Историко-архитектурное наследие
Владимир - крупный центр международного туризма. С каждым годом привлекает он все больше и больше туристов со всего света. Город растет, развивается и, как все города страны, благоустраивается, год от года хорошеет, но как бы ни изменялись его лицо, его жизнь, он не забывает своего исторического прошлого, гордится им. Во время правления Андрея Боголюбского выросло могущество Владимира. В него переместился политический центр Руси. Старый Мономахов город-крепость уже не мог вместить многочисленных ремесленников и торговцев, стекающихся в новую столицу, как свидетельствует летописец, «из всех земель». В 1158-1165 годах во Владимире развертывается грандиозное строительство. Пояса новых земляных валов протянулись на семь километров, превысив протяженность валов Киева и Новгорода. Были возведены семь крепостных ворот. Золотые Ворота Главными городскими воротами стали белокаменные Золотые. Создавали их мастера Андрея Боголюбского, об этом свидетельствует княжеский знак, высеченный на одном из камней южной ниши. Название свое ворота получили потому, что висевшие на массивных кованых петлях их огромные дубовые створы были обшиты листами золоченой меди. Богатое убранство главного оборонительного сооружения города, величественность арочного проема, напоминавшего Триумфальную арку, свидетельствовали о том, что князь Андрей Боголюбский всеми средствами стремился возвысить Владимир, доказать равноправие его с Киевом. Одна из самых известных городских легенд связана с историей переустройства Золотых Ворот. В 1767 году Владимир посетила Екатерина II. Но сразу попасть в город императрице не удалось – по одной версии, ее карета застряла в арке Золотых Ворот (несмотря на 5-метровую ширину арки), по другой – Екатерина просто побоялась проехать под аркой, так как та находилась в аварийном состоянии. После этого инцидента государыня повелела провести ремонт памятника и срыть части крепостного земляного вала, вплотную примыкавшие к стенам ворот, чтобы в город можно было въехать беспрепятственно. Успенский собор был крупнейшей постройкой в новой столице князя Андрея, центром ее архитектурного ансамбля. Величественный храм должен был видом своим подтверждать главенство Владимира в русской земле, поэтому с роскошью он был отделан. В 1185 году, когда сгорел почти весь город, пострадал и Успенский собор. Могучий этот храм, восстановленный по приказу князя Всеволода Большое Гнездо, стал еще более величественным и прекрасным. На долгие годы сделался он местом возведения на княжеский престол владимирских князей. Собор еще дважды горел- в 1238 и 1536 годах. Ныне существующее здание-это сложный архитектурный комплекс, созданный в итоге двух строительных периодов. Реставрация 1888-1891 годов в основном вернула храму его первоначальный облик. Церковь Покрова на Нерли Находящаяся недалеко от Владимира церковь является одним из самых известных храмов XII века. Дата постройки церкви — 1165 год — считается довольно точной, так как в житии Андрея Боголюбского отражено, что строилась церковь в память о его сыне, Изяславе Андреевиче, но другие исследователи предлагают версию с 1158 годом. Однако год постройки не столь важен, так как церковь в любом случае принадлежит к удивительно хорошо сохранившимся ранним постройкам. Церковь строили мастера из Священной Римской империи. Предполагается, что самой первой русской церковью Покрова является именно эта церковь. Храм Покрова на Нерли стоит на живописнейшем лугу рукотворного холма, раньше рядом с местом её постройки Нерль впадала в реку Клязьму. Храм поражает своей стройностью, устремленностью ввысь, а небольшое внутреннее пространство здания кажется невероятно высоким и удивляет легкостью, даже воздушностью, не свойственной постройкам из камня. Это ощущение создается из-за несколько опущенных хоров и крещатых столбов, суживающихся кверху. На южной стене храма над аркатурным поясом сохранился дверной проем, через который в XII веке можно было пройти на хоры. Необычайное зрелище представляет церковь Покрова в весенний разлив, когда, подобно белому лебедю, она словно скользит среди огромного водного пространства, купаясь в лучах солнца. Так и стоит этот удивительный, незабываемый и одинокий храм, глядясь уже многие века в спокойные воды маленького озерца, удивляя и восхищая всех своим совершенством. Дми́триевский собо́р города Владимира (иногда в литературе можно встретить наименование «Дмитровский») — придворный храм, возведённый Всеволодом Большое Гнездо на княжеском дворе и освящённый в честь великомученика Димитрия Солунского. По Н. Н. Воронину, построен в 1194—1197 гг.; по летописным данным, обнаруженным в 1990-е годы Т. П. Тимофеевой, в 1191 году. Собор знаменит своей белокаменной резьбой — его стены украшают около 600 рельефов, изображающих святых, мифических и реальных животных. Большинство рельефов сохранилось в первоначальном виде, некоторые были заменены при реставрации XIX века (по М. С. Гладкой, практически точными копиями). От внутреннего убранства до нас дошли несколько фрагментов фресок XII в., в частности, фрагменты композиции «Страшный суд». В настоящее время собор находится в ведении Владимиро-Суздальского музея-заповедника и открыт как музейная экспозиция.
|