Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

ГЛАВА IV. Современные взгляды: теория устойчивого развития и коэволюции





 

Альтернатива ноосфере может быть предложена в коэволюции человеческого общества и природы, о чем писал в своих последних работах российский эколог академик Н.И. Моисеев. Коэволюция — это согласованное, терпимое, мирное, равноправное соразвитие частей одного целого.

С данным образом поведения людей тесно связано понятие устойчивого развития, возникшее в недрах ООН в 80-е гг., стало после Всемирной конференции по окружающей среде и развитию в Рио-де-Жанейро (июнь 1992 г.), пожалуй, самым распространенным среди политиков, экономистов, экологов, философов, социологов, журналистов.

Устойчивое развитие (или устойчивое экоразвитие - УЭР) — это дальнейшее улучшение политико-правового, экономического, социального, культурного положения нынешнего поколения людей, осуществляемое без нанесения ущерба природной среде.

Сегодня нередко высказывается мысль, что для скорейшего утверждения УЭР необходимо отказаться от мировоззренческого принципа «антропоцентризма» и перейти от него к «биосфероцентризму», поставив в центр научного мировоззрения не человека, не наше «я», а биосферу, т.е. природную среду жизни людей. В этом есть определенный резон. Разумеется, в конечном счете биосфероцентризм опять-таки оказывается принципом, устремленным к человеку, но не непосредственно, а опосредованно, через необходимость сохранения его дома — биосферы как условия существования любой формы жизни, включая человеческую. Таким образом, при более внимательном и вдумчивом отношении к тезису о биосфероцентризме мы видим, что имеется в виду антропоцентризм, но в более сложной и зрелой форме, предполагающей осознание человеком своей неразрывности со всем живым населением планеты до такой степени, что свое самосохранение человек может обеспечить только через сохранение жизни на планете в целом.

По Моисееву, устойчивое развитие - это развитие общества, приемлемое для сохранения экологической ниши человека и создания благоприятных условий для выживания цивилизации. Он использует понятия устойчивого развития и коэволюции человека и биосферы как синонимы. Разработка: стратегии устойчивого развития - первый шаг к эпохе ноосферы. Под эпохой ноосферы Моисеев понимает грядущий этап истории, когда коллективный разум и коллективная воля достигнут высокого веского уровня, достаточного, чтобы обеспечить гармоничное совместное развитие природы и общества[17].

Моисеев подчеркивает, что наука об обеспечении коэволюции (т.е. наука об устойчивом развитии) - это комплексная дисциплина, которая должна дать людям жизненно необходимые знания и ответить на вопрос: что нужно делать для продолжения существования человека на Земле и дальнейшего совершенствования цивилизации?


Заключение

 

В данной работе были рассмотрены те вопросы, которые я озвучила в ведении: концепция ноосферы и ее связь с социальной экологией, проблемы создания ноосферы и реализации принципа коэволюции природы и общества, а также современное мнение по обозначенным проблемам. В конце моей работы хотелось бы обобщить весь материал и подвести основные итоги.

Говоря о современной ситуации, нельзя еще раз не обратить внимание на то, что в настоящий момент рушатся иллюзии технократизма, покорения природы и выясняется сущностное единство биосферы и человечества. Судьба нашей планеты и судьба человечества — это единая судьба. Фактически человечество стоит перед выбором – сохранения цивилизации или ее гибели.

Идеи Вернадского намного опережали то время, в котором он творил. В полной мере это относится к учению о биосфере и ее переходе в ноосферу. Только сейчас, в условиях необычайного обострения глобальных проблем современности, становятся ясны пророческие слова Вернадского о необходимости мыслить и действовать в планетном — биосферном — аспекте.

Необходимо иметь в виду, что задача созидания ноосферы — это задача сегодняшнего дня. Ее решение связано с объединением усилий всего человечества, с утверждением новых ценностей сотрудничества и взаимосвязи всех народов мира. Устремленность в будущее, таким образом, — характерная черта ноосферного учения, которое в современных условиях необходимо развивать со всех его сторон.

Существующие полярные мнения (человек управляет природой или природа самодостаточна и не надо ей мешать) представляются непродуктивными. Истина, как всегда, лежит где-то посередине. Нельзя переоценивать роль и значение разума, и в то же время коварная особенность биосферы состоит в том, что она даже без шоковых внешних воздействий способна к кардинальным перестройкам своей структуры, которые могут оказаться смертельно опасными для человека. Я согласна с теми современными учеными, которые говорят, что нельзя рассматривать проблему дальнейшего развития человека и биосферы, и возможного ее перехода в ноосферу, с позиции антропоцентризма, что нужно делать акцент на коэволюции природы и общества. Я считаю, что человеческий разум в первую очередь через сохранение биосферы как среды обитания должен обеспечить функционирование и дальнейшее развитие человечества. Это одна из сложнейших задач, стоящих на сегодняшний день перед мировым сообществом.


Список литературы

1. Беляев М.И., "МИЛОГИЯ", 1999-2006г. Опубликован: 13/04/2006г.

2. Вернадский В. И. Философские мысли натуралиста. — М.: Наука, 1998, 519 с.

3. Вернадский В. И. Научная мысль как планетное явление / М., 1989. С. 136

4. Вернадский В.И. Предисловие к книге «Очерки и речи» /Вернадский В.И. //Начало и вечность жизни /Сост., вступ. ст., коммент. М.С.Бастраковой, И.И.Мочалова, В.С.Неаполитанской. – М.:Сов. Россия, 1989. – С. 331.

5. Вернадский В.И., Философские мысли натуралиста. - М.: Наука. — 1988. - 520 с.

6. Винер Д.Р. Экологическая идеология без мифов // Гуманитарный экологический журнал. 1999 — Т. 1, вып. 1. — С. 56-67.

