно-практический и методический журнал №2/2013. Шеф-редактор А.В. Агошков; 6. Демин В.Н. Тайны русского народа. - М.: Вече, 1997. С. 560; 7. Евлампиев, И.И. История русской философии: Учеб. пособие для вузов/И.И.Евлампиев. - М.: Высш.шк., 2002. - С.:584; 8. Кандыба В.М., Золин П.М. Реальная история России. - СПб.: Лань, 1997. С. 464; 9. Одоевский В.Ф. Русские ночи. - Л.: Наука, 1975. С.:480;
[1] Вопросы культурологии. Научно-практический и методический журнал №2/2013. Шеф-редактор А.В. Агошков;
[2] Одоевский В.Ф. Русские ночи. - Л.: Наука, 1975. С.:480;
[3] Булгаков С.Н. Философия хозяйства. - М.: Институт русской цивилизации, 2009. - С.:464;
[4] Грушевская Т.Г. «Концепция современного естествознания» Москва, «Высшая школа», 2013г. - C.:321
[5]Вопросы культурологии. Научно-практический и методический журнал №8/2009. Шеф-редактор В.А.Петров, редактор А.В. Агошков;
[6] Гуреев Г.А. Земля и небо. – М.: Сашко, 2011 г. – С.: 354;
|