Индивид в толпе - отношения между ними
Социолог должен понять, какой субъективно подразумеваемый смысл связывает индивида с другими, на каком основании люди объединяются в массу. «Действие, которое в своем протекании имеет причиной воздействие простого факта массы чисто как такового и определяется этим фактом лишь реактивно, а не отнесено к нему осмысленно, не является «социальным действием в установленном здесь смысле слова» [37, S. 550]. Достаточно, стало быть, индивиду, составляющему «атом» массы, осмысленно отнестись к своей «омассовленности», как уже появляется дистанция между ним и его «массовостью», и это обстоятельство будет определяющим также и для структуры самой массы. В этом пункте веберовский социологический подход к массовым движениям существенно отличается от социально-психологического, предложенного, в частности, Лебоном. Характер массового движения в значительной мере определяется смысловыми установками, которыми руководствуются составляющие массу индивиды и сказывается — с большими или меньшими отклонениями — на характере тех религиозных, политических, экономических и других институтов, которые складываются в ходе и в результате этих движений. Вебер указывает четыре вида действия: целерациональное, ценностно-рациональное, аффективное и традиционное. «Социальное действие, подобно всякому действию, может быть определено: 1) целерационально, т. е. через ожидание определенного поведения предметов внешнего мира и других людей и при использовании этого ожидания как «условия» или как «средства» для рационально направленных и регулируемых целей (критерием рациональности является успех); 2) ценностно-рационально, т. е. через сознательную веру в этическую, эстетическую, религиозную или как-либо иначе понимаемую безусловную собственную ценность (самоценность) определенного поведения, взятого просто как таковое и независимо от успеха; 3) аффективно, особенно эмоционально — через актуальные аффекты и чувства; 4) традиционно, т. е. через привычку». Два последних вида действия — аффективное и традиционное — не являются социальными действиями в собственном смысле слова, поскольку здесь мы не имеем дела с осознанным смыслом. Сам Вебер отмечает, что «строго традиционное поведение, так же как и чисто реактивное подражание, целиком и полностью стоит на границе, а часто и по ту сторону того, что можно назвать вообще действием, ориентированным «по смыслу». Это не вполне так, первым это показал психоанализ. (Аффективное действие – основанное на бес- и подсознательном «решении», нормальном для «простой ситуации», в которой причина, её следствие и их соотношение с субъектом очевидны и на них опосредованные социальные факторы не влияют. Например, человек, отбирающий у тебя «здесь и сейчас» деньги, может быть грабителем, и эмоции совершенно адекватно целенаправляют тебя на противодействие ему – это действие адаптационно целесообразно, но если это – справедливо оштрафовавший тебя полицейский – эти же действия окажутся адаптационно опасными, вредными. Традиционное действие – исполнение стереотипа без оценки его целесообразности. Он исполняется потому, что либо человек, один раз интериоризировав эту модель поведения (обосновав, эмоционально «заякорив» или вообще не обосновав её полезность), в дальнейшем исполняет её не думая (сейчас апологеты "теории практик" изучают автоматические социальные действия, пытаясь обнаружить в них "атомы" социального, его сущность), либо делает это ради эмоционального комфорта, вызванного либо терпимостью к «знакомому злу», дискомфортностью творчества, либо предпочитая получить одобрение референтной группы. (Прим моё – А.С.). «Чисто ценностно-рационально, — говорит Вебер, — действует тот, кто, не считаясь с предвидимыми последствиями, действует в соответствии со своими убеждениями и выполняет то, чего, как ему кажется, требуют от него долг, достоинство, красота, религиозное предписание, пиетет или важность какого-либо... «дела». Ценностно-рациональное действие... всегда есть действие в соответствии с «заповедями» или «требованиями», которые действующий считает предъявленными к себе. Лишь поскольку человеческое действие... ориентируется на такие требования... мы будем говорить о ценностной рациональности» [37, S. 552]. Реально протекающее поведение индивида, говорит Вебер, ориентировано, как правило, в соответствии с двумя и более видами действия: в нем имеют место и