7. Горелов А.А. Концепции современного естествознания. – М.: Центр, 2003. 208 с.

8. Горшков В.Г., Кондратьев К.Я., Лосев К.С. Если взять в союзники мудрость матери-природы // Вестник Российской Академии наук. — Т. 66, 1996 № 2. — С. 119—128.

9. Забелин И.М. Человек и общество. — М.: Сов. писатель. 1970 — 263 с.

10. Кутырев В.А. Естественное и искусственное: борьба миров. — Н. Новгород: Изд-во «Нижний Новгород». 1994— 199 с.

11. Левит Г.С. Критический взгляд на ноосферу В.И. Вернадского // Природа. 2000 — № 5. — С. 71-76.

12. Лукьянчиков Н.Н., Улитин А.А. Как спасти современный мир от экологической катастрофы. — М.: НИА-Природа и РЭФИА. 2000 — 63 с.

13. Моисеев Н.Н. Коэволюция природы и общества // Экология и жизнь. Весна-лето 1997. - №2-3. - С.27-32.

14. Назаров В. Пусть сторонники «ноосферы» мне возразят! // Знание—сила. 2003— № 12. — С. 38—43

15. Поздняков А.В., «Добрыми намерениями мостится дорога в ад» // Биосфера. 2003 — № 3

16. Селедец В.П., Коженкова С.И. Социальная экология: Учеб. пособие. Ч. 1. – Владивосток: Изд-во ВГУЭС, 2005. – 128 с.

17. http://www.biotic-regulation.pl.ru/.

 

 


[1] Селедец В.П., Коженкова С.И. Социальная экология: Учеб. пособие. Ч. 1. – Владивосток: Изд-во ВГУЭС, 2005. – 128 с.

[2] Вернадский В. И. Философские мысли натуралиста. — М.: Наука, 1998, С. 76

[3] Беляев М.И., "МИЛОГИЯ", 1999-2006г. Опубликован: 13/04/2006г.

[4] Горелов А.А. Концепции современного естествознания. – М.: Центр, 2003. С. 106

[5] Вернадский В. И. Научная мысль как планетное явление / М., 1989. С. 136

[6] Вернадский В.И. Предисловие к книге «Очерки и речи» /Вернадский В.И. //Начало и вечность жизни /Сост., вступ. ст., коммент. М.С.Бастраковой, И.И.Мочалова, В.С.Неаполитанской. – М.:Сов. Россия, 1989. – С. 331.

[7] Забелин И.М., 1970. Человек и общество. — М.: Сов. писатель. — 263 с.

[8] Лукьянчиков Н.Н., Улитин А.А., 2000. Как спасти современный мир от экологической катастрофы. — М.: НИА-Природа и РЭФИА. — 63 с.

[9] Вернадский В.И., 1988. Философские мысли натуралиста. — М.: Наука. — 520 с.

[10] Винер Д.Р., 1999. Экологическая идеология без мифов // Гуманитарный экологический журнал. — Т. 1, вып. 1. — С. 56-67.

[11] Левит Г.С., 2000. Критический взгляд на ноосферу В.И. Вернадского // Природа. — № 5. — С. 71-76.

[12] Кутырев В.А., 1994. Естественное и искусственное: борьба миров. — Н. Новгород: Изд-во «Нижний Новгород». — 199 с.

[13] Поздняков А.В., 2003. «Добрыми намерениями мостится дорога в ад» // Биосфера. — № 3.

[14] Назаров В., 2003. Пусть сторонники «ноосферы» мне возразят! // Знание—сила. — № 12. — С. 38—43.

[15] htp//www.biotic-regulation.pl.ru.

[16] Горшков В.Г., Кондратьев К.Я., Лосев К.С., 1996. Если взять в союзники мудрость матери-природы // Вестник Российской Академии наук. — Т. 66, № 2. — С. 119—128.

[17] Моисеев Н.Н. Коэволюция природы и общества // Экология и жизнь. Весна-лето 1997. - №2-3. - С.27-32.







Дата добавления: 2015-06-15; просмотров: 926. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!




Шрифт зодчего Шрифт зодчего состоит из прописных (заглавных), строчных букв и цифр...


Картограммы и картодиаграммы Картограммы и картодиаграммы применяются для изображения географической характеристики изучаемых явлений...


Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...


Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Толкование Конституции Российской Федерации: виды, способы, юридическое значение Толкование права – это специальный вид юридической деятельности по раскрытию смыслового содержания правовых норм, необходимый в процессе как законотворчества, так и реализации права...

Значення творчості Г.Сковороди для розвитку української культури Важливий внесок в історію всієї духовної культури українського народу та її барокової літературно-філософської традиції зробив, зокрема, Григорій Савич Сковорода (1722—1794 pp...

Постинъекционные осложнения, оказать необходимую помощь пациенту I.ОСЛОЖНЕНИЕ: Инфильтрат (уплотнение). II.ПРИЗНАКИ ОСЛОЖНЕНИЯ: Уплотнение...

Тема: Кинематика поступательного и вращательного движения. 1. Твердое тело начинает вращаться вокруг оси Z с угловой скоростью, проекция которой изменяется со временем 1. Твердое тело начинает вращаться вокруг оси Z с угловой скоростью...

Условия приобретения статуса индивидуального предпринимателя. В соответствии с п. 1 ст. 23 ГК РФ гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. Каковы же условия такой регистрации и...

Седалищно-прямокишечная ямка Седалищно-прямокишечная (анальная) ямка, fossa ischiorectalis (ischioanalis) – это парное углубление в области промежности, находящееся по бокам от конечного отдела прямой кишки и седалищных бугров, заполненное жировой клетчаткой, сосудами, нервами и...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2025 год . (0.009 сек.) русская версия | украинская версия