Принцип «понимания» является критерием, с помощью которого отделяется объект социологии от не объекта
Понимание означает выстраивание умственной модели социального события, процесса, массового явления в логике причинно-следственных отношений, выражаемых через понятия, логически или событийно выводимые из категории " целерациональное действие ". (Вебер понимает последнее не как "слепок" с социальной реальности, но как нечто вроде "схемы понимания", "маски" для систематизации реальных событий).(Прим моё - А.С.) Вторым обязательным моментом социального действия Вебер считает ориентацию действующего лица на другого индивида (других индивидов). Вебер пишет: «Социальное действие... может быть ориентировано на прошлое, настоящее или ожидаемое в будущем поведение других индивидов (месть за нападение в прошлом, оборона при нападении в настоящем, меры защиты против будущего нападения). В качестве «других» могут выступать известный индивид или неопределенно многие и совсем неизвестные (например, «деньги» означают средство обмена, которое действующий индивид принимает при обмене, так как ориентирует свое действие на ожидание того, что в будущем при обмене их в свою очередь примут неизвестные ему и неопределенно многие другие)». (Здесь следует уточнить. Ориентация на других существует постольку, поскольку индивид прямо или опосредованно - через предметы, обладающие, помимо прочего, системным социальным качеством (см. "Капитал", К. Маркс; В.П. Кузьмин "Принцип системности методологии К. Маркса") - соучаствует в человеческих отношениях. Если же отношений такого рода нет, нет и социальных отношений. Прим моё - А.С.) Наука не должна рассматривать «социальность» вне и помимо индивидов, она не должна допускать и тени субстанциализации социального (Вебер оппонирует Дюркгейму). (Есть действия людей и предметы, в том числе, обладающие социальным качеством - если были изменены в деятельности человека - они материальны. Есть информация о предметах и действиях - она идеальна. Если в отношениях индивида с материальным "потреблен" труд другого (артефакт), если индивид интериоризировал информацию и она изменила его состояние, в том числе, в аспекте его отношений с людьми и артефактами, на индивида оказано социальное действие. Если материальные или информационные действия индивида аналогичным образом изменили состояние других людей, индивид произвел социальное действие. Прим моё - А.С.) Лишь в той мере и настолько, в какой и насколько «всеобщее» признается отдельными индивидами и ориентирует их реальное поведение, лишь постольку оно существует. Вебер поясняет, что существование таких общностей, как «государство», «союз», с точки зрения социологии означает не что иное, как большую или меньшую вероятность того, что индивиды в своих действиях принимают во внимание эти образования. Когда эта возможность уменьшается, существование данного института становится более проблематичным; сведение этой возможности к нулю означает конец данного института (государственного, правового и т. д.). Наличие субъективного смысла и ориентации на других — два необходимых признака социального действия. Следовательно, не всякое действие - социальное. Если признаков - один или ни одного – действие не социальное. Хозяйственная деятельность индивида только тогда становится социальным действием, если при распоряжении определенными экономическими благами во внимание принимается другой (или другие) индивид(ы) и действие протекает с ориентацией на этих других (или если индивид неосознанно преобразует свойства системных социальных качеств предметов, которые изменяют социальные состояния других людей - это тоже социальное действие Прим моё - А.С.).
|