целерациональные, и ценностно-рациональные, и аффективные, и традиционные моменты. В разных типах обществ те или иные виды действия могут быть преобладающими.: в традиционных обществах преобладает традиционный и аффективный типы ориентации действия, в индустриальном — целе-и ценностно-рациональный с тенденцией вытеснения второго первым. Вводя категорию социального действия, Вебер, однако, не смог разрешить тех трудностей, которые возникли в связи с применением этой категории. Сюда относится, во-первых, трудность определения субьективно подразумеваемого смысла действия. Стремясь уточнить, о каком «смысле» здесь должна идти речь, Вебер много лет бился над разработкой категории социологического понимания, так и не сумев до конца освободиться от психологизма. Парсонс, анализируя веберовское понятие социального действия, отмечает, что категория традиционного действия является слабой в теоретическом отношении, ибо «имеет дело с психологическим понятием привычки» [26, р. 647]. Возражу – дело не в привычке, а в типе поведения по признаку его ориентации на изменение структурно-функциональной модели текущего социального состояния актора. (Моё – А.С.). Во-вторых, категория социального действия в качестве исходной «клеточки» социальной жизни не дает возможности понять результаты общественного процесса, которые сплошь и рядом не совпадают с направленностью индивидуальных действий. «Так как Вебер разлагает социальное целое на его индивидуально-психологические компоненты и каждый из них рассматривает отдельно, вне связи с целым, то он оказывается не в состоянии реконструировать общую историческую перспективу» [17, S. 138]. 4. Принцип рациональности в веберовской социологии ("Протестантская этика и дух капитализма") Вебер считает, что рационализация есть всемирно-исторический процесс. Все прежде существовавшие типы обществ, в отличие от современного, Вебер называет традиционными. Их важнейший признак (по Веберу) — отсутствие в них господства формально-рационального начала. Формально-рациональное — это то, что поддается количественному учету, что без остатка исчерпывается количественной характеристикой. Как целерациональное действие изменяет структуру общества в целом? Рационализируется всё: 1) способ ведения хозяйства; 2) управление в экономике, политике, науке, культуре; 3) образ мышления людей, так же как и способ их чувствования и образ жизни в целом. Растет социальная роль науки, которая является наиболее чистым воплощением рациональности. Наука проникает прежде всего в производство, а затем и в управление, наконец, в быт. Рационализация (по Веберу) является следствием сочетанного действия ряда исторических факторов, случайно совпавших и предопределивших направление развития Европы за последние 300—400 лет. Поэтому рационализация, с его точки зрения, есть не столько необходимость исторического развития, сколько его судьба (скорее - необходимость А.С.). Случилось так, что в определенный временной период и в определенном районе мира встретились несколько феноменов, несших в себе рациональное начало: античная наука, особенно математика, развитая в эпоху Возрождения и приобретшая со времен Галилея экспериментальный характер, обусловливающая развитие техники; рациональное римское право, какого не знали прежние типы общества и которое получило на европейской почве свое дальнейшее развитие в средние века; рациональный (основанный на количественном измерении и планировании) способ ведения хозяйства, явление "отчуждения" рабочей силы и труда от средств производства («абстрактный труд» К.Маркса). Фактором, позволившим синтезировать все эти элементы, оказался, согласно Веберу, протестантизм, создавший мировоззренческие предпосылки для осуществления рационального способа ведения хозяйства. В протестантизме утверждается, что Бог "сигнализирует" человеку о том, что он одобряет его жизненный путь. Этим "сигналом" является успешность человека в его жизненных начинаниях. Так как протестантизм осуждает роскошь и бездеятельность, люди этой веры трудились и хорошо зарабатывали, но потреблять "лишние деньги" считали безнравственным. Выход был найден - деньги пускались на расширение бизнеса. Деньги стали "делать" деньги - начался капитализм. В результате в Европе впервые возник прежде никогда не существовавший и потому не имеющий аналогий в истории тип общества, который современные социологи называют индустриальным.
|